Статья
Принципы обучения лексике при системном подходе в техническом вузе
В исследовании представлены методические приемы использования системного подхода в формировании лексических навыков у студентов технических специальностей. Предложен комплекс упражнений на преодоление таких языковых трудностей усвоения единиц общенаучного словаря, как многозначность, несовпадение объема значений слов родного и иностранного языков, лексическая сочетаемость, приводящая к языковой интерференции. Описаны преимущества лингводидактического принципа актуализации изученной лексики в ходе тренировки грамматического материала. Обоснована целесообразность аналитического подхода к слову и раскрытие смысла слова путем интерпретации, показана эффективность тренировки интернационализмов и механизмов словообразования в качестве приемов прогнозирования как опорных элементов для развития коммуникативных компетенций обучающихся.
1. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. (2004) Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 336 с.
2. Дигтяр, О. Ю., Гурвич, П. Б. (2009) Усиление произвольно-сознательного элемента в усвоении иноязычного словарного запаса в школе. Иностранные языки в школе, № 3, с. 22-26.
3. Жинкин, Н. И. (1982) Речь как проводник информации. М.: Наука, 159 с.
4. Камянова, Т. (2008) Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка. М.: Дом Славянской книги, 512 с.
5. Караулов, Ю. Н. (1976) Общая и русская идеография. М.: Наука, 356 с.
6. Кривая забывания. Эксперимент Эббингауза при изучении свойств памяти. (2020) Психология. [Электронный ресурс]. URL: https://psixologiya.org/razdely/kognitivnaya/2492-krivaya-zabyvaniya-eksperimentebbingauza-pri-izuchenii-svojstv-pamyati.html (дата обращения 15.07.2024).
7. Кузнецов, А. М. (1980) Структурно-семантические параметры в лексике. М.: Наука, 160 с.
8. Малюгина, А. В. (2021) Методы и приемы активизации лексики на занятиях по иностранному языку. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, № 3, с. 57-67.
9. Миньяр-Белоручев, Р. К. (2009) Как стать переводчиком? М.: Готика, 176 с.
10. Никитин, М. В. (2007) Курс лингвистической семантики. 2-е изд. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 819 с.
11. Никитина, О. Г. (2019) Изучение новой лексики на уроках английского языка в современной школе c использованием коммуникативной методики. В кн.: Педагогика сегодня: проблемы и решения: Материалы V Международной научной конференции. СПб.: Свое издательство, с. 30-32.
12. Пассов, Е. И., Кузнецова, Е. С. (2002) Формирование лексических навыков. Воронеж: Интерлингва, 40 с.
13. Соловова, Е. Н. (2005) Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 239 с.
14. Степанов, Ю. С. (1975) Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 271 с.
15. Уфимцева, А. А. (1962) Опыт изучения лексики как системы. М.: Академии наук СССР, 286 с.
16. Шамов, А. Н. (2007) Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых. Иностранные языки в школе, № 4, с. 19-25.
17. Шатилов, С. Ф. (ред.). (1985) Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: Изд-во ЛГУ, 56 с.
18. Шахова, Н. И., Рейнгольд, В. Г., Салистра, В. И. и др. (2004) Learn to Read Science. Курс английского языка для аспирантов. 5-е изд., испр. М.: Флинта; Наука, 360 с.
19. Шмелев, Д. Н. (1973) Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 280 с.
20. Ярцева, В. Н. (ред.). (1998) Языкознание. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия, 685 с.
21. Otto, Ph. (2021) Choosing specialized vocabulary to teach with data-driven learning: An example from civil engineering. English for Specifc Purposes, vol. 61, pp. 32-46. https://doi.org/10.1016/j.esp.2020.08.003
22. Rosch, E. (1977) Human Categorization. Advances in Cross-Cultural Psychology. Vol. 1. London: Academic Press, pp. 1-49.
23. Gal'skova, N. D., Gez, N. I. (2004) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of Teaching Foreign Languages. Lingvodidactics and Methodology]. Moscow: Akademia Publ., 336 p. (In Russian)
24. Digtyar, O. Yu., Gurvich, P. B. (2009) Usilenie proizvol'no-soznatel'nogo elementa v usvoenii inoyazychnogo slovarnogo zapasa v shkole [Strengthening the voluntary-conscious element in the acquisition of foreign language vocabulary at school]. Inostrannye yazyki v shkole, no. 3, pp. 22-26. (In Russian)
25. Kamyanova, T. (2008) Uspeshnyj anglijskij. Sistemnyj podkhod k izucheniyu anglijskogo yazyka [Successful English. A systematic approach to learning English]. Moscow: "Dom Slavyanskoj knigi" Publ., 512 p. (In Russian)
26. Karaulov, Yu. N. (1976) Obshchaya i russkaya ideografya [General and Russian Ideography]. Moscow: Nauka Publ., 356 p. (In Russian)
27. Krivaya zabyvaniya. Eksperiment Ebbingauza pri izuchenii svojstv pamyati [The Forgetting Curve. The Ebbinghaus Experiment in Studying Memory Properties]. (2020) Psikhologiya [Psychology]. [Online]. Available at: https://psixologiya.org/razdely/kognitivnaya/2492-krivaya-zabyvaniya-eksperimentebbingauza-pri-izuchenii-svojstv-pamyati.html (accessed 15.07.2024). (In Russian)
28. Kuznetsov, A. M. (1980) Strukturno-semanticheskie parametry v leksike [Structural and semantic parameters in vocabulary]. Moscow: Nauka Publ., 160 p. (In Russian)
29. Malyugina, A. V. (2021) Metody i priemy aktivizatsii leksiki na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku [Methods and Techniques for Memorizing Vocabulary in The EFL Classroom.]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika - Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, no. 3, pp. 57-67. (In Russian)
30. Minyar-Beloruchev, R. K. (2009) Kak stat' perevodchikom? [How to become a translator?]. Moscow: Gotika Publ., 176 p. (In Russian)
31. Nikitin, M. V. (2007) Kurs lingvisticheskoj semantiki [Course in linguistic semantics]. 2nd ed. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 819 p. (In Russian)
32. Nikitina, O. G. (2019) Izuchenie novoj leksiki na urokakh anglijskogo yazyka v sovremennoj shkole s ispol'zovaniem kommunikativnoj metodiki [Learning new vocabulary in English lessons in a modern school using communicative methods]. In.: Pedagogika segodnya: problemy i resheniya: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Pedagogy today: problems and solutions: Proceedings of the V International scientifc conference]. Saint Peterburg: Svoe izdatel'stvo Publ., pp. 30-32. (In Russian)
33. Otto, Ph. (2021) Choosing specialized vocabulary to teach with data-driven learning: An example from civil engineering. English for Specifc Purposes, vol. 61, pp. 32-46. https://doi.org/10.1016/j.esp.2020.08.003 (In English)
34. Passov, E. I., Kuznetsova, E. S. (2002) Formirovanie leksicheskikh navykov [Formation of lexical skills]. Voronezh: Interlingva Publ., 40 p. (In Russian)
35. Rosch, E. (1977) Human Categorization. Advances in Cross-Cultural Psychology. Vol. 1. London: Academic Press, pp. 1-49. (In English)
36. Shakhova, N. I., Rejngol'd, V. G., Salistra, V. I. et al. (2004) Learn to Read Science. Kurs anglijskogo yazyka dlya aspirantov [Learn to Read Science. English language course for postgraduate students]. 5th ed. Moscow: Flinta Publ.; Nauka Publ., 360 p. (In Russian)
37. Shamov, A. N. (2007) Leksicheskie navyki ustnoj rechi i chteniya - osnova semanticheskoj kompetentsii obuchaemykh [Lexical skills of oral speech and reading are the basis of semantic competence of students]. Inostrannye yazyki v shkole, no. 4, pp. 19-25. (In Russian)
38. Shatilov, S. F. (ed.). (1985) Aktual'nye problemy metodiki obucheniya russkomu yazyku inostrannykh uchashchikhsya [Actual problems of methods of teaching Russian to foreign students]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 56 p. (In Russian)
39. Shmelev, D. N. (1973) Problemy semanticheskogo analiza leksiki [Problems of semantic analysis of vocabulary]. Moscow: Nauka Publ., 280 p. (In Russian)
40. Solovova, E. N. (2005) Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lektsij: posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i uchitelej. 3rd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 239 p. (In Russian)
41. Stepanov, Yu. S. (1975) Osnovy obshchego yazykoznaniya [Fundamentals of General Linguistics]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 271 p. (In Russian)
42. Ufmtseva, A. A. (1962) Opyt izucheniya leksiki kak sistemy [Experience of studying vocabulary as a system]. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ., 286 p. (In Russian)
43. Yartseva, V. N. (red.). (1998) Yazykoznanie. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar' [Linguistics. The Great Encyclopedic Dictionary]. 2nd ed. Moscow: "Bol'shaya Rossijskaya entsiklopediya" Publ., 685 p. (In Russian)
44. Zhinkin, N. I. (1982) Rech' kak provodnik informatsii [Speech as a conductor of information]. Moscow: Nauka Publ., 159 p. (In Russian)