Доклад конференции
Учебно-исследовательские работы на основе проектов научного волонтерства в области физики и астрономии
Н. Кирюхина,
Е. Варюха,
Д. Сорокина,
Ю. Королева
2023
В статье обсуждается феномен “citizen science”, научного волонтерства, как новой формы взаимодействия науки и общества. Предлагается обратить внимание на образовательный потенциал этой деятельности, развивать практику выполнения волонтерских исследовательских проектов в рамках образовательных программ вузов и школ. Рассматривается возможность использования проектов, размещенных на интернет-порталах и цифровых платформах «гражданской науки» для организации учебно-исследовательской работы студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ. Представлен обзор проектов научного волонтерства в области физики и астрономии, связанных с актуальными проблемами современной науки (детектирование гравитационных волн, природа темной энергии, поиск новых частиц). Описывается модель их использования в образовательном процессе подготовки будущих учителей физики, включающая выполнение реферативного обзора, участие в проекте научного волонтерства, анализ и рефлексию приобретенного опыта, оценку личного вклада, разработку учебно-методических материалов. Приводятся примеры успешно реализованных студенческих работ.
Кирюхина Н., Варюха Е., Сорокина Д., Королева Ю., Глазов С., Грабов В. Учебно-исследовательские работы на основе проектов научного волонтерства в области физики и астрономии. 2023;:552-559.
Цитирование
Список литературы
1. Газоян А. Г. Гражданская наука как инструмент научной коммуникации: анализ российской практики // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ grazhdanskaya-nauka-kak-instrument-nauchnoy-kommunikatsii-analiz-rossiyskoy-praktiki (дата обращения: 06.02.2023).
2. Фурсов С. В. Научное волонтерство как новое направление добровольческой деятельности студентов и школьников (на примере платформы «Волонтер-натуралист») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Том 8. Выпуск 1. С. 37-45.
3. The Science of Citizen Science / K. Vohland, A. Land-Zandstra et al. - Springer Cham, 2021. - 529 p. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-58278-4 (дата обращения: 06.02.2023).
4. Using the Web for Science in the Classroom: Online Citizen Science Participation in Teaching and Learning // C. Doyle, D. Rodreck et al. // Proceedings of the 10th ACM Conference on Web Science. WebSci ‘19. New York, NY, USA. 2019. P 71-80. URL: doi:10.1145/3292522.3326022. ISBN 978-1-4503-62023. S2CID 195777103. (дата обращения: 06.02.2023).
5. Zooniverse Logo: сайт. - 2011. URL: https://www.zooniverse.org (дата обращения: 06.02.2023).
6. Gazoyan A. G. Grazhdanskaya nauka kak instrument nauchnoj kommunikacii: analiz rossijskoj praktiki // NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2020. № 4. Dark O. “CHernaya messa” imperativnoj kriti- ki / O. Dark // Znamya. - 1992. - № 8. -S. 225-228.
7. Fursov S. V Nauchnoe volonterstvo kak novoe napravlenie dobrovol’cheskoj deyatel’nosti studentov i shkol’nikov (na primere platformy “Volonter-naturalist”) // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2023. Tom 8. Vypusk 1. S. 37-45. Metody ocenki nauchnogo znaniya po pokazatelyam citirovaniya / V. V Pislyakov, M. A. Plyushch, A. V. Sokolov, T. F. Lihovid // Sociol. zhurn. - 2007. - № 1. - S. 128-140.
8. The Science of Citizen Science / K. Vohland, A. Land-Zandstra et al. - Springer Cham, 2021. - 529 p. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-58278-4.
9. Using the Web for Science in the Classroom: Online Citizen Science Participation in Teaching and Learning // C. Doyle, D. Rodreck et al. // Proceedings of the 10th ACM Conference on Web Science. WebSci ‘19. New York, NY, USA. 2019. P. 71-80. URL: doi:10.1145/3292522.3326022. ISBN 978-1-4503-62023. S2CID 195777103.
10. Zooniverse Logo: site. - 2011. URL: https://www.zooniverse.org.