Доклад конференции
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ВЕРОЯТНОСТЬ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ» И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Н. Н. Яремко,
Ю. А. Яковлева
2024
В статье проведён логико-дидактический анализ понятия «Вероятность случайного события». Выяснено, что существенные свойства изучаемого понятия связаны с особенностями испытания, в рамках которого рассматриваемое случайное событие может произойти. Необходимо принять во внимание такие свойства пространства элементарных исходов как полноту, равновозможность, конечность, счетность или бесконечность. Эти свойства пространства элементарных исходов а и являются отличительными, существенными при определении понятия «Вероятность случайного события». В учебных пособиях, рекомендованных к использованию в основном общем образовании, даются четыре определения понятия «Вероятность случайного события»: классическое, геометрическое, статистическое и аксиоматическое. Первые три - генетические, последнее - неявное, описательное. Все определения имеют конъюнктивную логическую структуру, что определяет соответствующий набор упражнений для освоения школьниками этого понятия. В учебных пособиях классическое, геометрическое и статистическое определения вводятся, чаще всего, конкретно-индуктивным методом, аксиоматическое - абстактно-дедуктивным. По нашим предварительным выводам использование результатов проведенного анализа в образовательном процессе способствует повышению интереса школьников к предмету «Вероятность и статистика».
Яремко Н. Н., Яковлева Ю. А., Лопачев В. А. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ВЕРОЯТНОСТЬ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ» И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 2024;:141-146.
Цитирование
Список литературы
1. Высоцкий И. Р. Теория вероятностей и статистика. 7-9-е классы. Учеб. пособие / И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко; под ред. И. В. Ященко. - 3-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2023.
2. Высоцкий И. Р. Математика. Универсальный многоуровневый сборник задач. 7-9 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, в 3 ч. ч. 3. Статистика. Вероятность. Комбинаторика. Практические задачи /И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. М.: Просвещение, 2020.
3. Колягин Ю. М. Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. организаций / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Фёдорова [и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
4. Малова И. Е. Проблемы реализации методики формирования понятий / И.Е. Малова, Л. П. Охват // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международный сборник научных работ. - 2023. - Вып. 1(57). - С. 60-68. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-60-68.
5. Малова И. Е. Теория и методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов (Практикум для вузов). / И. Е. Малова, С. К. Горохова, Н. А. Малинникова [и др.]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
6. Методика обучения математике: учебник для вузов / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. Москва: Издательство Юрайт, 2023.
7. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина,2012.
8. Мордкович А. Г., Семенов П. В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. учреждений /А. Г. Мордкович, П. В.Семенов. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2008.
9. Никольский С. М. Алгебра. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. М. Колягин, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников [и др.]. - М.: Просвещение, 2014.- (МГУ - школе).
10. Селютин В. Д., Яремко Н. Н. Варьирование математической задачи как средство овладения теорией вероятностей// Образование и общество - № 2 (127). 2021. С. 55-61.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021. № 287 - URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027.
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 12.09.2022 № 70034 - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022.