Доклад конференции
ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ XXI ВЕКА
Проанализировано развитие лекции как аудиторной формы обучения в XXI веке, выявлено изменение ее видов и функций. Установлено экзистенциальное значение лекционного формата взаимодействия в актуальный эпидемический период, состоящее в живом диалогическом общении. Гуманитарная помощь рассматривается как основание гуманитарной деятельности и социальной политики, подчеркивается слабая разработанность ее адресно-групповых и персональных форм. Теоретически обоснованы ведущие функции и культурно-исторический смысл лекции как адресной и персональной формы оказания гуманитарной помощи.
1. Анолли Л. Психология культуры / пер. с ит. Ю. С. Вовк. - Харьков, 2016. - 480 с.
2. Артищева Е. К., Брызгалова С. И. Коррекция знаний студентов на лекции // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. - 2014. - № 11. - С. 22-31.
3. Асташова Т. А. Современная лекция в вузе глазами студентов и преподавателей // Образовательные технологии и общество. - 2017. - Т. 20. - № 3. - С. 299-308.
4. Асташова Т. А. Современная лекция глазами студентов: пути развития // Открытое образование. - 2017. - Т. 21. - № 4. - С. 34-42.
5. Баранов Е. Г., Баранова О. В. Развитие личности в вузе // Проблемы современного образования. - 2019. - № 1. - С. 24-34.
6. Баранова И. А. Применение лекций с запланированными ошибками в структуре учебной дисциплины «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма» // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1-1. - С. 28-31.
7. Бауман З., Донскис Л. Текучее зло: жизнь в мире, где нет альтернатив / пер. с англ. А. И. Самариной. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2019. - 296 с.
8. Богомолова Е. П. Презентационные лекции по дисциплинам естественно-научного цикла: практика и теория // Открытое образование. - 2014. - № 4. - С. 55-63.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. Е. А. Самарской. - М. : АСТ, 2020. - 320 с.
10. Борисов А. В. Гуманитарная помощь: к вопросу о принципах // Власть. - 2017. - Т. 25. - № 6. - С. 68-74.
11. Борисов А. В. Гуманитарная помощь: становление и эволюция // Теории и проблемы политических исследований. - 2019. - Т. 8. - № 1А. - С. 307-323.
12. Борытко Н. М. Воспитание человека: гуманитарная парадигма образования // Грани познания. - 2014. - № 3 (30). - С. 11-14.
13. Брызгалова И. В. Бинарная лекция как средство активизации деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 1 (68). - С. 61-64.
14. Буркин В. В., Строев Ю. И., Чурилов Л. П. История первого акта международной гуманитарной помощи (к 110-летию землетрясения в Мессине) // Известия Российской военно-медицинской академии. - 2018. - Т. 37. - № 4. - С. 67-83.
15. Валуев О. С. Диалогизация Гамлета, или Искусство быть в обществе вечных поэтов // Знание. Понимание. Умение. - 2021. - № 1. - С. 238-250.
16. Валуев О. С. Образование как имитация деятельности, обсервация знания и санкция на мечты (Году литературы в России) // Междунар. науч.- практ. конф. с элем. науч. школы для молодых ученых - 51-е Евсевьевские чтения, посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 14- 15 мая 2015 г. : [материалы] / редкол. : Т. И. Шукшина, В. И. Лаптун (отв. ред.); МГПИ. - Саранск, 2015. - С. 16-20.
17. Валуев О. С. Педагогическая антропология метаобразования как синтез будущего образования, науки, искусства и жизни // Всерос. науч.- практ. конф. «Диалог культур в контексте образовательной деятельности», 20 октября 2020 г. : [материалы] / отв. ред. Н. М. Асатрян, Э. Р. Ганиев, А. Г. Мухаметшин. - Набережные Челны: НГПУ, 2020. - С. 67-71.
18. Вельцель К. Рождение свободы / пер. с англ. А. В. Лисовского. - М.: ВЦИОМ, 2017. - 404 с.
19. Вучков Ю. Искусство жить / пер. с болг. М. Лекомцевой. - М.: Политиздат, 1989. - 288 с.
20. Генисаретский О. И. Навигатор: методологические расширения и продолжения / О. И. Генисаретский. - М.: Путь, 2002. - 528 с.
21. Горц А. Нематериальное. Знание стоимость и капитал / пер. с фр. М. М. Сокольской. - М.: ИД ВШЭ, 2010. - 208 с.
22. Грешных А. А., Талировский К. С., Кондрашин Р. В. Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства // European Science. - 2019. - № 5 (47). - С. 42-47.
23. Ермолаева Ю. В., Гречаная А. А., Башева О. А. Волонтерские практики в мире и в России в первую волну COVID-2019 // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 4. - С. 127-144.
24. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. - 2014. - № 2 (111). - С. 34-46.
25. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / под общ. ред. Е. Завершневой, Р. ван др. Веера. - М.: Канон+, 2018. - 608 с.
26. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / пер. с англ. С. Л. Лопатиной. - М.: Мысль, 2018. - 347 с.
27. Ипполитов С. С. Гуманитарная деятельность как объект культурологии: определение, изучение, тенденции // Культура и образование. - 2018. - № 2 (29). - С. 36-45.
28. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 432 с.
29. Колпакова М. Ю. Введение в диалогическую психологию / М. Ю. Колпакова. - М.: Канон+, 2013. - 256 с.
30. Лазаренко И. С. Феномен социальной помощи в гуманитарном знании: ретроспективный анализ // Гранi. - 2016. - Т. 19. - № 9 (137). - С. 14-21.
31. Левада Ю. А. Время перемен: предмет и позиция исследователя / сост. и коммент. Л. Д. Гудкова, А. И. Рейтблата. - М.: НЛО, 2016. - 872 с.
32. Леонтьев А. А. Психологические особенности деятельности лектора / А. А. Леонтьев. - М.: Знание, 1981. - 80 с.
33. Лехциер В. Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2016. - № 2 (20). - С. 62-77.
34. Мамардашвили М. К. Возможный человек / М. К. Мамардашвили. - М.: Рипол классик, 2019. - 495 с.
35. Мережковский Д. С. Больная Россия / сост. С. Н. Савельев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 272 с.
36. Михайлова С. А. Проблемная лекция как актуальная форма интерактивного обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (13). - С. 101-106.
37. Мэй Р. Человек в поисках себя / пер. с англ. Е. Овчинникова, Е. Абрамова. - СПб.: Питер, 2020. - 240 с.
38. Патяева Е. Ю. Звучащее слово: семь уровней воздействия // Живое слово: логос - голос - движение - жест: сб. ст. / сост., отв. ред. В. В. Фещенко. - М.: НЛО, 2015. - С. 338-347.
39. Пичкуренко Е. А. Структура интерактивной лекции в контексте герменевтического подхода // Вестник АГУ. - 2016. - № 4 (191). - С. 208-212.
40. Подорога В. А. Апология политического / В. А. Подорога. - М.: ИД ВШЭ, 2010. - 288 с.
41. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / пер. с англ. А. Б. Орлова, С. С. Степанова, Е. Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2019. - 527 с.
42. Садеков Р. Р. Недостатки лекции как части семинарской формы обучения в современных вузах // Дискуссия. - 2013. - № 9 (39). - С. 176-178.
43. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И. Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
44. Фромм Э. Искусство быть: сборник / пер. с англ. А. Александровой. - М.: АСТ, 2013. - 348 с.
45. Черникова С. М. Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики» // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 1 (70). - С. 255-256.
46. Yu D., Yalcin M. G., Ozpolat K., Hales D. N. Research In Humanitarian Supply Chain Management And A New Framework // Eurasian Journal of Business and Economics. - 2015. - Vol. 8. - No. 15. - P. 39-60.