Доклад конференции
Изобразительное искусство для детей с нарушением зрения
2022
Особенности восприятия предметного мира слепыми и слабовидящими проявляются в его своеобразии: зрительного (у слабовидящих) и осязательного (у слепых). Данные особенности обуславливают смещение акцентов основной цели и задач в освоении содержания по учебному предмету «Изобразительное искусство», прежде всего, в сторону познавательной деятельности. Содержание адаптировано с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. При наличии особенностей зрительного и осязательного восприятия остро встает вопрос о восприятии изобразительного искусства и возможности адаптации его отдельных видов к возможностям слепых и слабовидящих, корректности репродуцирования и возможностях использования современных технологий для восприятия доступных видов искусства в условиях зрительной депривации. Особое внимание уделяется созданию специальных условий обучения, использованию специальных приборов и приемов обучения. Наряду с изучением предметного мира на основе целенаправленного зрительного и осязательного наблюдения, уделяется внимание реализации специальной наглядности и использованию достаточного количества нетрадиционных техник изображения, учитывающих возможности слепых и слабовидящих младших школьников.
Потемкина А. В. Изобразительное искусство для детей с нарушением зрения. 2022;:41-50.
Цитирование
Список литературы
1. Ермаков В. П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике. - М., Просвещение, 1978 - 120 с.
2. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. - М., Педагогика, 1969. - 269 с.
3. Потемкина А. В. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения // Современное общество и специальное образование. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2007. - С. 309-313.
4. Потемкина А. В. Рельефная наглядность в системе обучения детей с нарушением зрения // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы. Материалы XVI международной конференции «Ребенок в современном мире». - СПб.: Изд-во политехнического университета, 2009. - С. 249.
5. Потемкина А. В. Восприятие иллюстративной наглядности слабовидящими младшими школьниками // Духовно-нравственные ориентиры специального образования. Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». - СПб.: Изд. Политехнического университета, 2010. - С. 296-298.
6. Потемкина А. В. Особенности преподавания учебных предметов слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ: методические рекомендации: в 3 ч. Ч. 3: Художественно эстетический цикл / Под ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 220 с.
7. Потемкина А. В. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушением зрения / А. В. Потемкина // Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - С. 78-92.