В публикации представлены эмпирические данные, характеризующие готовность к проектному взаимодействию подростков и юношества группы нормы, а также подростков и юношей с аддикциями, находящимися в стационаре реабилитационного центра в связи с преодолением наркозависимости. Представлено сопоставление эмпирических показателей с данными в аналогичных группах взрослых. Готовность к проектному взаимодействию рассматривается как сложное новообразование с учетом трех ее компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Сделан акцент на необходимости разработки специализированных программ сопровождения коммуникативной компетентности, обслуживающей возможность участия в просоциальных проектных взаимодействиях лиц, преодолевающих химическую зависимость при прохождении программы реабилитации .
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
2. Лазарев В. С. Управление инновациями в школе. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с.
3. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж., Александрова Л. А., Васильева И. А., Гордеева Т. О. и др. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с.
4. Поливанов К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 192 с.
5. Романовская В. Г. Развитие коммуникативной компетентности подростков в условиях совместной деятельности по созданию социально-значимых видеоматериалов в интернет пространстве // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: Изд-во ЮГУ, 2020. С. 695-700.
6. Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения / под ред. В. Б. Хозиева, Н. И. Хохловой, Н. П. Плехановой. Сургут: Изд-во СурГУ, 2014. 284 с.
7. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ // МКБ-10: Международная классификация болезней 10-го пересмотра. [Электронный ресурс]. URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=4001 (дата обращения: 15.01.2021).
8. Шибаева Л. В. Становление учащегося как субъекта образования в условиях развивающего обучения. Сургут; Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. 268 с.
9. Шибаева Л. В. К проблеме поиска направлений исследования "трудного детства и "подростничества" на основе интеграции принципов изучения "психогенеза" и "персоногенеза" // Северный регион: наука, образование, культура. № 2 (14). С. 27-34.
10. Erikson E. H. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Publ., 1968. 336 p.
11. Marcia J. E. The ego identity status approach to ego identity // A handbook for psychosocial research. New York: Springer-Verlag, 1993. Р. 3-21.
12. Marcia J. E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley & Sons Publ., 1980. Р. 109-137.
13. Wurmser L. Psychoanalytic considerations of the etiology of compulsive drug use // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1974. Vol. 22. No. 4. P. 820-843. https://doi.org/10.1177/000306517402200407