Книга
Траектории взросления в постнеклассическую эпоху: психологические риски и возможности
- 1. Введение
- 2. Феномен взросления в современном научном дискурсе
- 3. Траектории взросления как предмет психологического анализа
- 4. Психологические детерминанты взросления подростков в XXI веке: теоретическая модель
- 5. Организация эмпирического исследования траекторий взросления подростков в условиях российской социальной действительности
- 6. Отношение к взрослению, жизнестойкость и личностная зрелость как характеристики траекторий взросления подростков
- 7. Самовосприятие и образ Я у подростков с различными траекториями взросления
- 8. Образы «возможного будущего» в контексте траекторий взросления подростков
- 9. Субъективное восприятие жизненной перспективы у подростков, демонстрирующих различные траектории взросления
- 10. «Социальное пространство» взросления и профессионализация взрослеющих подростков
- 11. Когнитивные предпосылки траекторий взросления, демонстрируемых подростками
- 12. Психологические детерминанты взросления подростков
- 13. Траектории взросления подростков в зеркале лонгитюдного исследования
- 14. Заключение
- 15. Приложение 1. Рекомендации по внедрению результатов исследования в практику психологического сопровождения взросления подростков (общая характеристика)
- 16. Приложение 2. Программа учебного курса для студентов педагогических вузов, посвященного проблематике психолого-педагогического сопровождения взросления подростков
В монографии обобщаются результаты исследования траекторий взросления российских подростков в условиях современной социокультурной ситуации. Издание предназначено для специалистов в области возрастной психологии и смежных дисциплин, студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей.
1. Абрамова, С. Б. (2017) Образ будущего в представлении современных подростков: ожидания и страхи. Logos et Praxis, № 3, с. 97-106.
2. Абульханова-Славская, К. А., Березина, Т. Н. (2001) Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 304 с.
3. Алейникова, О. В. (2021) Целостность Я-концепции как фактор личностной зрелости. Социосфера, № 3, с. 79-83.
4. Алёхин, А. Н., Королева, Н. Н., Литвиненко, О. А. (2013)Ценностно-смысловые ориентации подростков в различные периоды новейшей истории России. Вестник психотерапии, № 47, с. 98-113.
5. Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 339 с.
6. Андреева, А. Д. (2020) Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 13, № 1, с. 42-51.
7. Андреева, А. Д., Данилова, Е. Е. (2020) Психологический образ детства у российских родителей: традиция и современность. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки, № 1 (98), с. 93-106.
8. Андреева, А. Д., Лисичкина, А. Г., Бримова, Л. А. (2021) Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 14, № 1, с. 6-16.
9. Арпентьева, М. Р. (2019) Психосоциальное здоровье и взросление человека. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, № 5 (16), с. 3-13.
10. База данных кросс-секционного эмпирического исследования траекторий взросления подростков и молодежи и их психологических детерминант (2021). Свидетельство о регистрации базы данных 2021621441, 02.07.2021. Заявка № 2021621298 от 22.06.2021.
11. Бегунова, Л. А., Лисичкина, А. Г. (2021) Эмоциональное отношение к будущему старших подростков (сравнительно-историческое исследование). Гер-ценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 4, с. 67-75. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-8
12. Безгодова, С. А., Кулинченко, А. В., Микляева, А. В., Шаповал, В. А. (2021) Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 18, № 3, с. 592-606. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-592-606
13. Безгодова, С. А. (2017) Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода. В кн.: Интегратив-ный подход к познанию психологии человека. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 223-233.
14. Безгодова, С. А., Жарова, М. В., Микляева, А. В., Трапицын, С. Ю. (2022) Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости. Российский психологический журнал, т. 19, № 3, с. 150-163.
15. Безгодова, С. А., Микляева, А. В., Терещенко, В. В. (2018) Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости. Вестник Кемеровского государственного университета, № 3 (75), с. 77-84.
16. Белогай, К. Н., Морозова, И. С, Медовикова, Е. А., Сахарчук, Н. К)., Тупикина, Г. Г. (2018) Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе. Science for Education Today, № 8 (5), с. 57-72.
17. Белогай, К. Н., Бугрова, Н. А. (2020) Образ будущего у старших подростков: межполовые различия. Психолого-педагогические исследования, т. 12, № 1, с. 86-104.
18. Бенедикт, Р. (2007) Хризантема и меч. Модели японской культуры. М.: Наука, 360 с.
19. Бернацкий, В. О, Мосиенко, Л. И. (2019) Концепт «инфантильная молодежь» в контексте диалога семьи и общества. Вестник Омского университета, т. 24, №1, с. 56-63.
20. Богданов, Г. В., Голиков, Н. А. (2014) Субъективное чувство взрослости у обучающихся общеобразовательного лицея. В кн.: Современная наука: теоретический и практический взгляд. Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: Перо, с. 71-78.
21. Богданова, В. В. (2009) Траектории социализации как социологический феномен. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 70-74.
22. Бодалёв, А. А. (1998) Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 168 с.
23. Божович, Л. И. (1995) Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 348 с.
24. Борисова, Е. С, Комаров, А. В. (2019) Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики. Наука. Общество. Оборона, №3 (20), с. 5.DOI:10.24411/2311-1763-2019-10197
25. Бочавер, А. А., Жилинская, А. В., Хломов, К. Д. (2016) Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. Современная зарубежная психология, т 5, № 2, с. 31-38.
26. Бубнова, И. А. (2021) Ценности и образ будущего поколения Z: специфика системы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, т. 12, № 2, с. 269-278.
27. Бунак, В. В. (1980) Род HOMO, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 328 с.
28. Валлон, А. (1967) Психическое развитие ребенка. М., Просвещение, 196 с.
29. Вдовин, С. М., Аверина, О. И, Горбунова Н. А., Москалева Е. Г. (2018) Финансовая грамотность населения в аспекте развития непрерывного образования. Интеграция образования, т. 22 (3 (92)), с. 441-459.
30. ВОЗ. Информационный бюллетень. Здоровье детей. (2019) Социальные аспекты здоровья населения, т. 65, № 1, с. 12.
31. Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 368 с.
32. Выготский, Л. С. (1931) Педология подростка. М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 504 с.
33. Гаврилова, Т. А., Швец, Ф. А. (2020) Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 2, с. 87-100.
34. Гаврилова, Т. А., Швец, Ф. А. (2015) Самооценка взрослости у школьников 1980-х и 2010-х гг. Вопросы психологии, № 5, с. 13-21.
35. Гаврина, Е. Г. (2018) Влияние цифровой экономики на развитие современного рынка труда. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, т. 9, № 4, с. 28-40.
36. Ганзен, В. А. (1984) Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 175 с.
37. Герген, К. (2016) Социальная конструкция в контексте. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр». 328 с.
38. Гинзбург, М. Р. (2017) Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах. Мир психологии, № 1, с. 125-129.
39. Горохова, А. А., Сомова, Н. Л., Киричик, Е. С. (2021) Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 128-139.
40. Грибоедова, О. И. (2020) Взаимосвязь рефлексивности и психологического благополучия подростков. Человеческий капитал, № 3 (135), с. 208-219.
41. Грибоедова, О. И. (2021) Самопознание подростков с разным уровнем психологического благополучия. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 4, с. 193-201.
42. Григорьева, М. Ю. (2018) Исследование позитивной идентичности подростков. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 50, с. 114-126.
43. Далгатов,М. М.,Багандова, Г. Х.,Будайчиева,Б. С. (2020) Исследование Я-образа у подростков с высокой и низкой самооценкой. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, т. 14, №2, с. 115-120.
44. Данченко, Е. А., Шлыкова И. А. (2018) Проблемы и перспективы повышения финансовой грамотности молодежи. Региональная экономика: теория и практика, т. 16 (6 (453)), с. 1041-1051.
45. Демидова, А. Г. (2011) Особенности самооценки интеллекта подростка. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, № 2, с. 361-371.
46. Дерманова, И. Б., Манукян, В. Р. (2010) Личностная зрелость: к определению психологического содержания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, № 4, с. 68-73.
47. Дубровинская, Н. В., Фарбер, Д. А., Безруких, М. М. (2000) Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М.: Владос, 144 с.
48. Дятлов, С. А., Доброхотов, М. А. (2018) Формы реализации человеческого капитала в цифровой экономике. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, № 4 (112), с. 25-28.
49. Егорычева, И. Д. (2017а) Некоторые особенности личностной идентификации современных подростков. Методист, № 6, с. 2-7.
50. Егорычева, И. Д. (2017b) Современный подросток и школьные пространства его жизнедеятельности: особенности взаимосвязи. Методист, N° 5, с. 7-15.
51. Егорычева, И. Д. (2019) Проблемы современного подростка в контексте решения инвариантных задач взросления. Мир психологии, № 4 (100), с. 88-103.
52. Жданов, А. А. (2020) Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста. Психология человека в образовании, т. 2, № 3, с. 230-235.
53. Жуков, Б. Б. (2014) Индустрия недорослей. Отечественные записки, № 5, с. 24-38.
54. Журавлев, А. Л. (2007) Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия. Психологический журнал, т. 28, № 2, с. 44-55.
55. Зволейко, Е. В. (2016) Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, т. 11 (2), с.143-149.
56. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2014) Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека. Фундаментальные исследования, № 9-8, с. 1863-1869.
57. Зимбардо, Ф., Бойд, Д. (2010) Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 352 с.
58. Змиевская, А. А. (2015) Социально-возрастные нормы в семейной сфере. Региональное развитие, т. 10, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https//regrazvitie.ru/sotsialno-vozrastnye-normy-v-semejnoj-sfere/(flaTa обращения 13.09.2022).
59. Зотова, М. О., Гасиева, И. Т. (2020) Профессиональные намерения и образ-Я, как будущего специалиста у обучающихся выпускных классов. Психология обучения, № 5, с. 33-43.
60. Ильин, В. И. (2019) Социальный серфинг как модель молодежного образа жизни. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 1, с. 28-48. DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.02
61. Калинкина, Е. М. (2021) Особенности образа-Я подростков, склонных к девиант-ному поведению. Проблемы современного педагогического образования, №71-4, с. 351-355.
62. Калинкина, Е. М. (2022) Специфика представлений о себе подростков, демонстрирующих склонности к отклоняющемуся поведению. Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований, № 1 (4), с. 15-22.
63. Калифорнийский психологический опросник. [Электронный ресурс]. URL: https:// psylab.info (дата обращения 01.10.2022).
64. Канавина, С. С. (2019) Психологические особенности формирования временной перспективы подростков. В кн.: Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием (Иркутск, 27-30 июня 2019 г.). Иркутск, ФГБОУ ВО «ИГУ», 339 с.
65. Караулов, М. А. (2021) Профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников педагогических вузов. Мир науки, культуры, образования, № 1, с. 36-39.
66. Кастельс, М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 608 с.
67. Кле, М. (1991) Психология подростка. М.: Педагогика, 171 с.
68. Клементьева, М. В. (2020) «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 64-74. DOI: 10.17759/pse.2020250306
69. Климов, Е. А. (1996) Психология профессионала: избранные труды. Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 400 с.
70. Колда, А. А. (2018) Некоторые аспекты идентичности современного подростка. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, № 4 (14), с. 145-163.
71. Комкова, Е. И. (2011) Когнитивно-личностное развитие ребенка в процессе социализации. Акмеология, № 2, с. 102-110.
72. Компаниец, В. И. (2015) Личностные и средовые факторы становления готовности старшеклассников к взрослой жизни. Актуальные проблемы психологического знания, № 3 (36), с. 21-АО.
73. Кон, И. С. (1998)Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 269 с.
74. Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение, 254 с.
75. Кон, И. С. (1999) Социологическая психология. М.; Воронеж: МОДЭК, 554 с.
76. Коржова, Е. Ю. (1994) Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев: Межрегиональная академия управления персоналом, 109 с.
77. Королева, Н. Н., Богдановская, И. М., Углова, А. Б. (2022) Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста. Интеграция образования, т. 26, № 1 (106), с. 163-179.
78. Кравцова, А. Н., Кузинер, Е. Н. (2022). Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 2, с. 120-139. DOI: 10.14515/ monitoring.2022.2.2141
79. Кравцова, Я. В., Дубовицкая, Т. Д., Абдуллин, А. Г. (2020) Психологическое время и самоэффективность личности. Психология. Психофизиология, № 13 (3), с. 17-23.
80. Кун, М., Макпартленд, Т. (1984) Эмпирические исследования установок личности на себя. В кн.: Современная зарубежная со циальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, с. 180-188.
81. Курышева, О. В. (2000) Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. М., Психологический ин-т Рос. акад. обр., 139 с.
82. Курышева, О. В. (2015) Социально-возрастные нормы: конструирование феномена. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмео-логия образования. Психология развития, т. 4, № 1 (13), с. 30-34.
83. Лаврищева, А. В. (2021) Взаимосвязь элементов ценностно-смысловой сферы и параметров достижения личностной зрелости в период ранней и средней взрослости. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 2, с. 187-205.
84. Лапето, А. О. (2018). Траектории взросления у различных поколений белорусов. В кн.: 75-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: Материалы конференции: в 3 ч., Минск, 14-23 мая 2018 года. Минск: Белорусский государственный университет, с. 536-539.
85. Леонов, Н. П., Главатских, М. М. (2014) Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика, т. 14, № 1, с. 55-61.
86. Леонтьев, А. Н. (1972) Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 576 с.
87. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006) Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 63 с.
88. Леонтьев, Д. А., Сулимина, О. В. (2015) Траектории личностного развития при переходе от детства к взрослости и их динамика в историко-культурном измерении. В кн.: Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова (ред.) Горизонты зрелости. Сборник научных статей. М.: МГППУ, с. 14-21.
89. Лесникова, Е. А., Скрипачева, Е. Н., Ефремова, Н. Ф. (2021) Процесс становления идентичности в период ранней зрелости личности. Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института, № 4, с. 85-93.
90. Личко, А. Е. (1983) Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 255 с.
91. Луцик, М. Ю. (2021) Возможности диагностики Я-концепции. Человеческий капитал, № 5 (149), с. 72-85.
92. Майорова-Щеглова, С. Н. (2007) Детство: противоречия и диалог культур. В кн.: Интеллигенция в диалоге культур, М.: Изд-во РГГУ, с. 126-131.
93. Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020а) Маршруты оффлайн- и онлайн-жизни детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионо-ведческие исследования, № 3 (54), с. 21-34.
94. Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020b) Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций. Cоциологические исследования, № 3, с. 3-15.
95. Майорова-Щеглова, С. Н., Митрофанова, С. Ю. (2020) Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, т. 13, № 1, с. 25-39.
96. Малыгин, В. Л., Феклисов, К. А., Искандирова, А. С, Антоненко, А. А., Смирнова, Е. А., Хомерики, Н. С. (2011) Интернет-зависимое поведение: критерии и методы диагностики. М.: МГМСУ, 32 с.
97. Манукян, В. Р. (2022) Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18-27 лет. Психологическая наука и образование, № 27 (3), с. 129-140.
98. Марцинковская, Т. Д., Полева Н. С. (2017) Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение. Мир Психологии, т. 89, № 1, с. 24-37.
99. Мачуха, А. М., Васильева, О. С. (2020) Понимание и психологическое содержание конструкта личностной зрелости. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, № 10, с. 69-73.
100. Мид, М. (1988) Культура и мир детства. М.: Наука, 429 с.
101. Микляева, А. В. (2014) Психология межвозрастных отношений. Монография. М.: Издательство Перо, 159 с.
102. Микляева, А. В. (2016) Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 5, № 4 (17), с. 473-476.
103. Микляева, А. В. (2017) Шкала самооценки личностной зрелости: опыт разработки и апробации. Современные исследования социальных проблем, т. 8, № 2, с. 52.
104. Микляева, А. В. (2018а) Инфантилизация пожилых людей в повседневном взаимодействии: к постановке проблемы. Журнал исследований социальной политики,-!. 16,№1, с. 109-124. DOI: 10.17323/727-0634-2018-16-1-109-124
105. Микляева, А. В. (2018) Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Дюссельдорф: Ламберт, 224 с.
106. Микляева, А. В. (2018b) Отношение подростков к взрослению: тендерный контекст проблемы. В кн.: Детство: полнота бытия в обществе риска. Сборник научных трудов. Сер. «Ребенок в современном мире». СПб.: Астерион, с. 158-164.
107. Микляева, А. В., Рудыхина, О. В., Толкачева, А. С. (2023) Содержание образов «Я-сейчас» и «Я-взрослый» у подростков с различными характеристиками личностной зрелости. Интеграция образования, т. 27, № 1 (ПО), с. 100-118.
108. Митрфанова, Е. С. (2019) Модели взросления разных поколений россиян. Демографическое обозрение, т. 6, № 4, с. 53-82.
109. Митрофанова, Е. С. (2020) (Не)время взрослеть: как меняется возраст наступления дебютных биографических событий у россиян. Демографическое обозрение, т. 7, № 4, с. 36-61. DOI: 10.17323/demreview.v7i4.12043
110. Митрофанова, С. Ю. (2019) (Не)законченное детство современных юношей и девушек. Вестник ВЭГУ, № 2 (100), с. 89-96.
111. Митрофанова, С. Ю. (2020) Проявления тенденций глобализации и глокализа-ции в детстве: социальный и индивидуальный уровни анализа. Мир науки. Социология, филология, культурология, т. 11, № 4, с. 27.
112. Митрофанова, С. Ю. (2021) Тенденция глокализации детства. Мир науки. Социология, филология, культурология,!:. 12,№ 1. [Электронныйресурс]. URL: https://sfk-mn.ra/PDF/08SCSK121.pdf (дата обращения 01.07.2023).
113. Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д., Чумакова, М. В., Корнилов, С. А., Новотоцкая-Власова, Е. В. (2008) Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов. Психологический журнал, т. 29, № 3, с. 86-100.
114. Нартова, Н. А., Саблина, А. А., Кузинер, Е. Н, Петрунина, Д. С. (2022) Анализ дискурсивных режимов перехода во взрослость в нормативных документах молодежной политики России. Журнал исследований социальной политики, т. 20, №1, с. 7-22.
115. Нартова, Н. А., Фатехов, А. М. (2021) Переход во взрослость российских мил-лениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма? Мониторинг общественного мнения, № 4, с. 319-344. DOI: 10.14515/momtormg.2021.4.1832
116. Насибуллина, А. Ф. (2021) Я-концепция подростков в различных ситуациях взросления. Инновации. Наука. Образование, № 36, с. 2367-2376.
117. Науширванова, Р. Р., Курочкина, А. И. (2018) Самооценка интеллектуального развития в юношеском возрасте. Международный студенческий научный вестник, № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=18773 (дата обращения 23.11.2022).
118. Нестик, Т. А., Шаповалова, О. С, Плужник, С. А. (2019) Социальная идентичность и временная перспектива личности как предпосылки отношения к коллективному прошлому, настоящему и будущему. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, № 4 (4), с. 102-126.
119. Никитенко, П. Д. (2013) Взаимосвязь социальных представлений о мире и смыс-ложизненных ориентации в различных условиях социализации молодежи. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 2, № 3, с. 250-257.
120. Новгородцева, А. П. (2006) Переживание подростками «чувства взрослости». Психологическая наука и образование, № 2, с. 39-54.
121. Нюттен, Ж. (2004)Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004, 608 с.
122. Нятина, Н. В. (2017) Социализационная и жизненная траектории: интерпретации и механизм движения. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки, № 1 (3), с. 34-38.
123. Огарева, Е. П., Лик, Н. В., Сероштанов, Д. И. (2021) Трансформация взрослости в эпоху цифровизации. Управленческое консультирование, № 12 (156), с. 138-144.
124. Олпорт, Г. (2002) Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 462 с.
125. Омельяненко, А. В., Кочетков, Н. А., Худаева, М. Ю. (2021) Образ взрослости подростков. Образование и проблемы развития общества, № 4 (17), с. 170-176.
126. Осташева, Е. И. (2018) Психологические детерминанты девиаций поведения современных подростков. Социальное здоровье: проблемы и решения, № 1, с. 5-18.
127. Паатова, М. Э., Даурова, М. Ш. (2014) Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования. Вектор науки Тольят-тинского государственного университета, № 2 (28), с. 173-175.
128. Павленко, Е. С. (2016) Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, № 2, с. 258-279.
129. Пантелеева, В. В., Куприянов, С. Н. (2019) Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности личности. Научен вектор на Балканите, т. 3, № 1 (3), с. 63-65.
130. Петрова, Ю. В. (2022) Отношение к деньгам как аспект профессионального самоопределения подростков с проблемным использованием Интернета. Общество: социология, психология, педагогика, № 5 (97), с. 111-117. DOI: 10.24158/spp.2022.5.16
131. Петрова, Ю. В., Богдановская, И. М., Королева Н. Н. (2021) Особенности профессионального выбора у подростков с проблемным использованием интернета. Мир науки. Педагогика и психология, т. 9, № 6, с. 43.
132. Петровская, В. Г. (2020) К вопросу о психологическом времени жизни подростков. Мир науки, культуры, образования, № 3 (82), с. 84-87.
133. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1998) Основы теоретической психологии. М.:ИНФРА-М, 525 с.
134. Позднякова, О. В. (2018) К вопросу развития образа взрослого в подростковом возрасте. Проблемы науки, № 6 (30), с. 108-112.
135. Поливанова, К. Н. (2012) Практики развития: взросление в современном мире. Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml (дата обращения 13.09.2022).
136. Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А. (2017) Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е. Вопросы образования, № 2, с. 185-205.
137. Попов, В. П., Скоблина, Н. А., Скоблина, Е. В. (2022) Значение экономических показателей в активности процессов акселерации роста и развития детей. Волгоградский научно-медицинский журнал, № 1, с. 50-54.
138. Попова, О. Н. (2018) Проблематизация определения характеристик сбалансированности временной перспективы личности. Сибирский психологический журнал, № 69, с. 85-99.
139. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. (2011) Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет. В кн.: Л .Ф. Обухова, И. А. Корепанова (ред.) На пороге взросления. Сборник научных статей. М.: МГППУ, с. 14-22.
140. Программа для ЭВМ # Профориентация. № 2016661771.
141. Пряжников, Н. С. (2008) Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 320 с.
142. Реан, А. А. (2000) Психологические проблемы акмеологии. Психологический журнал, № 3, с. 88-95.
143. Реан, А. А., Новикова, М. А., Коновалов, И. А. (2019) Трудный мир взросления современного подростка. Мир психологии, № 4 (100), с. 36-46.
144. Резун, Е. В., Слободская, Е. Р., Семенова, Н. Б., Риппинен, Т. О. (2021) Проблемы психического здоровья и обращение за помощью среди подростков. Сибирский психологический журнал, №79, с. 189-202. DOI: 10.17223/17267080/79/11
145. Рубцова, О. В. (2020) Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования. Культурно-историческая психология,т. 16,№ 2, с. 69-11. DOI: 10.17759/10.17759/ chp.2020160209
146. Савков, С. Н. (1999) Взросление в постнеклассическом социальном пространстве (социально-философский анализ). Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 70 с.
147. Садовникева, Н. О, Мирзаахмедов, А. М. (2019) Актуальные смысловые состояния педагогов, переживающих профессиональный кризис личности. Образование и наука, № 21 (2), с. 113-131.
148. Сайфуллин, Г. П. (2022) Социальные практики семьеведения в развитии готовности молодежи к браку и семейной жизни: востребованность и потенциал. Общество: социология, психология, педагогика, т. 94, № 2, с. 60-66. DOI: 10.24158/spp.2022.2.8
149. Салпагарова, Ф. И. (2019) Влияние уровня рефлексии на развитие волевых качеств подростка. International Journal of Medicine and Psychology, т 2, № 4, с. 229-232.
150. Сапогова, Е. Е. (2009) Преодоление лиминальности как способ личностного жизнетворчества. Культурно-историческая психология, т. 5, № 1, с. 49-56.
151. Сапогова, Е. Е. (2018) Рефлексивные доминанты автобиографического опыта взрослых: экзистенциально-нарративный анализ. Вестник Вятского государственного университета, № 2, с. 86-101.
152. Сапогова, Е. Е. (2020) Психосемантическое содержание макротезаурусов «Я» взрослых, зрелых и пожилых людей. Вестник Вятского государственного университета, № 3 (137), с. 88-102.
153. Сапогова, Е. Е. (2021) Метапатологии «возрастов взросления», как проблема становления идентичности. В кн.: Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст. Материалы международной научной конференции. М.:РГГУ, с. 73-76.
154. Сафоненкова, Е. В. (2022). Секулярный тренд и перспективы развития (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, т. 16, № 3, с. 83-90. DOL: 10.24412/2075-4094-2022-3-3-4
155. Семенов, М. Ю. (2011) Деньги и люди. Психология денег в России. Киев: Прост-бук, 149 с.
156. Скляренко, О. Н. (2020) Категории «взрослость» и «зрелость» в современном мире. Гуманитарный вестник (Горловка), № 11, с. 141-147.
157. Слабинский, В. К)., Воищева, Н. М., Чехлатый, Е. П., Подсадный, С. А. (2018) Профессиональное выгорание и восприятие времени при посттравматическом стрессовом расстройстве. Экология человека, № 2, с. 45-50.
158. Солдатенко, А. Л. (2012) Характеристика социальной зрелости личности с позиции интерактивного подхода. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Педагогика. Науки об образовании, т. 14, № 273, с. 80-85.
159. Солдатова, Г. У,Нестик, Т. А.,Рассказова, Е. П., Зотова, Е. Ю. (2013)Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 144 с.
160. Солдатова, Е. Л. (2007) Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 267 с.
161. Старовойтенко, Е. Б., Кольцова, В. А., Максимова, Е. В. (2019) Неразрешенные противоречия личности в жизненном движении к зрелости. Психологический журнал, т. 40, № 4, с. 15-31.
162. Твенге, Дж. (2019) Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Рипол, 406 с.
163. Темнова, Л. В., Лизунова, О. А. (2017) Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов. Высшее образование в России, № 11, с. 89-97.
164. Терещенко, В. В. (2016) Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 5, №2, с. 110-115.
165. Терещенко, В. В. (2019Ь) Динамические аспекты взросления сельских подростков. Вестник Мининского университета, т. 7, № 1 (26), с. 13. DOI: 10.26795/ 2307-1281-2019-7-1-13
166. Терещенко, В. В. (2019а) Отношение к перспективе взросления городских и сельских младших школьников. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 2, с. 681-688.
167. Терещенко, В. В. (2020) Представления родителей и педагогов о взрослении растущих детей. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 3, с. 706-712.
168. Терещенко, В. В., Чуб, И. М. (2019) Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 8, № 3, с. 230-239.
169. Тихомандрицкая, О. А., Рикель, А. М. (2022) (Не) взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 19 (2), с. 209-232.
170. Толстых, Н. Н. (2015) Современное взросление. Консультативная психология и психотерапия, т. 23, № 4, с. 7-24. DOI: 10.17759/срр.2015230402
171. Углова, А. Б., Богдановская, И. М., Королева, Н. Н., Микляева, А. В. (2020) Представления о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости. Science for Education Today, № 10 (6), с. 55-73.
172. Ундуск, Е. Н. (2019) Сравнительное исследование субъективных условий процесса интракоммуникации школьников, переживающих проблемы в разных жизненных областях. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 117-125). DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-2-117-125
173. Фельдштейн, Д. И. (2011) Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Вестник практической психологии образования, № 4, с. 3-12.
174. Филиппова, Е. С. (2014) Особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте. Современные научные исследования и инновации, № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/ 2014/07/36454 (дата обращения 07.10.2022).
175. Фоминова, Н. А. (2012) Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 151 с.
176. Хасан, Б. Л., Тюменева, Ю. А. (1995) Противоречие двух периодизаций детского развития и попытка установления взаимосвязи между ними. Бюллетень клуба конфликтологов, вып. 4, с. 19-23.
177. Хачатурова, М. Р., Ерофеева, В. Г., Бар дадымов, В. А. (2022) Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период «становящейся взрослости». Психологическая наука и образование, т. 27, № 1, с. 121-135.
178. Цветков, В. В. (2019) Субъективная оценка взрослости у подростков с разным уровнем психологического благополучия. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 2, с. 724-731.
179. Цитайкина, И. А., Влазнева, С. А. (2018) Формирование нового качества человеческого капитала в условиях цифровой экономики. Вопросы экономики и права, № 7 (121), с. 39-44.
180. Цой, А. Б., Щебланова, Е. И. (2013) Самооценка интеллекта одарённых учащихся разного возраста и пола. Начальная школа плюс до и после, № 5, с. 19-23.
181. Черкашов, Е. М., Гуляева, Л. В. (2020) Жизненные траектории молодежи и ее социальное беспокойство о будущем России. Siberian Socium, т. 4, № 1 (11), с. 69-81.
182. Чернобровкина, С. В. (2016) Представление о подростках как фактор их взросления. Вестник Омского университета. Серия: Психология, № 3, с. 56-65.
183. Чернов, А. К)., Змиевская, А. А. (2015) Выявление социально-возрастных норм с помощью анализа качественных данных. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 4,№1 (13), с. 34-38.
184. Чернышёв, С. А. (2011) Социализация подростков в траекторном измерении. Знание. Понимание. Умение, № 3, с. 152-154.
185. Чукарина, А. А., Шумский, В. Б. (2018) Экзистенциальные основания личностного взросления. Мир психологии, № 3 (95), с. 266-278.
186. Шайхисламов, Р. Б. (ред.) (2021) Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения: коллективная монография. Уфа: РИЦ БашГУ 228 с.
187. Шамионов, Р. М. (2002) Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: автореферат дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 46 с.
188. Шамионов, Р. М. (2012) Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальность. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 1, № 4, с. 3-8.
189. Шамсутдинова, И. Ф. (2012) К проблеме взаимосвязи социальной ситуации развития и чувства взрослости в подростковом возрасте. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, № 2, с. 80-83.
190. Шаповал, И. А. (2019) Прочность границ личности: Я-концепция и онтологическая уверенность. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 3, с. 48.
191. Шварева, Е. В. (2010) Жизнестойкость у подростков из разной образовательной среды. Наука и современность, № 6-1, с. 411-414.
192. Швец, Т. А. (2017) Субъективное восприятие возраста младшими подростками: кросс-культурное исследование. Актуальные проблемы психологического знания, т. 44, № 3, с. 74-89.
193. Швец, Т. А. (2020) Представления о развитии личности в детском и подростковом возрасте в современной зарубежной психологии. Новое в психолого-педагогических исследованиях, N° 1 (57), с. 58-65.
194. Швец, Т. А. (2020) Психосоциальная зрелость современных российских подростков и восприятие субъективного возраста. В кн.: Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2018-2019. М.: Московский институт психоанализа, с. 299-306.
195. Швец, Ф. А. (2020) Возрастно-статусное самосознание как основание типологии взросления. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 4, с. 133-142.
196. Шевченко-Савлакова, Н. М. (2019) Трансформация модели взросления - вызов системе профессионального образования. Профессиональное образование, №2, с. 28-31.
197. Шилова, Н. П. (2020) Взросление в юношеском возрасте. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, № 4 (54), с. 37-49.
198. Шилова, Н. П., Владыко, А. К. (2021) Этапы взросления в российской современной культуре. Сибирский психологический журнал, № 82, с. 37-53.
199. Шипкова, Е. В., Борисова, Н. П., Борисов, А. В. (2016) Сложности профессионального самоопределения старшеклассников в России. В кн.: Актуаль ные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж: ВЦНТИ, с. 53-58.
200. Шихирев, П. Н. (1999) Современная социальная психология. М.: Изд-во ИП РАН, 448 с.
201. Эльконин, Д. Б. (1971) К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, № 4, с. 6-21.
202. Эльконин, Д. Б. (1989) Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 554 с.
203. Эльконин, Д. Б., Драгунова, Т. В. (1967) Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 360 с.
204. Эриксон, Э. Г. (1996)Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 592 с.
205. Эриксон, Э. Г. (1996). Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 340 с.
206. Янутш, О. А., Неретина, Т. В., Новикова, Н. П. (2017) Взросление как культурно-педагогическая проблема: анализ ожиданий современных российских подростков. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 386-374.
207. Ясинский, Д. Ю. (2017) Идентификация качества рабочей силы в информационной экономике. Фундаментальные исследования, №10-1, с. 161-167.
208. Яценко, О. В. (2020) К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков. Проблемы теории и практики современной психологии: В кн.: И. А. Конопак (ред.)Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 23-24 апреля 2020 года. Иркутск: Иркут гос. ун-т, с. 191-195.
209. Яценко, Т. Е., Бутько, А. Ю. (2018) Временная перспектива подростков из городской и сельской местности. Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение), № 6, с. 98-103.
210. Ab Rahman, Z., Nadhirah Zahari, N., Binti Ismail, A., Sheikh Abdullah, S. N., MohdSuradi N. R. (2018) The relationship between self concept and family functioning in the teenagers at risk. International Journal of Civil Engineering and Technology, vol. 9, no. 7, pp. 1758-1763.
211. Adiyanti, M. G., Nugraheni, A. A., Yuliawanti, R., Ragasukmasuci, L. В., Maharani, M. (2020) Emotion regulation and empathy as mediators of self-esteem and friendship quality in predicting cyberbullying tendency in Javanese-Indonesian adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, vol. 25, no. 1, pp. 251-263. DOI: 10.1080/02673843.2019.1614079
212. Aline, M. (2014) Reevaluating the concept of adulthood and the framework of transition. Journal of youth studies, vol. 17 (3), pp. 415^-29.
213. Aminov, N. A., Malakhova, V. R., Chernyavskaya V. S. (2021) Ability Self-Disclosure Mechanism in Adolescents as Factor of Academic Success. Sibirskiy Psikho-logicheskiy Zhurnal,vo\. 82, pp. 96-119. DOI: 10.17223/17267080/82/6
214. Arnett, J. J. (2014) Emerging Adulthood. The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. Oxford: Oxford University Press, 385 p.
215. Arnett, J. J. (2000) Emerging adulthood: Atheory of development from the late teens through thetwenties. American Psychologist, vol. 55, no. 5, pp. 469^-80. DOI: 10.1037/0003-066X.55.5.469
216. Arnett, J. J., Mitra, D. (2018) Are the Features of Emerging Adulthood Develop-mentally Distinctive? A Comparison of Ages 18-60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 4, no. 8, pp. 412-419. DOI: 10.1177/2167696818810073
217. Avdeyev, A. Y., Reznichenko, M. A. (2013) Information culture as a factor in developing self-attitude in adolescents. Middle East Journal of Scientifc Research, vol. 17,no. 11,pp. 1520-1524. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.17.11.12325
218. Bagdy, L. M., Dennen, V. P., Rutledge, S. A., Rowlett, J. Т., Burmck, S. (2018) Teens and social media: A case study of high school students' informal learning practices and trajectories. In: Proceedings of the 9th International Conference on Social Media and Society, pp. 241-245.
219. Bernardini, J. (2014) The Infantilization of the Postmodern Adult and the Figure of Kidult. Postmodern Openings, vol. 5 (2), pp. 39-55.
220. Berte, D. Z., Mahamid, F. A., Afouneh, S. (2021) Internet addiction and perceived self-efcacy among university students. International Journal of Mental Health and Addiction, vol. 19 (1), pp. 162-176.
221. Berzonsky, M. D., Soenens, В., Luyckx, K., Smits, I, Papini, D. R., Goossens, L. (2013) Development and validation of the revised Identity Style Inventory (ISI-5): Factor structure, reliability, and validity. Psychological Assessment, vol. 25, no. 3, pp. 893-904. DOI: 10.1037/a0032642
222. Beutler, I. F., Gudmunson, C. G (2012) New adolescent money attitude scales: Entitlement and conscientiousness. Journal of Financial Counseling and Planning, vol. 23 (2), pp. 18-31.
223. Calcutt, A. (1998) Arrested Development: Pop Culture and the Erosion of Adulthood. London: Cassell, 288 p.
224. Chang, S. M., Hsieh, G. M. Y, Lin, S. S. J. (2018) The mediation efects of gaming motives between game involvement and problematic Internet use: Escapism, advancement and socializing. Computers & Education, vol. 122, pp. 43-53.
225. Chung, S., Lee, J., Lee, H. K. (2019) Personal factors, internet characteristics, and environmental factors contributing to adolescent internet addiction: A public health perspective. International journal of environmental research and public health, vol. 16 (23), p. 4635.
226. Cosenza, M., Ciccarelli, M., Nigro, G (2019) The Steamy Mirror of Adolescent Gamblers: Mentalization. Impulsivity, and Time Horizon. Addictive Behaviors, vol. 89, pp. 156-162. DOI: 10.1016/j.addbeh.2018.10.002
227. Côté, J. E., Levine, C. G. (2015) Identity formation, youth, and development: A simplifed approach. New York Taylor & Francis Ltd, 216 p. DOI: 10.4324/ 9780203767047
228. Crowley, B. J., Hayslip, B. J., Hobdy, J. (2003) Psychological Hardiness and Adjustment to Life Events in Adulthood. Journal of Adult Development, vol. 10, pp. 237-248. DOI: 10.1023/A:1026007510134
229. Dahill, L. M., Morrison, N. M. V., Mannan, H, Mtchison, D., Touyz, S., Bussey, K., Trompeter, N., Hay, P. (2022) Exploring associations between positive and negative valanced parental comments about adolescents' bodies and eating and eating problems: a community study. Journal of Eating Disorders, vol. 10, no. 1, p. 43. DOI: 10.1186/s40337-022-00561-6
230. Dobrescu,A. I. (2020) Avisual perspective on adolescent identity. In: Visual Techniques Applied in Social Research. Bern: Peter Lang, pp. 157-187.
231. Donati, M. A., Sottili, E., Morsanyi, K., Primi, C. (2019) Time perspectives and gambling in adolescent boys: Diferential efects of present-and future-orientation. Journal of gambling studies, vol. 35 (1), pp. 107-124. DOI: 10.1007/sl0899-018-9780-0
232. Douma, I., Boer, A., Gnetens, H. (2022) The I of students with ID or SEBD: A systematic literature review of the self-concept of students with ID or SEBD. Educational Research Review, vol. 36 (1), p. 100449. DOI: 10.1016/j.edurev 2022.100449
233. Eritsyan, K., Antonova, N., Kazantseva, N., Usacheva, N. (2021) Association between descriptive and injunctive norms and students’ intention towards seeking mental health service. Counselling and Psychotherapy Research, vol. 21, no. 4, pp. 827-836. DOI: 10.1002/capr.12461
234. Esnaola, I., Ses, A., Antonio-Agirre, I., Azpiazu, L. (2020) The Development of Multiple Self-Concept Dimensions During Adolescence. Journal of Research on Adolescence, vol. 30,no. SI,pp. 100-114. DOI: 10.1111/jora.12451
235. Matthews, G. (2012) Cognition and Personality. In: Encyclopedia of Human Behavior. NY: Academic Press, 2518 p. DOI: 10.1016/B978-0-12-375000-6.00092-6
236. Golovey, L. A., Danilova, M. V., Danilova, Y. Y (2017) Self-relation and relations with signifcant adults as factors of satisfaction with life in adolescents. Social Psychology and Society, vol. 8,no. l,pp. 108-125. DOI: 10.17759/sps.2017080107
237. Gomez-Urrutia, V., Figueroa, A. J. (2022) Identity in the digital age: elaboration of social media profles in Chilean teenagers. Convergencia, vol. 29, p. el7430. DOI: 10.29101/crcs.v29i0.17430
238. Grabska, K., De Regt, M., Del Franco, N. (2018) Adolescent girls' migration in the global south: transitions into adulthood. Springer, 272 p.
239. Harder, А. Т., Mann-Feder, V., Oterholm, I, Refaeli, T. (2020) Supporting transitions to adulthood for youth leaving care: Consensus based principles. Children and Youth Services Review, vol. 116, p. 105260.
240. Hemg, R. M. (2010) “What Is It About 20-Somethmgs?” The New York Times Magazine [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2010/08/22/ magazine/22Adulthood-t.html (дата обращения 13.09.2022).
241. Hernndez-Serrano, M. J., Jones В., Ren’s-Arellano, P., Ortuo, R. А. С (2022) Analysis of Digital Self-Presentation Practices and Profles of Spanish Adolescents on Instagram and TikTok. Journal of New Approaches in Educational Research, vol. 11, no. 1, pp. 49-63. DOI: 10.7821/NAER.2022.1.797
242. Hershatter,A., Epstein, M. (2010)Millennials and the world of work: an organization and management perspective. Journal of Business and Psychology, vol. 25, no 2, pp. 211-223. DOI: 10.1007/sl0869-010-9160-y
243. Hong, Y R., Do, E. (2018) Factors infuencing self-esteem of korean adolescents. Indian Journal of Public Health Research and Development, vol. 9,no. 8,pp. 481- 488. DOI: 10.5958/0976-5506.2018.00780.5
244. Jankowiak, В., Jaskulska, S., Sanz-Barbero, В., Waszyska, K., De Claire, K., Bowes, N., Silva, E.,Neves, S., Albaladejo-Blzquez, N, Pyalski, J., Chmura-Rutkowska, I., Vives-Cases, C. (2021) Will i like myself if you hurt me? Experiences of violence and adolescents' self-esteem. Sustainability (Switzerland), vol. 13, no. 21, p. 11620. DOI: 10.3390/sul32111620
245. Jankowski, Т., Bąk, W., Miciuk, L. (2022) Adaptive self-concept as a predictor of dis-positional mindfulness. Personality and Individual Diferences, vol. 190, p. 111519. DOI: 10.1080/15298868.2021.1997796
246. Jia J., Tong W., Zhang J., Liu F., Fang X. (2021) Trajectory of problematic internet use across the college years: The role of peer internet overuse behavior and peer attitude toward internet overuse. Journal of Adolescence, vol. 86, pp. 64-76. DOI: 10.1016/j.adolescence.2020.12.006
247. Jochimek, M., Lada, A. B. (2019) Help or hindrance: The relationship of physical activity with aggressiveness and self-esteem in 16-year-old adolescents. Health Psychology Report, vol. 7, no. 3, pp. 242-253. DOI: 10.5114/hpr.2019.86698
248. Kaplan, A., Garner, J. K. (2017). A complex dynamic systems perspective on identity and its development: The dynamic systems model of role identity. Developmental psychology, vol. 53 (11), pp. 2036-2051. DOI: 10.1037/dev0000339
249. Kaur, G., Sharma, S. (2019) A Descriptive Study to Assess the Internet Addiction and its Impact on Psychosocial Health among Adolescents. International Journal of Nursing Education and Research, vol. 7 (2), pp. 195-199.
250. Khairunnisa, H., Putri, A. A. H. (2019) Relationship of assertive behaviors and social media addiction among adolescents. In: 4th ASEAN Conference on Psychology, Counselling, and Humanities (ACPCH 2018). Atlantis Press, pp. 109-112.
251. Kim, M.-K., Kim, J.-D. (2018) Efect of appearance management behaviors and appearance satisfaction on self-esteem in teenagers. Asia Life Sciences, vol. 15, no. 4, pp. 2353-2362.
252. Kobasa, S. (1982) The hardy personality: toward a social psychology of stress and health. In: G. Sanders, J. Suls, (eds.) Social psychology of health and illness. N.J.: Erlbaum, 729 p.
253. Kooij, D. Т., Kanfer, R., Betts, M., Rudolph, С W. (2018) Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology, vol. 103 (8), pp. 867-893. DOI: 10.1037/apl0000306
254. Koushiou, M., Loutsiou, A., Karekla, M. (2021) Eating disorders among middle-school students: The role of psychological infexibility and self-esteem. International Journal of School and Educational Psychology, vol. 9, no. 1, pp. 58-68. DOI: 10.1080/21683603.2020.1742259
255. Krahn, H. J., Chai, С A., Fang, S., Galambos, N. L., Johnson, M. D. (2018). Quick, uncertain, and delayed adults: Timing, sequencing and duration of youth-adult transitions in Canada. Journal of Youth Studies, vol. 21 (7), pp. 905-921. DOI: 10.1080/13676261.2017.1421750
256. Kuzmin, M. Y, Konopak, I. A. (2016) Distinctive features of adolescent hardiness in families of diferent composition. Psychology in Russia: state of the art, no. 9 (3), pp. 95-102.
257. Luna-Contreras, M., Dvila-Cervantes, С. A. (2021) Efects of depression and self-esteem on suicide ideation in high school adolescent students in Mexico City. Papeles de Poblacion,vo\. 26,no. 106,pp. 75-103. DOI: 10.22185/24487147.2020.106.31
258. Lyu, H., Liang, N., Guo, Z., Rodriguez, R. A. (2019) Implicit collective self-esteem: A comparative analysis of Gelao and Han teenagers. Social Behavior and Personality, vol. 47, no. 12. DOI: 10.2224/sbp.8590
259. Maddi, S. R, Khoshaba, D. M., Harvey, R. H, Fazel M., Resurreccion, N. (2011) The personality construct of hardiness, V: relationships with the construction of existential meaning in life. Journal of humanistic psychology, vol. 51 (3), pp. 369-388.
260. Maddi, S R. (2002) The story of hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, vol. 54, pp. 175-185.
261. Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. (1994) Hardiness and mental health. Journal of Personality Assessment, vol. 63 (2), pp. 265-274.
262. Maddi, S. R. (1999) Comments on trends in hardiness research and theorizing. Consulting Psychology Journal: Practice & Research, vol. 51 (1), pp. 67-71.
263. Malkin V, Rogaleva L., Kim A., Khon N. (2019) The Hardiness of Adolescents in Various Social Groups. Frontiers in Psychology, no. 10, pp. 24-27. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02427
264. Martinez-Pecino, R., Garcia-Gavilan, M. (2019) Likes and problematic instagram use: The moderating role of self-esteem. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 22, no. 6, pp. 412-416. DOI: 10.1089/cyber.2018.0701
265. McKay, M. T, Morgan, G В., Wells, K. E., Worrell, F. C, Cole, J. C, Andretta, J. R. (2019) The infuence of time attitudes on adolescent alcohol use behaviours: a 33-month prospective study in the United Kingdom. Addiction Research & Theory, vol. 27 (3), pp. 189-197. DOI: 10.1080/16066359.2018.1478414
266. Melkov, S. V., Sakharova, T. N., Belovol, E. V. (2022) Specifcity of Russian Teenager’s Civic Identity (Case of Campers at the Artek International Children’s Centre). Integration of Education, vol. 26, no. 2, pp. 363-385. DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.363-385
267. Mera, R. В., Salazar, К. О (2022) Social representations of gender identity and roles in adolescents in a secondary school in Mexico. Interdisciplinaria, vol. 39, no. 2, pp. 151-166. DOI: 10.16888/interd.2022.39.2.10
268. Mikhailova, О. В., Gutvajn, N. (2022) Growing Infantilism in Modern Adolescents and Young People: Symptoms and Causes. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 19, no. 1, pp. 39-53. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-1-39-53
269. Naderi-Lordejani, M., Golshiri, P., Nobakht, R. (2019) Is there any relationship between self-esteem and mental health status in teenagers? Journal of Isfahan Medical School, vol. 37, no. 517, pp. 161-168. DOI: 10.22122/jims. v37i517.11041
270. Nguyen, Т., Stewart, D., Goiter, J. W (2018) Looking back to move forward: refections and lessons learned about transitions to adulthood for youth with disabilities. Child: Care, Health and Development, vol. 44 (1), pp. 83-88.
271. Nor, N. F. M., Fuat, N. Н. В. М. (2021) Visual analysis of self-presentation of teenagers and emerging adults on Facebook. Indonesian Journal of Applied Linguistics, vol. 10, no. 3,pp. 707-718. DOI: 10.17509/yal.vl0i3.31757
272. Orkibi, H., Ronen, T. (2019) A dual-pathway model linking self-control skills to aggression in adolescents: Happiness and time perspective as mediators. Journal of Happiness Studies, vol. 20 (3), pp. 729-742. DOI: 10.1007/s10902-018-9967-1
273. Panferov, V. N.,Bezgodova, S. A.,Miklyaeva, A. V. (2021) Infantilization of adolescents in the digital environment. In: E3S Web of Conferences. Ser. “Ural Environmental Science Forum ^Sustainable Development of Industrial Region’, UESF 2021, art. 07033.
274. Pellerone, M., Ramaci, Т., Miccich, S. (2018) Identity, Family, Relationships Among Groups and Socioeducational Disadvantage as Factors of School Failure: A Cross-Sectional Study in A Group of Junior High School Students of The Sicilian Hinterland. World Futures, vol. 74, no. 5, pp. 321-342. DOI: 10.1080/02604027. 2018.1492293
275. Postman, N. (1982) The Disappearance of Childhood. N. Y.: Random House, 177 p.
276. Przepiorka, A., Blachnio, A., Cudo, A. (2019) The role of depression, personality, and future time perspective in internet addiction in adolescents and emerging adults. Psychiatry research, vol. 272, pp. 340-348.
277. Recksiedler, С, Settersten, Jr. R. A. (2020) How Young Adults' Appraisals of Work and Family Goals Changed over the Great Recession: An Examination of Gender and Rural-Urban Diferences. Journal of Youth Studies, vol. 23, no. 9, pp. 1217- 1233. DOI: 10.1080/13676261.2019.1663339
278. Richard, A., Settersten, J., Mortimer, J., Shanahan, L. (2003) Handbook of the Life Course. Texas: Texas A&M University, 715 p.
279. Rikel, A. M. (2020) Perception of social maturity criteria, self-perception and value orientations among Russian millennials. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 17, № 3, с. 491-503. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-491-503
280. Riolo, A.,Monfort, S., de Becker, E. (2021) The questioning of identity in a traumatic life course in adolescence. Annales Medico-Psychologiques, vol. 179, no. 8, pp. 687-693. DOI: 10.1016/j.amp.2020.11.020
281. Robette, N. (2010) The diversity of pathways to adulthood in France: Evidence from a holistic approach. Advances in life course research, vol. 15 (2-3), pp. 89-96.
282. Roth, Т., Conradty, C, Bogner, F X. (2022) The relevance of school self-concept and creativity for CLIL outreach learning. Studies in Educational Evaluation, vol. 73, p. 101153.Что со страницами? Скорее всего, это не страницы, а номер статьи, поэтому «р.» лишнее? DOI: 10.1016/j.stueduc.2022.101153
283. Rubn, D. Т. Н, Renzo, R. С, Roberto, Q. H. (2020) Social skills, self-concept and self-esteem in Peruvian high school students. International Journal of Sociology of Education, vol. 9, no. 3, pp. 293-324. DOI: 10.17583/rise.2020.5186
284. Saito, T. (2013) Hikikomori: Adolescence without End. Minneapolis: Univ.of Minnesota Press, 193 p.
285. Sandvrk, A. M., Bartone, P. Т., Hystad, S. W., Phillips, T. M., Thayer, J. F., Johnsen, В. Н. (2013) Psychological hardiness predicts neuroimmunological responses to stress. Psychology, Health & Medicine, vol. 18 (6), pp. 705-713. DOI: 10.1080/ 13548506.2013.772304
286. Saxena, S. (2015) Relationship between psychological hardiness and mental health among college students. Indian Journal of Health and Wellbeing, vol. 6 (8), pp. 823-825.
287. Servidio,R., Gentile, A., Boca, S. (2018) The Mediational Role of Coping Strategies in the Relationship Between Self-Esteem and Risk of Internet Addiction. Europe’s Journal of Psychology, vol. 14(1), pp. 176-187. DOI: 10.5964/ejop.vl4il.l449
288. Shaputis, K. (2003) The Crowded Nest Syndrome: Surviving the Return of Adult Children. Olympia: Clutter Fairy Publ, 144 p.
289. Sharon, T. (2016) Constructing Adulthood: Markers of Adulthood and Well- Being Among Emerging Adults. Emerging Adulthood, vol. 4, no. 3, pp. 161-167. DOI: 10.1177/2167696815579826
290. Shen, X., Wang, J-L. (2019) Loneliness and excessive smartphone use among Chinese college students: Moderated mediation efect of perceived stressed and motivation. Computers in Human Behavior, vol. 95,pp. 31-36. DOI: 10.1016/j.chb.2019.01.012
291. Skager, R. (2009) Extending Childhood into the Teen Years: "Infantilization” and Its Consequences. Reclaiming Children and Youth, vol. 18, no. 2, pp. 18-20.
292. Skarstein, S., Lagerlv, P., Kvarme, L. G., Helseth, S. (2018) Pain and development of identity in adolescents who frequently use over-the-counter analgesics: A qualitative study. Journal of Clinical Nursing, vol. 27, no. 19-20, pp. 3583-3591. DOI: 10.1111/jocn.14513
293. Smith, A., Bodell, L.P, Holm-Denoma, J., Joiner, Т., Gordon, K., Perez, M., Keel, P. (2017) "I don’t want to grow up, I’m a [Gen X, Y, Me] kid”: Increasing maturity fears across the decades. International Journal of Behavioral Development, vol. 41, no. 6, pp. 655-662. DOI: 10.1177/0165025416654302
294. Tacca Huamn, D. R., Cuarez Cordero, R., Tacca Huamn, A. L. (2021) Phubbing, family atmosphere and self-esteem in Peruvian teenagers in the context of social isolation. International and Multidisciplinary Journal of Social Sciences, vol. 10, no. 3,pp. 1-21. DOI: 10.17583/nmcis.7096
295. Thangavel, P., Pathak, P. Chandra, B. (2021) Mllennials and Generation Z: Agene-rational cohort analysis of Indian consumers. Benchmarking: An International Journal, vol. 28, no. 7, pp. 2157-2177. DOI: 10.1108/BIJ-01-2020-0050
296. Thompson, R., Holland, J. (2002) Imagined adulthood: resources, plans and contradictions. Gender and Education, vol. 14, no. 4, pp. 337-350. DOI: 10.1080/ 0954025022000020072
297. Twenge, J. M., Campbell, S. M., Hofman, B. J., Lance С Е. (2010) Generational diferences in work values: leisure and extrinsic values increasing, social and intrinsic values decreasing. Journal of Management, vol. 36,no. 5,pp. 1117-1142. DOI: 10.1177/0149206309352246
298. Valero-Valenzuela, A., Huescar, E., Nez, J. L., Conte, L., Lion, J., Moreno-Murcia, J. A. (2021) Prediction of adolescent physical self-concept through autonomous motivation and basic psychological needs in Spanish physical education students. Sustainability (Switzerland), vol. 13, no. 21, p. 11759. DOI: 10.3390/sul32111759
299. Walther A. (2006) Regimes of Youth Transitions: Choice, Flexibility and Security in Young People's Experiences Across Diferent European Contexts. Young, vol. 14 (2), pp. 119-139.
300. Williams, P. G., Wiebe, D. J., Smith, T. W. (1992) Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health. Journal of Behavioral Medicine, vol. 15(3), pp. 237-255.
301. Xia, X., Wang, X., Yu, H. (2022) Mediating efect of self-esteem on the relationship between leisure experience and aggression. Scientifc Reports, vol. 12, no. 1, p. 9903. DOI: 10.1038/s41598-022-14125-w
302. Yap, C.-C, Mohamad Som, R. В., Sum, X. Y, Tan, S.-A., Yee, K. W (2022) Association Between Self-Esteem and Happiness Among Adolescents in Malaysia: The Mediating Role of Motivation. Psychological Reports, vol. 125, no. 3, pp. 1348-1362. DOI: 10.1177/00332941211005124
303. Yoon, S., Kim, Y A. (2020) Cosmetic Surgery and Self-esteem in South Korea: A Systematic Review and Meta-analysis. Aesthetic Plastic Surgery, vol. 44, no. 1, pp. 229-238. DOI: 10.1007/s00266-019-01515-l
304. Zeer, E. F., Yugova, E. A., Karpova, N. P., Trubetskaya, О V. (2016) Psychological predictors of human hardiness formation. International Journal of Environmental & Science Education, vol. 11 (14), pp. 7035-7044.
305. Zhang, Y, Lv, S., Li, C, Xiong, Y, Zhou, C, Li, X., Ye, M. (2020) Smartphone use disorder and future time perspective of college students: the mediating role of depression and moderating role of mindfulness. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health, vol. 14(1), pp. 1-11. DOI: 10.1186/sl3034-020-0309-9