Статья
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ
В статье рассматривается современное состояние проблемы педагогического сопровождения и организации физического воспитания одаренных детей. Обосновывается значение физической культуры для гармоничного развития личности одаренного ребенка. Подчеркиваются особенности психолого-педагогических и методологических характеристик физкультурно-оздоровительной работы с одаренными. Приводятся рекомендации по физкультурному сопровождению одаренных детей.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 282 с.
2. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды. М.: Наука, 1979. 453 с.
3. Бермус А. Г. Гуманитарные смыслы образования: из XX - в XXI век. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. 318 с.
4. Бермус А. Г. Онтологический поворот в науках об образовании // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 2-21.
5. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.
6. Бобков Г. А., Долматова Т. В., Сорокина Л. В., Беляева Э. Л. Особенности зрительно-предметного восприятия у детей с минимальными мозговыми дисфункциями // Спортивная медицина: наука и практика. 2016. Т. 6. № 3. С. 33-37.
7. Боголепова И. Н. Гетерохрония развития корковых формаций лимбической области коры мозга человека в постнатальном онтогенезе // Астраханский медицинский журнал. 2007. Т. 2. № 2. С. 35.
8. Боголепова И. Н., Малофеева Л. И. Постнатальное развитие мозга человека // Сложные системы. 2018. № 2 (27). С. 4-13.
9. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3-13.
10. Бондаревская Е. В. К новому типу образовательной деятельности в высшей школе // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 15 декабря 2015. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2016. С. 92-103.
11. Бондин В. И. Проектирование физкультурно-оздоровительных программ в современных условиях окружающей среды на основе кинезисэнергономического подхода // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 23-26.
12. Бондин В. И., Марченко М. В. Актуальные аспекты гуманизации современного образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN417.pdf (дата обращения: 20.07.2020).
13. Бондин В. И., Пономарев А. Е. Педагогический контроль тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 6. С. 131-138.
14. Вартанян Л. В. Ангиоархитектоника корковых и подкорковых отделов некоторых анализаторов человека в постнатальном онтогенезе: (анатомическое исследование): автореф. дис.. д-ра мед. наук. Новосибирск, 1983. 42 с.
15. Вдовиченко А. С., Пономарева И. А. Воспитание культуры здорового и безопасного стиля жизни у старшеклассников в условиях интегрированной физкультурноспортивной среды // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 71-74.
16. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / пер. с англ. А. Н. Свирид. М.: Вильямс, 2007. 501 с.
17. Гафаров Ф. М., Галимханова З. Т., Галимянов Ф. А. Исследование влияния электрической активности нейронов на топологические особенности растущих нейронных сетей // Вестник Технологического университета. 2016. Т. 19. № 23. С. 95-98.
18. Германов Г. Н. Взгляд на закономерности спортивной подготовки в проекции учения об общих и специальных способностях в психологии // Спортивный психолог. 2016. № 2 (41). С. 64-69.
19. Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 3-11.
20. Запалацкая В. С., Сергеева Т. Ф. Проблема одаренности в контексте современных психологических теорий // Педагогика. 2017. № 4. С. 28-32.
21. Зверева О. Л., Чумичева Р. М. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития мыслительной деятельности дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. № 2. С. 4-10.
22. Ильин Е. П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика: сборник научных трудов / под ред. Б. А. Ашмарина. Л: Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1976. С. 4-22.
23. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ 03.04.2012 г. № Пр-827. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 20.07.2020).
24. Кулемин М. И. Компоненты и механизмы системы работы с лицами, проявившими выдающиеся способности: обобщение зарубежного опыта // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 4-7 (72). С. 34-39.
25. Курасов Н. В., Ледовских И. А., Ручкова Н. А. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 3. С. 52-58. https://www.doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.052
26. Лебедева В. В., Пономарев А. Е. К вопросу о познании через самопознание как прогрессивной методике здоровьесбережения // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 453-459.
27. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. 3-е изд. М.: МПСИ, 2008. 478 с.
28. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 63-68.
29. Матюшкин A. M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 88-97.
30. Налетова Е. А., Лакреева А. В. Девиантогенные риски социализации творчески одаренных детей // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. T. 24. С. 150-153.
31. Овсиенко Л. В., Кайбияйнен А. А. О системе работы с одаренными детьми // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 90-96.
32. Оконская Н. К. Уникальность функционирования человеческого мозга: функциональная асимметрия // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 8. № 11. С. 114-117.
33. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. 10-е изд. М.: Наука, 1973. 659 с.
34. Пономарева И. А. Современная высшая школа: инновации и продвижение или воспитание, учение и обучение? // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 3. № 1 (2). С. 76-79.
35. Пономарева И. А. Современные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию содержания и методики оздоровительной физической культуры // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 12-15.
36. Пономарева И. А. Современные педагогические технологии в формировании у студентов культуры личности безопасного типа // Таврический научный обозреватель. 2017. № 10-2 (27). С. 42-52.
37. Пылаева О. А. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (обзор литературы). Часть I // Русский журнал детской неврологии. 2015. Т. 10. № 3. С. 15-36. https://www.doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-3-15-36
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.
39. Сеина С. А. Сенсомоторная асимметрия у детей дошкольного возраста: пути пропедевтики дисбаланса межполушарных взаимодействий // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 2. С. 86-91. https://www.doi.org/10.25586/RNU.V925X.18.02.P.086
40. Сотников О. С. Геометрия межнейронных синцитиальных связей // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2018. № 6. С. 43-46.
41. Теплов Б. М. О способностях // Психология способностей: хрестоматия / ред.-сост. В. Д. Шадриков. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. С. 376-415.
42. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий: избранные работы. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. 253 с.
43. Шадриков В. Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность" // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 3-10.
44. Шелков О. М., Баряев А. А., Котелевская Н. Б., Дехаев О. А., Ильин Е. П. и др. Теоретико-методологические подходы к выявлению и развитию спортивно-одаренной личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 31-35.
45. Gardner H. Truth, beauty, and goodness reframed: Educating for the virtues in the 21st century. New York: Basic Books, 2011. 256 p.
46. Guilford J. P., Hoepfner R. The analysis of intelligence. New York: McGraw Hill, Publ. 1971. 384 р.
47. Higgins L. D., Nielsen M. E. Responding to the needs of twice-exceptional learners: A school district and university's collaborative approach // Uniquely Gifted: Identifying and meeting the needs of the twice-exceptional student / ed. by K. Kay. Gilsum: Avocus Publishing Inc, 2000. P. 287-303.
48. Holahan C. K., Holahan C. J. Being labeled as gifted, self-appraisal, and psychological wellbeing: a life span developmental perspective // International Journal of Aging and Human Development.1999. Vol. 48. No. 3. P. 161-173. https://www.doi.org/10.2190/CLU1-DEUK-XAFB-7HYJ
49. Lee K. H., Choi Y. Y., Gray J. R., Cho S. H., Chae J.-H. et al. Neural correlates of superior intelligence: Stronger recruitment of posterior parietal cortex // Neuroimage. 2006. Vol. 29. No. 2. P. 578-586. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2005.07.036
50. Lovett B. J., Lewandowski L. J. Gifted students with learning disabilities: Who are they? // Journal of Learning Disabilities. 2006. Vol. 39. No. 6. P. 515-527. https://www.doi.org/10.1177/00222194060390060401
51. Schaefer C., Mezick E. Fulfllment of promise: 40-year follow-up of creative adolescent girls // Psychological Reports. 2006. Vol. 98. No. 1. P. 133-139. https://doi.org/10.2466/pr0.98.1.133-139
52. Schmidt M. H. Schulprobleme überdurchschnittlich begabter Kinder und Jugendlicher [School problems in gifted children and adolescents] // MMW - Fortschritte der Medizin. 2007. Vol. 149. No. 47. S. 36-38. https://www.doi.org/10.1007/BF03365223
53. Silverman L. K. What happens to the gifted girl? // Critical issues in gifted education. Vol. I. Defensible programs for the gifted / ed. by C. J. Maker. Rockville: Aspen, 1986. P. 43-89.
54. Thompson J. Intelligence // The scientifc principles of psychology / ed. by P. McGufn, M. F. Shank, R. G. Holdson. New York: Grime & Stratton Publ., 1984. P. 460-484.
55. Winner E., Hetland L. The arts in education: Evaluating the evidence for a Causal Link // Journal of Aesthetic Education. 2000. Vol. 34. No. 3-4. P. 3-10.