Статья посвящена анализу результатов Национальных исследований качества образования (НИКО) в части оценки психологической безопасности образовательной среды и личностных особенностей обучающихся разных возрастов. Установлено, что восьмиклассники в отличие от десятиклассников характеризуются более низкими оценками психологической безопасности образовательной среды, более низкими показателями сформированности ценностных ориентаций, субъективного благополучия, более высокими показателями принятия девиантного поведения как нормативного. Представлены данные взаимосвязи оценки психологической безопасности образовательной среды с такими личностными особенностями обучающихся, как их ценностные ориентации, субъективное благополучие, склонность к девиантному поведению.
Погребная, С.К. СВЯЗЬ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ИХ ВОЗРАСТНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ / С.К. Погребная, Т.Ю. Демидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2024. – № 214. – С. 137-149
1. Баева, И. А. (2002) Психологическая безопасность в образовании. СПб.: СОЮЗ, 271 с.
2. Баева, И. А. (2020) Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить. В кн.: В. И. Панов (ред.). Экопсихологические исследования-6. Экология детства и психология устойчивого развития. Курск: Университетская книга, с. 280-284.
3. Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В. (2021) Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде. Интеграция образования, т. 25, № 3 (104), с. 482-497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
4. Быков, А. К., Борисова, Т. С., Берлянд, Ю. Б. (2022) Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях. Вестник Томского государственного университета, № 482, с. 172-181. https://doi.org/10.17223/15617793/482/18
5. Воспитательный потенциал школы ресурсы и вызовы. Результаты проведения Национальных исследований качества образования (НИКО-2023). (2024) М.: Федеральный институт оценки качества образования, 77 с.
6. Григорьева, М. В. (2009) Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения. Психологическая наука и образование, т. 14, № 2, с. 41-46.
7. Голубь, М. С. (2014) Психологически безопасная образовательная среда как условие социальной защиты виктимного подростка. Естественно-гуманитарные исследования, № 2 (4), с. 71-74.
8. Елисеева, О. А. (2011) Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 132, с. 368-375.
9. Люсова, О. В. (2015) Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: естественные науки, № 2 (12), с. 132-140. https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2015.2.16
10. Оценка воспитательного потенциала образовательных организаций на основе мониторинга сформированности ценностных ориентаций обучающихся. (2021) М.: Федеральный институт оценки качества образования, 111 с.