В статье приводится краткое теоретическое обоснование темы, а также результаты эмпирического исследования, полученные с использованием диагностических методик, а также методов статистической обработки информации. Целью исследования было изучение влияния на самооценку методов воспитания в семье и ее связь с социальным интеллектом. Была установлена связь самооценки с социальным интеллектом по фактору познания результатов поведения. Также выявлены тенденции использовании наказаний и поощрений у детей с разным уровнем самооценки. Результаты работы могут быть использованы педагогами-психологами, учителями, родителями в качестве опоры для формирования адекватной самооценки у младших школьников.
1. Приказ Минобразования от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.04.2024)
2. Буркова С. А. Характеристики кардиоинтервалов у детей 6-8 лет с различной самооценкой при припоминании поощрения и наказания: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2009. 151 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Москва: Юрайт, 2024. 160 с.
4. Коваленко, С. В, Осипова Е И. Родительские установки как фактор развития адекватной самооценки детей младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. - Т. 11, № 5. С. 75-83.
5. Клещева, Т. В. Социальный интеллект школьников и его связь с личностными характеристиками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 2(19). С. 252-254.
6. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена). СПБ: Руководство по использованию, 1996. 53 с.
7. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие - 3-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2021. 392 с.
8. Николаева Е. И. Кнут или пряник? Поощрение или наказание как методы воспитания ребенка. СПб: Речь, 2010. 155 с
9. Прихожан, А. М, Н. Н. Толстых. Психология сиротства : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии - 2-е издание. СПБ: Питер, 2005. 400 с.
10. Савенкова Т. Д, Карпова С. И. Эволюция представлений о социальном интеллекте в отечественных и зарубежных исследованиях // Гаудеамус. 2020. № 4 (46). С. 7-18.
11. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. Москва: ИОИ, 2021. 204 с.