В статье представлены результаты исследования развития идеи педагогической поддержки развития личности ребенка. Автор, доказывая, что тактики педагогической поддержки связаны с психологическим понятием «педагогический такт», определяет в качестве основ педагогической поддержки: предоставление ребенку ответственной свободы действий, ситуационное реагирование и учет индивидуальных особенностей. Показана эволюция тактик педагогической поддержки: от ««защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие» (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.) к авторской классификации: «опека», «забота», «защита»; «наставничество» и «партнерство»; «помощь», «поддержка» и «сопровождение» (Е. А. Александрова). К методологическим подходам, на которых основывается поддерживающая деятельность, отнесены средовой, диалогический, ситуационный, событийный и эмоционально-ценностный, рефлексивный. Приведена авторская классификация стратегий педагогической поддержки: стратегия понимания и стратегия своевременности. На основании времени оказания педагогической поддержки по отношению к событию в жизни ребенка выделены опережающе-превентивная, своевременная и завершающая педагогическая поддержка. Исходя из длительности поддерживающей деятельности - единовременно-мотивирующая, пролонгированная (непрерывная) и дискретная (мотивирующе-корректирующая) педагогическая поддержка. В качестве условий эффективной педагогической поддержки выделены: формирование и развитие воспитывающей образовательной среды, уклада образовательной организации; методологическая, психологическая и методическая готовность педагогов к поддерживающей деятельности; установление доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми.
Александрова, Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ / Е.А. Александрова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2023. – № 210. – С. 117-123
1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.
2. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59-63.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 603 с.
4. Асмолов А. Г. Антропологический поворот в образовании: культурные практики взращивания индивидуальности ребенка и учителя // Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Кн. 1. Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А. С. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2023. С. 7-9.
5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
6. Григорьева М. В. Понятие "образовательная среда" и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 4. С. 3-11.
7. Иванов А. В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2006. 50 с.
8. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике. М.: Народное образование, 2003. 441 с.
9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
10. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Касицина Н. В. Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Кн. 1. Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А. С. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2023. 208 с.
11. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Крылова Н. Б., Александрова Е. А., Бояринцева А. В. и др. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Academia, 2006. 288 c.
12. Очерки психологии педагогического такта: в 7 т. Саратов: [б. и.], 1960-1968.
13. Познанский Н. Ф. Школьное кино: методические указания. Саратов: [б. и.], 1929. 62 с.
14. Степанов П. В., Селиванова Н. Л., Круглов В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С. и др. Воспитание в современной школе: от программы к действиям / под ред. П. В. Степанова. М.: ИСРО РАО, 2020. 119 с.
15. Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов: изд-во СГУ, 1966. 280 с.
16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 776 с.
17. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1974. 391 с.