В статье рассматриваются проблемы цифровизации и гуманизации человеко-ориентированного фиджитал- и диджитал-образования и особенности Blended Learning. Решить актуальную проблему достижения гармонизации соотношения «цифровизация - гуманизация» в инновационном образовании предлагается через усиление гуманитарной доминанты, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: герменевтики, коммуникативности и креативности. Герменевтическая педагогика, реализуемая как парадигма понимания и через обучение герменевтическим дисциплинам, на основе коммуникативности и креативности рассматривается как одна из перспективных моделей будущего образовательного пространства.
1. Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
2. Галушко Т. Г. Человеко-ориентированное фиджитал- и диджитал-образование // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2-1 (31). С. 20-23.
3. Демина О. А., Тепленева И. А. О трансформации методического мышления преподавателей вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 156-167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167
4. Дерябина С. А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 142-147. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-142-149
5. Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 168 с.
6. Костина Е. В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков // Известия высших учебных заведений. Серия "Гуманитарные науки". 2010. Т. 1. № 2. С. 141-144.
7. Кутырев В. А. Время Mortido. СПб.: Алетейя, 2012. 336 с.
8. Негус К., Пекеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. 300 с.
9. Плинио М. Габриэль Гарсия Маркес. Письма и воспоминания. М.: Individuum, 2016. 256 с.
10. Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней / под ред. М. С. Добряковой. 2-е изд. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 488 с.
11. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 667 с.
12. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2015. 460 с.
13. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 779 с.
14. Blended Learning // Сlayton Christensen Institute. [Online]. Available at: https://www.christenseninstitute.org/blended-learning/(accessed 15.05.2021).