Статья
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД НА ОСНОВЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Статья содержит результаты теоретического анализа более тридцати источников по теме проектирования инклюзивной образовательной среды в высшем образовании на основе принципов универсального дизайна. Поиск осуществлялся на платформах SpringerLink, ResearchGate, Google Академия, eLibrary по ключевым словам. По результатам исследования выделены основные характеристики инклюзивной образовательной среды на основе универсального дизайна, подходы к ее проектированию: системный, экосистемный, универсальный.
1. Алехина, С. В., Кутепова, Е. Н., Мельник, Ю. В и др. (2022a) Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М.: МГППУ, 151 с.
2. Алехина, С. В., Самсонова, Е. В., Шеманов, А. Ю. (2022b) Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации. Психологическая наука и образование, т. 27, № 5, с. 69-84. https://doi.org/10.17759/pse.2022270506
3. Апресян, Р. Г., Аронсон, Д. О., Артемьева, О. В. и др. (2016) Феномен универсальности в этике. Этическая мысль, т. 16, № 1, с. 144-173.
4. Богомолова, Т. Ю., Коржук, С. В. (2018) Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату. Мир экономики и управления, т. 18, № 4, с. 254-268. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-254-268
5. Бут, Т. (2007) Показатели инклюзии: практическое пособие. М.: Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 124 с.
6. Волосникова, Л. М., Федина, Л. В. (2023) Инклюзивное совершенство: новая модель университета в XXI веке на основе универсального дизайна обучения. Психологическая наука и образование, т. 28, № 6, с. 24-32. https://doi.org/10.17759/pse.2023280602
7. Збировская, Е. П., Тарасенко, Е. А. (2016) Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Вестник РГГУ. Научный журнал. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 4 (6), c. 33-41.
8. Кантор, В. З. (2019) Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе. Психолого-педагогические исследования, т. 11, № 3, с. 44-56. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110304
9. Кожанова, Н. С., Болгарова, М. А., Панкратьева, О. С. (2019) Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании. Перспективы науки и образования, № 4 (40), c. 307-321. https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.24
10. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 10.02.2024).
11. Мельник, Ю. В. (2023) Роль дружественной образовательной среды в процессе социально-педагогической инклюзии нетипичных обучающихся. Отечественная и зарубежная педагогика, т. 1, № 2 (91), с. 153-168. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2023-91-153-168
12. Рубцов, В. В., Ивошина, Т. Г. (2002) Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во Московский государственный психолого-педагогический университет, 272 с.
13. Слободчиков, В. И. (2000) О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. В кн.: II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, с. 172-176.
14. Ярская-Смирнова, В. Н., Зайцев, Д. В. (2019) Габитус инвалидности в поле высшего образования. Журнал исследований социальной политики, т . 17, № 4, с. 585-600. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-585-600
15. Ясвин, В. А. (2019) Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 448 с.
16. Al-Azawei, A., Serenelli, F., Lundqvist, K. (2016) Universal design for learning (udl): A content analysis of peer-reviewed journal papers from 2012 to 2015. Journal of the Scholarship of Teaching & Learning, vol. 16, no. 3, pp. 39-56. https://doi.org/10.14434/josotl.v16i3.19295
17. Almeqdad, Q. I., Alodat, A. M., Alquraan, M. F. et. al. (2023) The effectiveness of universal design for learning: A systematic review of the literature and meta-analysis. Cogent Education, vol. 10, no. 1, article 2218191. https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2218191
18. Benade, L. (2019) Flexible learning spaces: Inclusive by design? New Zealand Journal of Educational Studies, vol. 54, no. 8, pp. 53-68. https://doi.org/10.1007/s40841-019-00127-2
19. Brielle Harbin, M. (2020) Collaborative note-taking: A tool for creating a more inclusive college classroom. College Teaching, vol. 68, no. 4, pp. 214-220. https://doi.org/10.1080/87567555.2020.1786664
20. Bronfenbrenner, U., Evans, G. W. (2000). Developmental science in the 21st century: Emerging questions, theoretical models, research designs and empirical findings. Social Development, vol. 9, no. 1, pp. 115-125. http://dx.doi.org/10.1111/1467-9507.00114
21. Burgstahler, S. (2013) Introduction to universal design in higher education. In: S. Burgstahler (ed.). Universal design in higher education: Promising practices. Seattle: DO-IT Publ.; University of Washington Publ., 98 p.
22. Burgstahler, S. (2021) Universal Design in postsecondary education: Process, principles and applications. Disabilities, Opportunities, Internetworking, and Technology. [Online]. Available at: https://www.washington.edu/doit/universal-design-postsecondary-education-process-principles-and-applications
23. Capp, M. J. (2017) The effectiveness of universal design for learning: A meta-analysis of literature between 2013 and 2016. International Journal of Inclusive Education, vol. 21, no. 8, pp. 791-807. https://doi.org/10.1080/13603116.2017.1325074
24. Cumming, T. M., Rose, M. C. (2022) Exploring universal design for learning as an accessibility tool in higher education: A review of the current literature. Australian Educational Research, vol. 49, no. 5, pp. 1025-1043. https://doi.org/10.1007/s13384-021-00471-7
25. Deppeler, J. M., Loreman, T., Smith, R., Florian, L. (eds.). (2015) Inclusive pedagogy across the curriculum. Vol. 7. Leeds: Emerald Group Publ., 304 p. https://doi.org/10.1108/S1479-363620150000007006
26. Florian, L. (2015) Conceptualizing inclusive pedagogy: The inclusive pedagogical approach in action. In J. Deppeler, T. Loreman, R. Smith, L. Florian (eds.). Inclusive pedagogy across the curriculum. Vol. 7. Leeds: Emerald Group Publ., pp. 11-24. https://doi.org/10.1108/S1479-363620150000007001
27. Hewett, R. (2017) Developing an inclusive learning environment for students with visual impairment in higher education: progressive mutual accommodation and learner experiences in the United Kingdom. European Journal of Special Needs Education, vol. 32, no. 1, pp. 89-109. https://doi.org/10.1080/08856257.2016.1254971
28. Hollinrake, S. (2019) Do we practice (or teach) what we preach? Developing a more inclusive learning environment to better prepare social work students for practice through improving the exploration of their different ethnicities within teaching, learning and assessment opportunities. Social Work Education, vol. 38, no. 5, pp. 582-603. https://doi.org/10.1080/02615479.2019.1593355
29. Iswari, M. (2019) Friendly inclusive environment toward learning in inclusive education. In: Proceedings of the 1st International Conference on Lifelong Learning and Education for Sustainability, vol. 405. [S. l.]: Atlantis Press, pp. 86-89. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200217.018
30. King-Sears, M. E., Stefanidis, A., Evmenova, A. et. al. (2023) Achievement of learners receiving UDL instruction: A meta-analysis. Teaching and Teacher Education, vol. 122, article 103956. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103956
31. Rose, D., Meyer, A. (2006) A practical reader in Universal Design for Learning. Cambridge: Harvard Educational Press, 180 p.
32. Schrieffer, J., Vasquez, E. III, Chini, J., James, W. (2019) Universal Design for Learning in postsecondary STEM education for students with disabilities: A systematic literature review. International Journal of STEM Education, vol. 6, no. 1, article 8. https://doi.org/10.1186/s40594-019-0161-8
33. Seok, S., DaCosta, B., Hodges, R. (2018) A systematic review of empirically based universal design for learning: Implementation and effectiveness of universal design in education for students with and without disabilities at the postsecondary level. Open Journal of Social Sciences, vol. 6, no. 5, pp. 171-189. https://doi.org/10.4236/jss.2018.65014
34. Siddiqui, F. S. (2017) Building inclusive learning friendly classrooms: Need of the hour. International Journal of Reflective Research in Social Sciences, vol. 1, no. 1, pp. 10-13 [Online]. Available at: https://www.refectivejournals.com/download/4/1-1-4.pdf
35. Silver, P., Bourke, A. B., Strehorn, K. C. (1998) Universal instructional design in higher education: An approach for inclusion. Equity & Excellence in Education, vol. 31, no. 2, pp. 47-51.
36. Soriano, V. , Watkins, A., Ebersold, S. (2017) Inclusive education for learners with disabilities. Brussels: European Union Publ., 47 p.
37. Sousa, D. A., Tomlinson, C. A. (2011) Differentiation and the brain: How neuroscience supports the learner-friendly classroom. Bloomington: Solution Tree Press, 240 p.