В условиях активного применения электронного обучения и формирования новой образовательной среды особую актуальность приобретают вопросы трансформации, модернизации и совершенствования системы повышения квалификации кадров. Развитие современной системы повышения квалификации продиктовано необходимостью внедрения новых стандартов обучения, использующих результаты новейших научных достижений, инновационные инструменты и методики обучения, а также модели и технологии непрерывного обучения. Цель работы - проанализировать факторы, от которых зависит результативность освоения МООК в рамках повышения квалификации работников образовательных организаций по дистанционному курсу «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) в образовании», реализованному в формате МООК на платформе «Университет без границ». В ходе исследования использовались методы системного анализа, синтеза и обобщения. Описан эксперимент по разработке и апробации онлайн-курса в условиях временных ограничений и без них.
1. Гущина О. М., Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 119-136.
2. Двоеглазов Д. В., Дешко И. П., Кряженков К. Г. Массовый открытый онлайн-курс по требованию: опыт реализации и результаты // Интернет-журнал "Мир науки". 2016. Т. 4 № 2. С. 1-10.
3. Кузьминов Я. И., Карной М. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов - М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.
4. Пугач В. Ф. Гендерный состав преподавателей российских вузов // Высшее образование в России. 2015. Т. 24. № 12. С. 78-88.
5. Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок МООК: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-195.
6. Friedman L. W., Friedman H. H. Using social media technologies to enhance online learning // Journal of Educators Online. 2013. Vol. 10 (1). P. 1-21.
7. Hashizume A., Kurosu M., Kaneko T. The choice of communication media and the use of mobile phone among senior users and young users // Proceedings of the 8th Asia-Pacific Conference on Computer Human Interaction. 2008. P. 427-436.
8. Khalil H., Ebner M. MOOCs completion rates and possible methods to improve retention - A Literature Review // Proceedings of World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications. 2014. Р. 1236-1244.
9. Koller D., Ng A., Do C., Chen Z. Retention and intention in massive open online courses // Educause Review Online, June 3, 2013. [Electronic resource]. URL: https://er.educause.edu/articles/2013/6/retention-and-intentionin-massive-open-online-courses
10. Li N., Himanshu V., Skevi A., Zufferey G., Blom J., Dillenbourg P. Watching MOOCs together: Investigating co-located MOOC study groups // Distance Education. 2014. Vol. 35 (2). P. 217-233.
11. Reich J. MOOC completion and retention in the context of student intent // Educause Review Online, December 8, 2014. [Electronic resource]. URL: https://er.educause.edu/articles/2014/12/mooc-completion-andretentionin-the-context-of-student-intent