Статья
Ряды местоимений, организованные вокруг вопросительно-относительного центра: освоение и использование детьми
С. Краснощекова
2020
В статье рассматриваются ряды кванторных местоимений типа кто - кто-то - кто-нибудь - никто в детской речи. Гипотеза заключается в том, что местоимения одного ряда осваиваются системно: во-первых, неопределенные и отрицательные лексемы осваиваются на базе вопросительных; во-вторых, местоимения демонстрируют эффекты взаимодействия. Гипотеза подтверждается лишь частично. С одной стороны, не обнаружено свидетельств того, что вопросительные местоимения служат базой для освоения производных от них лексем. С другой стороны, смешение местоимений разных разрядов, так или иначе, свойственно для детей.
Цитирование
Список литературы
1. Бондаренко А. А. Индивидуальные особенности в освоении грамматики детьми 2-5 лет: дис. … канд. филол. наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 365 с.
2. Воейкова М. Д. Становление имени: Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Фонд "Развитие фундаментальных лингвистических исследований", 2015. 352 с.
3. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
4. Иванова К. А. Оценка индивидуальных стратегий усвоения русского языка детьми с помощью автоматизированного анализа данных спонтанной речи (ранние этапы): вып. квалиф. работа магистра [на правах рукописи]. СПб.: СПбГУ, 2011. 94 с.
5. Казаковская В. В. Вопрос и ответ в диалоге "взрослый - ребенок". 2-е изд. М.: URSS, 2011. 448 с.
6. Краснощекова С. В., Каховская Ю. В. Кванторные местоименные наречия в речи детей // Российский гуманитарный журнал. 2019. № 5. С. 324-333.
7. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. 1087 с.
8. Цейтлин С. Н. Категория рода в детской речи // Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры / отв. ред. А. В. Бондарко, С. А. Шубик. СПб.: Наука, 2005. С. 346-375.
9. Чиглова Е. И. Стратегии освоения категории лица в русском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2019. 28 с.
10. Wode H. Some stages in the acquisition of questions by monolingual children // Word. 1971. Vol. 27. No. 1-3. P. 261-310.
Похожие публикации