Статья
ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается проблема эмоционально-личностного отношения к искусственному интеллекту учащихся основной и средней школы. Были использованы следующие методы: Шкала субъективно-воспринимаемой опасности М. И. Ясина, авторский опросник «Отношение учащихся к искусственному интеллекту». По результатам эмпирического исследования определено в целом позитивное отношение к искусственному интеллекту у учащихся 5-11-х классов общеобразовательных школ. При этом выявлены некоторые опасения обучающихся в отдельных сферах применения информационных технологий как в обучении, так и в повседневной жизни человека. Полученные данные позволяют выстроить процесс с учетом последних тенденций персонализации и цифровизации системы образования.
1. Агальцова, Д. В., Валькова, Ю. Е. (2024) Вызов искусственного интеллекта традиционной системе образования. Мир науки, культуры, образования, № 2 (105), с. 169-172. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-2105-169-172
2. Аксентов, В. А. (2023) Использование искусственного интеллекта в образовании. Вестник науки, № 2 (59), с. 210-212.
3. Балалаева, Ю. С. (2022) К вопросу о презумпции опасности искусственного интеллекта. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, № 2 (58), с. 177-182. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-2-177-182
4. Виниченко, М. В., Макушкин, С. А. (2022) Отношение студентов поколения Z к оценке исторических событий искусственным интеллектом в условиях цифровизации общества. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (77), с. 29-36. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.001
5. Вихров, И. П., Аширбаев, Ш. П. (2021) Отношение преподавателей и студентов медицинских вузов к технологиям искусственного интеллекта в Узбекистане. Перспективы развития высшего образования, № 10, с. 19-38.
6. Галагузова, М. А., Перекальский, И. Н. (2024) Трансформация образования с внедрением искусственного интеллекта: постановка проблемы. Ценности и смыслы, № 1 (89), с. 84-93. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2024-1-84-94
7. Денисов, Э. И. (2019) Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы. Гигиена и санитария, № 1, с. 5-10.
8. Елсакова, Р. З. (2023) Персонализация электронного обучения студентов вуза на основе искусственного интеллекта: современное состояние проблемы. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, т. 15, № 4, с. 82-102. https://doi.org/10.14529/ped230407
9. Ефимова, С. А. (2020) Развитие искусственного интеллекта. Цифровая наука, № 6, с. 49-58.
10. Жуков, А. Д. (2023) Генеративный искусственный интеллект в образовательном процессе: вызовы и перспективы. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 5 (115), с. 66-75. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-66-75
11. Костина, Л. М., Писаренко, И. А., Карпова, М. А. (2021) Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы. Наука и практика в образовании: электронный научный журнал, № 3 (5), с. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
12. Котлярова, И. О. (2022) Технологии искусственного интеллекта в образовании. Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, т. 14, № 3, с. 69-82. https://doi.org/10.14529/ped220307
13. Лаврентьев, С. Ю., Крылов, Д. А. (2024) Возможности и перспективы использования технологий искусственного интеллекта в информационно-образовательном консультировании. Вестник Марийского государственного университета, т. 18, № 1, с. 27-35. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-27-35
14. Лаптева, С. В. (2024) Технологии искусственного интеллекта в стратегии повышения качества высшего образования. Современное педагогическое образование, № 1, с. 43-46.
15. Леонов, А. В., Пронин, А. Ю. (2023) Новая парадигма искусственного интеллекта. Компетентность, № 2, с. 37-46. https://doi.org/10.24412/1993-8780-2023-2-37-46
16. Мантуленко, В. В., Мантуленко, А. В. (2024) Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании. Концепт, № 6, с. 221-227
17. Мягков, Д. В. (2018) Опасность искусственного интеллекта. Экономика и социум, № 5 (48), с. 884- 886.
18. Соломонов, Е. В. (2023) Понятие и признаки искусственного интеллекта. Вестник Омского государственного университета. Серия. Право, № 4, с.57-65. https://doi.org/10.24147/1990-5173.2023.20(4).57-65
19. Старостин, В. С., Аржанова, К. А., Долгополов, Д. В., Дитрих, А. Д. (2023) Определение готовности вуза к внедрению технологий искусственного интеллекта для персонализации образовательных траекторий. Вестник университета, № 10, с. 29-39. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-29-39
20. Тактарова, А. В. (2024) Современные тенденции развития искусственного интеллекта в образовании и моделирующие его интеллектуальные системы. Концепт, № 6, с. 316-330.
21. Частикова, В. А, Псеуш, А. Г. (2022) Применение алгоритмов роевого интеллекта в процессе построения индивидуальных образовательных траекторий. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки, № 2 (301), с. 84-90. https://doi.org/10.53598/2410-3225-2022-2-301-84-90
22. Шобонов, Н. А., Булаева, М. Н., Зиновьева, С. А. (2023) Искусственный интеллект в образовании. Проблемы современного педагогического образования, № 79-4, с. 288-290.
23. Ясин, М. И. (2022) Отношение к искусственному интеллекту, тревога и открытость опыту. Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, № 4, с. 449-453. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-449-453
24. Khlaif, Z. N., Mousa, A., Hattab, M. K. et al. (2023) The potential and concerns of using ai in scientific research: CHATGPT performance evaluation. JMIR Medical Education, vol. 9, no. 2, pp. 47-49. https://doi.org/10.2196/47049
25. Lockard, R. P., Zmazneva, O. A., Volnov, I. N. (2021) Artificial intelligence: are humans protected from the systems they created. MCU Journal of Philosophical Sciences, no. 3 (39), pp. 47-55.
26. Mahmud Hasan, Md. (2024) Regulating artifcial intelligence: A study in the comparison between South Asia and other countries. Legal Issues in the Digital Age, vol. 5, no. 1, pp. 122-149. https://doi.org/10.17323/2713-2749.2024.1.122.149
27. Marzie, F., Siros, I. (2024) The Study of EFL learners' perception of using e-learning, self-regulation and constructivism in English classrooms: Teachers, intermediate and advanced learners' attitude. Journal of Language and Education, vol. 10, no. 2, pp. 45-58.
28. Montag, C., Diefenbach, S. (2018) Towards homo digitalis: Important research issues for psychology and the neurosciences at the dawn of the internet of things and the digital society. Sustainability, vol. 10, no. 2, article 415. http://dx.doi.org/10.3390/su10020415
29. Rajasekaran, S. B. (2023) AI and cybersecurity - how AI augments cybersecurity posture of an enterprise. International Journal of Intelligent Systems and Applications in Engineering, vol. 11, no. 1, pp. 179-182.
30. Turdaliyeva, F. R. (2024) Managing artifcial intelligence in educational institutions: strategies for ChatGPT. SAI, no. 22 (Special Issue), pp. 231-235.
31. Vikhrov, I. P., Ashirbaev, Sh. P. (2021) Otnoshenie prepodavatelej i studentov meditsinskikh vuzov k tekhnologiyam iskusstvennogo intellekta v Uzbekistane. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya, № 10, s. 19-38.
32. Galaguzova, M. A., Perekal'skij, I. N. (2024) Transformatsiya obrazovaniya s vnedreniem iskusstvennogo intellekta: postanovka problemy. Tsennosti i smysly, № 1 (89), s. 84-93. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2024-1-84-94
33. Denisov, E. I. (2019) Roboty, iskusstvennyj intellekt, dopolnennaya i virtual'naya real'nost': eticheskie, pravovye i gigienicheskie problemy. Gigiena i sanitariya, № 1, s. 5-10.
34. Elsakova, R. Z. (2023) Personalizatsiya elektronnogo obucheniya studentov vuza na osnove iskusstvennogo intellekta: sovremennoe sostoyanie problemy. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, t. 15, № 4, s. 82-102. https://doi.org/10.14529/ped230407
35. Efmova, S. A. (2020) Razvitie iskusstvennogo intellekta. Tsifrovaya nauka, № 6, s. 49-58.
36. Zhukov, A. D. (2023) Generativnyj iskusstvennyj intellekt v obrazovatel'nom protsesse: vyzovy i perspektivy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, № 5 (115), s. 66-75. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-66-75
37. Kostina, L. M., Pisarenko, I. A., Karpova, M. A. (2021) Faktory psikhologicheskoj bezopasnosti lichnosti v obrazovatel'noj srede shkoly. Nauka i praktika v obrazovanii: elektronnyj nauchnyj zhurnal, № 3 (5), s. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
38. Kotlyarova, I. O. (2022) Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, t. 14, № 3, s. 69-82. https://doi.org/10.14529/ped220307
39. Lavrent'ev, S. Yu., Krylov, D. A. (2024) Vozmozhnosti i perspektivy ispol'zovaniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v informatsionno-obrazovatel'nom konsul'tirovanii. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta, t. 18, № 1, s. 27-35. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-27-35
40. Lapteva, S. V. (2024) Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v strategii povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 1, s. 43-46.
41. Leonov, A. V., Pronin, A. Yu. (2023) Novaya paradigma iskusstvennogo intellekta. Kompetentnost', № 2, s. 37-46. https://doi.org/10.24412/1993-8780-2023-2-37-46
42. Mantulenko, V. V., Mantulenko, A. V. (2024) Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: protivorechiya v ispol'-zovanii. Kontsept, № 6, s. 221-227.
43. Myagkov, D. V. (2018) Opasnost' iskusstvennogo intellekta. Ekonomika i sotsium, № 5 (48), s. 884-886.
44. Solomonov, E. V. (2023) Ponyatie i priznaki iskusstvennogo intellekta. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Pravo, № 4, s. 57-65. https://doi.org/10.24147/1990-5173.2023.20(4).57-65
45. Starostin, V. S., Arzhanova, K. A., Dolgopolov, D. V., Ditrikh, A. D. (2023) Opredelenie gotovnosti vuza k vnedreniyu tekhnologij iskusstvennogo intellekta dlya personalizatsii obrazovatel'nykh traektorij. Vestnik universiteta, № 10, s. 29-39. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-29-39
46. Taktarova, A. V. (2024) Sovremennye tendentsii razvitiya iskusstvennogo intellekta v obrazovanii i modeliruyushchie ego intellektual'nye sistemy. Kontsept, № 6, s. 316-330.
47. Chastikova, V. A, Pseush, A. G. (2022) Primenenie algoritmov roevogo intellekta v protsesse postroeniya individual'nykh obrazovatel'nykh traektorij. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki, № 2 (301), s. 84-90. https://doi.org/10.53598/2410-3225-2022-2-301-84-90
48. Shobonov, N. A., Bulaeva, M. N., Zinov'eva, S. A. (2023) Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 79-4, s. 288-290.
49. Yasin, M. I. (2022) Otnoshenie k iskusstvennomu intellektu, trevoga i otkrytost' opytu. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Filosofya. Psikhologiya. Pedagogika, № 4, s. 449-453. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-449-453
50. Khlaif, Z. N., Mousa, A., Hattab, M. K. et al. (2023) The potential and concerns of using AI in scientific research: CHATGPT performance evaluation. JMIR Medical Education, vol. 9, no. 2, pp. 47-49. https://doi.org/10.2196/47049
51. Lockard, R. P., Zmazneva, O. A., Volnov, I. N. (2021) Artificial intelligence: are humans protected from the systems they created. MCU Journal of Philosophical Sciences, no. 3 (39), pp. 47-55.
52. Mahmud Hasan, Md. (2024) Regulating artificial intelligence: A study in the comparison between South Asia and other countries. Legal Issues in the Digital Age, vol. 5, no. 1, pp. 122-149. https://doi.org/10.17323/2713-2749.2024.1.122.149
53. Marzie, F., Siros, I. (2024) The Study of EFL learners' perception of using e-learning, self-regulation and constructivism in English classrooms: Teachers, intermediate and advanced learners' attitude. Journal of Language and Education, vol. 10, no. 2, pp. 45-58.
54. Montag, C., Diefenbach, S. (2018) Towards homo digitalis: Important research issues for psychology and the neurosciences at the dawn of the internet of things and the digital society. Sustainability, vol. 10, no. 2, article 415. http://dx.doi.org/10.3390/su10020415
55. Rajasekaran, S. B. (2023) AI and cybersecurity-how AI augments cybersecurity posture of an enterprise. International Journal of Intelligent Systems and Applications in Engineering, vol. 11, no. 1, pp. 179-182.
56. Turdaliyeva, F. R. (2024) Managing artificial intelligence in educational institutions: strategies for ChatGPT. SAI, no. 22 (Special Issue), pp. 231-235.