Книга

Социальная психология взросления
В учебно-методическом пособии представлены материалы для проведения лекционных и семинарских занятий по учебной дисциплине «Социальная психология взросления». Издание предназначено для студентов, получающих образование в области психологии и психолого-педагогических наук, а также для преподавателей учебных дисциплин психологической и психолого-педагогической направленности.
1. Абульханова-Славская, К. А., Березина, Т. Н. (2001) Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 304 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968, 339 с.
3. Андреева, А. Д. (2020) Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 13, № 1, с. 42-51.
4. Андреева, А. Д., Данилова, Е. Е. (2020) Психологический образ детства у российских родителей: традиция и современность. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки, № 1 (98), с. 93-106.
5. Андреева, А. Д., Лисичкина, А. Г., Бримова, Л. А. (2021) Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 14, № 1, с. 6-16.
6. Ардельянова, Я. А., Саидов, Б. Ш. (2018) Факторы и условия инфантилизации современной молодежи. Теория и практика общественного развития, 2018, № 4, с. 32-36.
7. Арпентьева, М. Р. (2019) Психосоциальное здоровье и взросление человека. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, № 5 (16), с. 3-13.
8. Башкирцев, В. И. (2022) Исследование феномена «инфантилизм» в зарубежной науке. Социальные отношения, № 1 (40), с. 60-70.
9. Бегунова Л. А., Лисичкина А. Г. (2021) Эмоциональное отношение к будущему старших подростков (сравнительно-историческое исследование). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 4, с. 67-75. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-8
10. Безгодова, С. А. (2017) Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода. В кн.: Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 223-233.
11. Безгодова, С. А., Микляева, А. В. (2016) Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход. В кн.: Е. Ю. Коржова (ред.). Интегративная психология жизненного пути. СПб.: Стикс, с. 123-170.
12. Безгодова, С. А., Кулинченко, А. В., Микляева, А. В., Шаповал, В. А. (2021) Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 18, № 3, с. 592-606. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-592-606
13. Безгодова, С. А., Микляева, А. В., Терещенко, В. В. (2018) Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости. Вестник Кемеровского государственного университета, № 3 (75), с. 77-84.
14. Белогай, К. Н., Морозова, И. С., Медовикова, Е. А., Сахарчук, Н. Ю., Тупикина, Г. Г. (2018) Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе. Science for Education Today, № 8 (5), с. 57-72.
15. Белогай, К. Н., Бугрова, Н. А. (2020) Образ будущего у старших подростков: межполовые различия. Психолого-педагогические исследования, т. 12, № 1, с. 86-104.
16. Бернацкий, В. О., Мосиенко, Л. И. (2019) Концепт «инфантильная молодежь» в контексте диалога семьи и общества. Вестник Омского университета, т. 24, № 1, с. 56-63.
17. Богданов, Г. В., Голиков, Н. А. (2014) Субъективное чувство взрослости у обучающихся общеобразовательного лицея. В кн.: Современная наука: теоретический и практический взгляд. Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: Перо, с. 71-78.
18. Богданова, В. В. (2009) Траектории социализации как социологический феномен. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 70-74.
19. Бодалёв, А. А. (1998) Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 168 с.
20. Божович, Л. И. (1995) Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 348 с.
21. Бочавер, А. А., Жилинская, А. В., Хломов, К. Д. (2016) Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. Современная зарубежная психология, т. 5, № 2, с. 31-38.
22. Бубнова, И. А. (2021) Ценности и образ будущего поколения Z: специфика системы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, т. 12, № 2, с. 269-278.
23. Буянов, М. И. (1971) Психический инфантилизм (краткая история и современное состояние проблемы). Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова, вып. 10, с. 1579-1588.
24. Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, с. 368
25. Выготский, Л. С. (1931) Педология подростка. М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 504 с.
26. Гаврилова, Т. А., Швец, Ф. А. (2020) Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 2, с. 87-100.
27. Гаврилова, Т. А., Швец, Ф. А. (2015) Самооценка взрослости у школьников 1980-х и 2010-х гг. Вопросы психологии, № 5, с. 13-21.
28. Гаврина, Е. Г. (2018) Влияние цифровой экономики на развитие современного рынка труда. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, т. 9, № 4, с. 28-40.
29. Герген, К. (2016) Социальная конструкция в контексте. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 328 с.
30. Гильбух, Ю. З. (ред.). (1994) Тест-опросник личностной зрелости. Киев: НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение, 24 с.
31. Гинзбург, М. Р. (2017) Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах. Мир психологии, № 1, с. 125-129.
32. Годяцкая Н. В. (2015) Кто “Я” и какой “Я”? Маркеры психологической зрелости подростка. Вестник практической психологии, т. 12, № 1, с. 59-62.
33. Давидовская, Е. (2016) Упражнения для личностного роста старшеклассников. Кем быть? Компас в мире профессий [Электронный ресурс]. URL: https://www.kem.by/teachers/упражнения-для-личностного-роста/ (дата обращения 01.11.2024).
34. Дерманова, И. Б., Манукян, В. Р. (2010) Личностная зрелость: к определению психологического содержания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, № 4, с. 68-73.
35. Егорычева, И. Д. (2019) Проблемы современного подростка в контексте решения инвариантных задач взросления. Мир психологии, № 4 (100), с. 88-103.
36. Жесткова, Н. А. (2013) Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского университета Философия. Психология. Социология, вып. 2 (14), с. 128-136.
37. Жуков, Б. Б. (2014) Индустрия недорослей. Отечественные записки, № 5, с. 24-38.
38. Журавлев, А. Л. (2007) Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия. Психологический журнал, т. 28, № 2, с. 44-55.
39. Змиевская, А. А. (2015) Социально-возрастные нормы в семейной сфере. Региональное развитие, т. 10, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https// regrazvitie.ru/sotsialno-vozrastnye-normy-v-semejnoj-sfere/ (дата обращения 13.09.2022).
40. Ильин, В. И. (2019) Социальный серфинг как модель молодежного образа жизни. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 1, с. 28-48. DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.02
41. Ильин, Е. П. (2012) Психология взрослости. СПб.: Питер, 469 с.
42. Инфантилизм личностный (1990) В кн.: А. B. Петровский, М. Г. Ярошевский (ред.). Психология. Словарь. М.: Политиздат, 494 с.
43. Клементьева, М. В. (2023) Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 13, вып. 2, с. 164182. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.203
44. Клементьева, М. В. (2020) «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 64-74. DOI: 10.17759/pse.2020250306
45. Компаниец, В. И. (2015) Личностные и средовые факторы становления готовности старшеклассников к взрослой жизни. Актуальные проблемы психологического знания, № 3 (36), с. 27-40.
46. Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение, 254 с.
47. Кон, И. С. (1999) Социологическая психология. М.; Воронеж: МОДЭК, 554 с.
48. Кон, И. С. (1998) Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 269 с.
49. Королева, Н. Н., Богдановская, И. М., Углова, А. Б. (2022) Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста. Интеграция образования, т. 26, № 1 (106), с. 163-179.
50. Косолапов, Ю. А. (2006) Зрелость личности и самоотношение. Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т, 258 с.
51. Кравцова, А. Н., Кузинер, Е. Н. (2022). Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 2, с. 120-139. DOI: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2022.2.2141
52. Курышева, О. В. (2000) Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. М., Психологический ин-т Рос. акад. образования, 139 с.
53. Курышева, О. В. (2015) Социально-возрастные нормы: конструирование феномена. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 4, № 1 (13), с. 30-34.
54. Лаврищева, А. В. (2021) Взаимосвязь элементов ценностно-смысловой сферы и параметров достижения личностной зрелости в период ранней и средней взрослости. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 2, с. 187-205.
55. Лапето, А. О. (2018). Траектории взросления у различных поколений белорусов. В кн.: 75-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: Материалы конференции. В 3-х частях, Минск, 14-23 мая 2018 года. Минск: Белорусский государственный университет, с. 536-539.
56. Леонов, Н. И., Главатских М. М. (2014) Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход. Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», т. 14, № 1, с. 55-61.
57. Леонтьев, Д. А. , Сулимина, О. В. (2015) Траектории личностного развития при переходе от детства к взрослости и их динамика в историко-культурном измерении. В кн.: Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М . А. Одинцова (ред.) Горизонты зрелости. Сборник научных статей. М.: МГППУ, с. 14-21.
58. Лесникова, Е. А., Скрипачева, Е. Н., Ефремова, Н. Ф. (2021) Процесс становления идентичности в период ранней зрелости личности. Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института, № 4, с. 85-93.
59. Майорова-Щеглова, С. Н. (2007) Детство: противоречия и диалог культур.
60. В кн.: Интеллигенция в диалоге культур. М.: Изд-во РГГУ, с. 126-131.
61. Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020а) Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3 (54), с. 21-34.
62. Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020Ь) Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций. Социологические исследования, № 3, с. 3-15.
63. Майорова-Щеглова, С. Н., Митрофанова, С. Ю. (2020) Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, т. 13, № 1, с. 25-39.
64. Макушкин, Е. В., Бадмаева, В. Д., Шалимов, В. Ф., Ошевский, Д. С., Александрова, Н. А. (2015) Клинические рекомендации по диагностике и лечению инфантилизма у несовершеннолетних. М.: Изд-во ФМИЦПиН им. В. П. Сербского, 39 с.
65. Манукян, В. Р. (2022) Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18-27 лет. Психологическая наука и образование, № 27 (3), с. 129-140.
66. Марцинковская, Т. Д., Полева Н. С. (2017) Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение. Мир психологии, т. 89, № 1, с. 24-37.
67. Мачуха, А. М., Васильева, О. С. (2020) Понимание и психологическое содержание конструкта личностной зрелости. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, № 10, с. 69-73.
68. Мид, М. (1988) Культура и мир детства. М.: Наука, 429 с.
69. Микляева, А. В. (2014) Психология межвозрастных отношений. Монография. М.: Издательство Перо, 159 с.
70. Микляева, А. В. (2018) Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Дюссельдорф: Ламберт, 224 с.
71. Микляева, А. В. (2018Ь) Отношение подростков к взрослению: гендерный контекст проблемы. В кн.: Детство: полнота бытия в обществе риска. Сборник научных трудов. Сер. «Ребенок в современном мире». СПб.: Астерион, с. 158-164.
72. Микляева, А. В., Рудыхина, О. В., Толкачева, А. С. (2023) Содержание образов «Я-сейчас» и «Я-взрослый» у подростков с различными характеристиками личностной зрелости. Интеграция образования, т. 27, № 1(110), с. 100-118.
73. Микляева, А. В. (2016) Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 5, № 4 (17), с. 473-476.
74. Микляева, А. В., Королева, Н. Н., Безгодова, С. А., Богдановская, И. М., Рудыхина, О. В., Углова, А. Б., Панферов, В. Н., Худяков, А. И. (2023) Траектории взросления в постнеклассическую эпоху: психологические риски и возможности. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 204 с.
75. Митрофанова, Е. С. (2019) Модели взросления разных поколений россиян. Демографическое обозрение, т. 6, № 4, с. 53-82.
76. Митрофанова, Е. С. (2020) (Не)время взрослеть: как меняется возраст наступления дебютных биографических событий у россиян. Демографическое обозрение, т. 7., № 4, с. 36-61. DOI: https://doi.org/10.17323/demreview. v7i4.12043
77. Митрофанова, С. Ю. (2019) (Не)законченное детство современных юношей и девушек. Вестник ВЭГУ, № 2 (100), с. 89-96.
78. Митрофанова, С. Ю. (2020) Проявления тенденций глобализации и глокализации в детстве: социальный и индивидуальный уровни анализа. Мир науки. Социология, филология, культурология, т. 11, № 4, с. 27.
79. Митрофанова, С. Ю. (2021) Тенденция глокализации детства. Мир науки. Социология, филология, культурология, т. 12, № 1.
80. Нартова, Н. А., Саблина, А. А., Кузинер, Е. Н., Петрунина, Д. С. (2022) Анализ дискурсивных режимов перехода во взрослость в нормативных документах молодежной политики России. Журнал исследований социальной политики, т. 20, № 1, с. 7-22.
81. Нартова, Н. А., Фатехов, А. М. (2021) Переход во взрослость российских миллениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма? Мониторинг общественного мнения, № 4, с. 319-344. DOI: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2021.4.1832
82. Насибуллина, А. Ф. (2021) Я-концепция подростков в различных ситуациях взросления. Инновации. Наука. Образование, № 36, с. 2367-2376.
83. Нестик, Т. А., Шаповалова, О. С., Плужник, С. А. (2019) Социальная идентичность и временная перспектива личности как предпосылки отношения к коллективному прошлому, настоящему и будущему. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, № 4 (4), с. 102-126.
84. Новгородцева, А. П. (2006) Переживание подростками «чувства взрослости». Психологическая наука и образование, № 2, с. 39-54.
85. Нятина, Н. В. (2017) Социализационная и жизненная траектории: интерпретации и механизм движения. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки, № 1 (3), с. 34-38.
86. Огарева, Е. И., Лик, Н. В., Сероштанов, Д. И. (2021) Трансформация взрослости в эпоху цифровизации. Управленческое консультирование, № 12 (156), с. 138-144.
87. Омельяненко, А. В., Кочетков, Н. А., Худаева, М. Ю. (2021) Образ взрослости подростков. Образование и проблемы развития общества, № 4 (17), с. 170-176.
88. Павленко, Е. С. (2016) Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, № 2, с. 258-279.
89. Палаева, Р. И. (2015) О философской и психологической трактовке явления инфантилизма. Фундаментальные исследования, № 2, с. 1527-1532.
90. Панферов, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.
91. Петросьян, С. Н., Рябикина, З. И. (2021) Диспозиция «жестокость - инфантилизм» в структуре субъектной активности личности. Гуманизация образования, № 2, с. 108-117.
92. Подольская, Т. А., Утенков, А. В. (2018) К вопросу о диагностике и преодолении инфантилизма у студентов педагогических вузов. Образование личности, № 2, с. 111-118.
93. Позднякова, О. В. (2018) К вопросу развития образа взрослого в подростковом возрасте. Проблемы науки, № 6 (30), с. 108-112.
94. Поливанова, К. Н. (2012) Практики развития: взросление в современном мире. Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292. shtml (дата обращения 13.09.2022).
95. Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А. (2017) Взросление пятиклассников: 1960е vs 2010-е. Вопросы образования, № 2, с. 185-205.
96. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. (2011) Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет. В кн.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова (ред.). На пороге взросления. Сборник научных статей. М.: МГППУ, с. 14-22.
97. Пузанова, Ж. В., Ларина, Т. И., Тертышникова, А. Г. (2021) Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению. Вестник РУДН. Серия: Социология, т. 21, № 3, с. 444-456. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272- 2021-21-3-444-456
98. Реан, А. А. (2000) Психологические проблемы акмеологии. Психологический журнал, № 3, с. 88-95.
99. Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб.: Питер, 288 с.
100. Реан, А. А., Новикова, М. А., Коновалов, И. А. (2019) Трудный мир взросления современного подростка. Мир психологии, № 4 (100), с. 36-46.
101. Рубцова, О. В. (2020) Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования. Культурно-историческая психология, т. 16, № 2, с. 69-77. DOI: https:// doi.org/10.17759/10.17759/chp.2020160209
102. Руженков, В. А., Руженкова, В. В., Лукьянцева, И. С. (2016) Методика диагностики личностной зрелости. Актуальные проблемы медицины, № 26 (247), с. 65-70.
103. Русалов, В. М. (2006) Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика? Психологический журнал, т. 27, № 5, с. 83-97.
104. Сабельникова, Е. В. (2016) Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация. Образование и наука, № 3 (132), с. 89-106. DOI: https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105
105. Савков, С. Н. (1999) Взросление в постнеклассическом социальном пространстве (социально-философский анализ). Хабаровск: Изд-во ХГТУ. 70 с.
106. Сапогова, Е. Е. (2009) Преодоление лиминальности как способ личностного жизнетворчества. Культурно-историческая психология, т. 5, № 1, с. 49-56.
107. Сапогова, Е. Е. (2018) Рефлексивные доминанты автобиографического опыта взрослых: экзистенциально-нарративный анализ. Вестник Вятского государственного университета, № 2, с. 86-101.
108. Сапогова, Е. Е. (2020) Психосемантическое содержание макротезаурусов «Я» взрослых, зрелых и пожилых людей. Вестник Вятского государственного университета, № 3 (137), с. 88-102.
109. Сапогова, Е. Е. (2021) Метапатологии «возрастов взросления», как проблема становления идентичности. В кн.: Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст. Материалы международной научной конференции. М.: РГГУ, с. 73-76.
110. Серегина, А. А. (2006) Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., Российский государственный социальный университет, 204 с.
111. Скляренко, О. Н. (2020) Категории «взрослость» и «зрелость» в современном мире. Гуманитарный вестник (Горловка), № 11, с. 141-147.
112. Солдатенко, А. Л. (2012) Характеристика социальной зрелости личности с позиции интерактивного подхода. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Педагогика. Науки об образовании», т. 14, № 273, с. 80-85.
113. Солдатова, Е. Л. (2007) Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 267 с.
114. Старовойтенко, Е. Б., Кольцова, В. А., Максимова, Е. В. (2019) Неразрешенные противоречия личности в жизненном движении к зрелости. Психологический журнал, т. 40, № 4, с. 15-31.
115. Сухарева, Г. Е. (1957) Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 2. М.: Медгиз, 406 с.
116. Сухобская, Г. С. (2002) Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики. Новые знания, № 4, с. 17-20.
117. Твенге, Дж. (2019) Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Рипол, 406 с.
118. Терещенко, В. В. (2016) Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 5, № 2, с. 110-115.
119. Терещенко, В. В. (2019) Динамические аспекты взросления сельских подростков. Вестник Мининского университета, т. 7, № 1 (26), с. 13. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-13
120. Терещенко, В. В. (2020) Представления родителей и педагогов о взрослении растущих детей. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 3, с. 706-712.
121. Терещенко, В. В., Чуб, И. М. (2019) Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 8, № 3, с. 230-239.
122. Тихомандрицкая, О. А., Рикель, А. М. (2022) (Не) взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 19 (2), с. 209-232.
123. Толстых, Н. Н. (2015) Современное взросление. Консультативная психология и психотерапия, т. 23, № 4, с. 7-24. DOI: https://doi.org/10.17759/ срр.2015230402
124. Фельдштейн, Д. И. (2011) Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Вестник практической психологии образования, № 4, с. 3-12.
125. Фиофанова, О. А. (2017) Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. М.: Флинта, 120 с.
126. Хачатурова, М. Р., Ерофеева, В. Г., Бардадымов, В. А. (2022) Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период «становящейся взрослости». Психологическая наука и образование, т. 27, № 1, с. 121-135.
127. Цветков, В. В. (2019) Субъективная оценка взрослости у подростков с разным уровнем психологического благополучия. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 2, с. 724-731.
128. Чернобровкина, С. В. (2016) Представление о подростках как фактор их взросления. Вестник Омского университета. Серия «Психология», № 3, с. 56-65.
129. Чернов, А. Ю., Змиевская, А. А. (2015) Выявление социально-возрастных норм с помощью анализа качественных данных. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 4, № 1 (13), с. 34-38.
130. Чернова, А. А. (2006) Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях: автореферат диссертации кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет, 24 с.
131. Чернышёв, С. А. (2011) Социализация подростков в траекторном измерении. Знание. Понимание. Умение, № 3, с. 152-154.
132. Чукарина, А. А., Шумский, В. Б. (2018) Экзистенциальные основания личностного взросления. Мир психологии, № 3 (95), с. 266-278.
133. Шайхисламов, Р. Б. (ред.) (2021) Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения: коллективная монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 228 с.
134. Шамионов, Р. М. (2002) Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: автореферат дис. ... д-ра психологических наук. Ярославль, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 46 с.
135. Шамионов, Р. М. (2012) Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальность. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 1, № 4, с. 3-8.
136. Шамсутдинова, И. Ф. (2012) К проблеме взаимосвязи социальной ситуации развития и чувства взрослости в подростковом возрасте. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, № 2, с. 80-83.
137. Швец, Т. А. (2017) Субъективное восприятие возраста младшими подростками: кросс-культурное исследование. Актуальные проблемы психологического знания, т. 44, № 3, с. 74-89.
138. Швец, Т. А. (2020) Представления о развитии личности в детском и подростковом возрасте в современной зарубежной психологии. Новое в психолого-педагогических исследованиях, № 1 (57), с. 58-65.
139. Швец, Т. А. (2020) Психосоциальная зрелость современных российских подростков и восприятие субъективного возраста. В кн.: Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2018-2019. М.: Московский институт психоанализа, с. 299-306.
140. Швец, Ф. А. (2020) Возрастно-статусное самосознание как основание типологии взросления. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 4, с. 133-142.
141. Шевченко-Савлакова, Н. М. (2019) Трансформация модели взросления - вызов системе профессионального образования. Профессиональное образование, № 2, с. 28-31.
142. Шилова, Н. П. (2020) Взросление в юношеском возрасте. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, № 4 (54), с. 37-49.
143. Шилова, Н. П., Владыко, А. К. (2021) Этапы взросления в российской современной культуре. Сибирский психологический журнал, № 82, с. 37-53.
144. Эльконин, Д. Б., Драгунова, Т. В. (1967) Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 360 с.
145. Эриксон, Э. Г. (1996) Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 592 с.
146. Эриксон, Э. Г. (1996) Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 340 с.
147. Янутш, О. А., Неретина, Т. В., Новикова, Н. П. (2017) Взросление как культурно-педагогическая проблема: анализ ожиданий современных российских подростков. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 386-374.
148. Aline, M. (2014) Reevaluating the concept of adulthood and the framework of transition. Journal of youth studies, vol. 17 (3), pp. 415-429.
149. Arnett, J. J. (1994) Are college students adults? Their conceptions of the transition to adulthood. Journal of Adult Development, vol. 1 (4), pp. 213-224. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02277582
150. Arnett, J. J. (2014) Emerging Adulthood. The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. Oxford: Oxford University Press, 385 р.
151. Arnett, J. J. (2000) Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through thetwenties. American Psychologist, vol. 55, no. 5, pp. 469-480. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.5.469
152. Arnett, J. J., Mitra, D. (2018) Are the Features of Emerging Adulthood Develop-mentally Distinctive? A Comparison of Ages 18-60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 4, no. 8, pp. 412-419. DOI: https://doi.org/10.1177/ 2167696818810073
153. Bernardini, J. (2014) The Infantilization of the Postmodern Adult and the Figure of Kidult. Postmodern Openings, vol. 5 (2), pp. 39-55.
154. Côté, J. E., Levine, C. G. (2015) Identity formation, youth, and development: A simplifi ed approach. New York Taylor & Francis Ltd, 216 p. DOI: https:// doi.org/10.4324/9780203767047
155. Dobrescu, A. I. (2020) A visual perspective on adolescent identity. In: Visual Techniques Applied in Social Research. Bern: Peter Lang, pp. 157-187.
156. Esnaola, I., Ses, A., Antonio-Agirre, I., Azpiazu, L. (2020) The Development of Multiple Self-Concept Dimensions During Adolescence. Journal of Research on Adolescence, vol. 30, no. S1, pp. 100-114. DOI: https://doi.org/10.1111/ jora.12451
157. Galanaki, E., Sideridis, G. (2019) Dimensions of emerging adulthood, criteria for adulthood, and identity development in Greek studying youth: A personcentered approach. Emerging Adulthood, vol. 7 (6), pp. 411-431. DOI: https:// doi.org/10.1177/2167696818777040
158. Golovey, L. A., Danilova, M. V., Danilova, Y. Y. (2017) Self-relation and relations with significant adults as factors of satisfaction with life in adolescents. Social Psychology and Society, vol. 8, no. 1, pp. 108-125. DOI: https://doi.org/10.17759/ sps.2017080107
159. Gomez-Urrutia, V., Figueroa, A. J. (2022) Identity in the digital age: elaboration of social media profiles in Chilean teenagers. Convergencia, vol. 29, p. e17430. DOI: https://doi.org/10.29101/crcs.v29i0.17430
160. Harder, A. T., Mann-Feder, V., Oterholm, I., Refaeli, T. (2020) Supporting transitions to adulthood for youth leaving care: Consensus based principles. Children and Youth Services Review, vol. 116, p. 105260.
161. Henig, R. M. (2010) “What Is It About 20-Somethings?” Th e New York Times Magazine [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2010/08/22/ magazine/22Adulthood-t.html (дата обращения 13.09.2022).
162. Hershatter, A., Epstein, M. (2010) Millennials and the world of work: an organization and management perspective. Journal of Business and Psychology, vol. 25, no 2, pp. 211-223. http://doi.org/10.1007/s10869-010-9160-y
163. Jankowski, T., Btjk, W., Miciuk, L. (2022) Adaptive self-concept as a predictor of dispositional mindfulness. Personality and Individual Diff erences, vol. 190, p. 111519. DOI: https://doi.org/10.1080/15298868.2021.1997796
164. Kaplan, A., Garner, J. K. (2017). A complex dynamic systems perspective on identity and its development: The dynamic systems model of role identity. Developmental psychology, vol. 53 (11), p. 2036-2051. DOI: https://doi.org/10.1037/ dev0000339
165. Kooij, D. T., Kanfer, R., Betts, M., Rudolph, C. W. (2018) Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology, vol. 103 (8), pp. 867-893. DOI: https://doi.org/10.1037/apl0000306
166. Koushiou, M., Loutsiou, A., Karekla, M. (2021) Eating disorders among middle-school students: The role of psychological inflexibility and self-esteem. International Journal of School and Educational Psychology, vol. 9, no. 1, pp. 58-68. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2020.1742259
167. Krahn, H. J., Chai, C. A., Fang, S., Galambos, N. L., Johnson, M. D. (2018). Quick, uncertain, and delayed adults: Timing, sequencing and duration of youthadult transitions in Canada. Journal of Youth Studies, vol. 21 (7), pp. 905-921. DOI: https://doi.org/10.1080/13676261.2017.1421750
168. Mikhailova, O. B., Gutvajn, N. (2022). Growing Infantilism in Modern Adolescents and Young People: Symptoms and Causes. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 19, no. 1, pp. 39-53. DOI: https://doi.org/10.22363/2313- 1683-2022-19-1-39-53
169. Nguyen, T., Stewart, D., Gorter, J. W. (2018) Looking back to move forward: reflections and lessons learned about transitions to adulthood for youth with disabilities. Child: Care, Health and Development, vol. 44 (1), pp. 83-88.
170. Nor, N. F. M., Fuat, N. H. B. M. (2021) Visual analysis of self-presentation of teenagers and emerging adults on Facebook. Indonesian Journal of Applied Linguistics, vol. 10, no. 3, pp. 707-718. DOI: https://doi.org/10.17509/ijal. v10i3.31757
171. Norman, K. B., Grahe, J. E., Lee, S. (2023) Reconstructing Adulthood: Revising the Markers of Adulthood Scale for Increased Ecological Validity. Psychological Reports, vol. 126 (2), pp. 1042-1061. DOI: https://doi.org/10.1177/ 00332941211061700
172. Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Miklyaeva, A. V .(2021) Infantilization of adolescents in the digital environment. In: E3S Web of Conferences. Ser. “Ural Environmental Science Forum “Sustainable Development of Industrial Region”, UESF 2021”, р. 07033.
173. Polovina, N., Josie, S. (2019) Vision of Personal Future as a Tool for Supporting Adolescents’ Transition to Adulthood. Managing Global Transitions: International Research Journal, vol. 17 (3), pp. 239-258. DOI: https://doi.org/10.26493/ 1854-6935.17.239-258
174. Postman, N. (1982) Th e Disappearance of Childhood. N. Y.: Random House, 177 p.
175. Reifman, A., Arnett, J. J., Colwell, M. J. (2007) Emerging adulthood: Theory, assessment and application. Journal of Youth Development, no. 2 (1), pp. 37-48.
176. Richard, A., Settersten, J., Mortimer, J., Shanahan, L. (2003) Handbook of the Life Course. Texas: Texas A&M University, 715 p.
177. Rikel, A. M. (2020) Perception of social maturity criteria, self-perception and value orientations among Russian millennials. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 17, № 3, с. 491-503. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-491-503
178. Robette, N. (2010) The diversity of pathways to adulthood in France: Evidence from a holistic approach. Advances in life course research, vol. 15 (2-3), pp. 89-96.
179. Saito, T. (2013) Hikikomori: Adolescence without End. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 193 р.
180. Sharon, T. (2016) Constructing Adulthood: Markers of Adulthood and WellBeing Among Emerging Adults. Emerging Adulthood, vol. 4, no. 3, pp. 161-167. DOI: https://doi.org/10.1177/2167696815579826
181. Skager, R. (2009) Extending Childhood into the Teen Years: “Infantilization” and Its Consequences. Reclaiming Children and Youth, vol. 18, no. 2, pp. 18-20.
182. Smith, A., Bodell, L. P., Holm-Denoma, J., Joiner, T., Gordon, K., Perez, M., Keel, P. (2017) “I don’t want to grow up, I’m a [Gen X, Y, Me] kid”: Increasing maturity fears across the decades. International Journal of Behavioral Development, vol. 41, no. 6, pp. 655-662. DOI: https://doi.org/10.1177/0165025416654302
183. Tacca Huamn, D. R., Cuarez Cordero, R., Tacca Huamn, A. L. (2021) Phubbing, family atmos
184. Thompson, R., Holland, J. (2002) Imagined adulthood: resources, plans and contradictions. Gender and Education, vol. 14, no 4, pp. 337-350. https://doi. org/10.1080/0954025022000020072
185. Twenge, J. M., Campbell, S. M., Hoffman, B. J., Lance C. E. (2010) Generational differences in work values: leisure and extrinsic values increasing, social and intrinsic values decreasing. Journal of Management, vol. 36, no. 5, pp. 1117-1142. DOI: https://doi.org/10.1177/0149206309352246
186. Walther A. (2006) Regimes of Youth Transitions: Choice, Flexibility and Security in Young People’s Experiences Across Different European Contexts. Young, vol. 14 (2), pp. 119-139.