Доклад конференции
Один из способов системного формирования у школьников стремления к проведению как можно более точных экспериментов
В статье выделены три способа формирования у школьников стремления к повышению точности измерений при проведении физического эксперимента. Изложены методические аспекты реализации способа быстрой наглядной эмпирической проверки точности измерений учащихся. Описаны методика проведения в 2021-2022 учебном году педагогического эксперимента по проверке эффективности систематического применения этого способа для формирования у учащихся седьмых классов стремления к точности измерений при выполнении фронтальных лабораторных работ. Подведены результаты этого эксперимента.
1. Бубликов С. В, Методические аспекты формирования методологической культуры учащихся при обучении решению экспериментальных задач / С. В. Бубликов, М. С. Красин // Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Материалы VII Международной научно-методической конференции. Часть 1. - М.: Школа Будущего, 2008. - С. 26-30.
2. Варламов С. Д. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. / С. Д. Варламов, А. Р Зильберман, В. И. Зинковский. - М.:МЦНМО 2009. - 184 с.
3. Ильин В. А. История и методология физики / В. А. Ильин, В. В. Кудрявцев. - М.: Юрайт. 2014. - 584 с.
4. Кондратьев А. С. Методика проведения, обработки и анализа результатов физического эксперимента с применением инструментальных пакетов / А. С. Кондратьев, Л. А. Ларченкова // Компьютерные инструменты в образовании. - 2008. - № 3. - С. 34-38.
5. Красин М. С. Методологическая культура личности и её развитие при комплексном подходе к обучению решению учебных задач по физике: монография / М. С. Красин. - М.: Илекса. 2019. - 388 с.
6. Красин М. С. Методологическая культура личности как цель образования: монография / М. С. Красин. - М.: Илекса. 2018. - 290 с.
7. Красин М. С. Оценка погрешности измерений при обработке результатов школьного физического эксперимента: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / М. С. Красин, О О Мильман. - 2-е изд. испр. - Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2009. - 94 с.
8. Красин М. С. Обучение школьников оценке погрешностей измерений в контексте развития их методологической культуры. / М. С. Красин // Физика в системе современного образования (ФССО-13) Материалы XII Междунар. научн. конф., Том 2. (Петрозаводск 3-7 июня 2013). - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - С. 73-76.
9. Красин М. С. Простота, логика, системность. О методике обучения оценке погрешностей измерений в школе (проблемы обучения школьников оценке погрешности измерений в контексте развития их методологической культуры) / М. С. Красин // Физика в школе. - 2013. - №8. - С. 55-60, - 2014. - № 1. - С. 51-56.
10. Красин М. С. Организация лабораторных работ с экспериментальной проверкой точности измерений / М. С. Красин // Физика. «Первое сентября». - 2001. - № 41. - С. 14.
11. Красин М. С. Технологии проведения лабораторных работ по физике: учеб.-метод. пособие / М. С. Красин, В. И. Попов. - Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2002. - 64 с.
12. Красин М. С. Формирование методических убеждений школьников при обучении решению экспериментальных задач / М. С. Красин // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И.Лобачевского. - 2013. - № 5 (2). - С. 90-96.
13. Никифоров Г. Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ. 7-11 кл. / Г. Г. Никифоров. - М.: Дрофа. 2004. - 112 с.
14. Пурышева Н. С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: учебное пособие / Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 159 с.
15. Усольцев А. П. Требования к физическим задачам в контексте формирования функцинальной грамотности школьников / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало // Школа будущего. - 2021. - № 2. - С. 316-323.
16. Фетисов В. А. Оценка точности измерений в курсе физики средней школы: кн. для учителя / В. А. Фетисов. - М.: Просвещение, 1991. - 95 с.
17. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя / В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др.; под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учебная литература. 1996. - 368 с.
18. Шаронова Н. В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов / Н. В. Шаронова. - М.: МП «МАР», 1994. - 183 с.
19. Щербаков Р Н. Методология и философия физики для учителя: Учебная монография. Пособие для учителей физики и преподавателей вузов / Р Н. Щербакова, Н. В. Шаронова. - М.: Прометей, 2016. - 268 с.
20. Bublikov S. V. Metodicheskiye aspekty formirovaniya metodologicheskoy kul’tury uchashchikhsya pri obuchenii resheniyu eksperimental’nykh zadach / S. V. Bublikov, M. S. Krasin // Fizicheskoye obrazovaniye: problemy i perspektivy razvitiya». Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Chast’ 1. - M.: Shkola Budushchego, 2008. - S. 26-30.
21. Varlamov S. D. Eksperimental’nyye zadachi na urokakh fiziki i fizicheskikh olimpiadakh. / S. D. Varlamov, A. R. Zil’berman, V. I. Zinkovskiy. - M.:MTSNMO 2009. - 184 s.
22. Il’in V. A. Istoriya i metodologiya fiziki / V. A. Il’in, V. V. Kudryavtsev. - M.: Yurayt. 2014. - 584 s.
23. Kondrat’yev A. S. Metodika provedeniya, obrabotki i analiza rezul’tatov fizicheskogo eksperimenta s primeneniyem instrumental’nykh paketov / A. S. Kondrat’yev, L. A. Larchenkova // Komp’yuternyye instrumenty v obrazovanii. - 2008. - № 3. - S. 34-38.
24. Krasin M. S. Metodologicheskaya kul’tura lichnosti i yeyo razvitiye pri kompleksnom podkhode k obucheniyu resheniyu uchebnykh zadach po fizike: monografiya / M. S. Krasin. - M.: Ileksa. 2019. - 388 s.
25. Krasin, M. S. Metodologicheskaya kul’tura lichnosti kak tsel’ obrazovaniya: monografiya / M. S. Krasin. - M.: Ileksa. 2018. - 290 s.
26. Krasin M. S. Otsenka pogreshnosti izmereniy pri obrabotke rezul’tatov shkol’nogo fizicheskogo eksperimenta: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh vuzov / M. S. Krasin, O. O. Mil’man. - 2-ye izd. ispr. - Kaluga: KGPU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2009. - 94 s.
27. Krasin M. S. Obucheniye shkol’nikov otsenke pogreshnostey izmereniy v kontekste razvitiya ikh metodologicheskoy kul’tury. / M. S. Krasin // Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya (FSSO-13) Materialy XII Mezhdunar. nauchn. konf., Tom 2. (Petrozavodsk 3-7 iyunya 2013). - Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2013. - S. 73-76.
28. Krasin M. S. Prostota, logika, sistemnost’. O metodike obucheniya otsenke pogreshnostey izmereniy v shkole (problemy obucheniya shkol’nikov otsenke pogreshnosti izmereniy v kontekste razvitiya ikh metodologicheskoy kul’tury) / M. S. Krasin // Fizika v shkole. - 2013. - № 8. - S. 55-60, - 2014. - № 1. - S. 51-56.
29. Krasin M. S. Organizatsiya laboratornykh rabot s eksperimental’noy proverkoy tochnosti izmereniy / M. S. Krasin // Fizika. «Pervoye sentyabrya». - 2001. - № 41. - S. 14.
30. Krasin M. S. Tekhnologii provedeniya laboratornykh rabot po fizike: ucheb.-metod. posobiye / M. S. Krasin, V. I. Popov. - Kaluga: Institut povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya, 2002. - 64 s.
31. Krasin M. S. Formirovaniye metodicheskikh ubezhdeniy shkol’nikov pri obuchenii resheniyu eksperimental’nykh zadach / M. S. Krasin // Vestnik Nizhegorodskogo un-ta im. N. I. Lobachevskogo. - 2013. - № 5 (2). - S. 90-96.
32. Nikiforov G. G. Pogreshnosti izmereniy pri vypolnenii laboratornykh rabot. 7-11 kl. / G. G. Nikiforov. - M.: Drofa. 2004. - 112 s.
33. Purysheva N. S. Fundamental’nyye eksperimenty v fizicheskoy nauke. Elektivnyy kurs: Uchebnoye posobiye / N. S. Purysheva, N. V. Sharonova, D. A. Isayev. - M.: Binom. Laboratoriya znaniy, 2005. - 159 s.
34. Usol’tsev A. P. Trebovaniya k fizicheskim zadacham v kontekste formirovaniya funktsinal’noy gramotnosti shkol’nikov / A. P. Usol’tsev, T. N. Shamalo // Shkola budushchego. - 2021. - № 2. - S. 316-323.
35. Fetisov V A. Otsenka tochnosti izmereniy v kurse fiziki sredney shkoly: kn. dlya uchitelya / V A Fetisov. - M.: Prosveshcheniye, 1991. - 95 s.
36. Frontal’nyye laboratornyye zanyatiya po fizike v 7-11 klassakh obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy: kniga dlya uchitelya / V. A. Burov, YU. I. Dik, B. S. Zvorykin i dr.; pod red. V. A. Burova, G. G. Nikiforova. - M.: Prosveshcheniye: Uchebnaya literatura. 1996. - 368 s.
37. Sharonova N. V. Metodika formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya uchashchikhsya pri obuchenii fizike: uchebnoye posobiye po spetskursu dlya studentov pedvuzov / N. V. Sharonova. - M.: MP «MAR», 1994. - 183 s.
38. Shcherbakov R. N. Metodologiya i filosofiya fiziki dlya uchitelya: Uchebnaya monografiya. Posobiye dlya uchiteley fiziki i prepodavateley vuzov / R. N. Shcherbakova, N. V Sharonova. - M.: Prometey, 2016. - 268 s.