%0 статья в журнале %A Александрова, Е А %T ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ %D 2023 %R 10.33910/1992-6464-2023-210-117-123 %J Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена %X В статье представлены результаты исследования развития идеи педагогической поддержки развития личности ребенка. Автор, доказывая, что тактики педагогической поддержки связаны с психологическим понятием «педагогический такт», определяет в качестве основ педагогической поддержки: предоставление ребенку ответственной свободы действий, ситуационное реагирование и учет индивидуальных особенностей. Показана эволюция тактик педагогической поддержки: от ««защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие» (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.) к авторской классификации: «опека», «забота», «защита»; «наставничество» и «партнерство»; «помощь», «поддержка» и «сопровождение» (Е. А. Александрова). К методологическим подходам, на которых основывается поддерживающая деятельность, отнесены средовой, диалогический, ситуационный, событийный и эмоционально-ценностный, рефлексивный. Приведена авторская классификация стратегий педагогической поддержки: стратегия понимания и стратегия своевременности. На основании времени оказания педагогической поддержки по отношению к событию в жизни ребенка выделены опережающе-превентивная, своевременная и завершающая педагогическая поддержка. Исходя из длительности поддерживающей деятельности - единовременно-мотивирующая, пролонгированная (непрерывная) и дискретная (мотивирующе-корректирующая) педагогическая поддержка. В качестве условий эффективной педагогической поддержки выделены: формирование и развитие воспитывающей образовательной среды, уклада образовательной организации; методологическая, психологическая и методическая готовность педагогов к поддерживающей деятельности; установление доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/16651