В статье обсуждаются перспективные направления совершенствования и обновления образовательного процесса по физике в вузе. Намечены возможные пути разрешения существующих в традиционном образовательном процессе противоречий, порожденных появлением современных цифровых технологий (социальных сетей, мессенджеров, мобильных, видеотехнологий и др.). Перспективными направлениями сохранения качества образовательного процесса по физике, по мнению авторов, являются инструменты и технологии цифровой трансформации образования (информационная образовательная среда вуза, массовые он-лайн курсы, технологии адаптивного обучения), а также закрепление в образовательных программах по физике проектного обучения как необходимого формата реализации образовательного процесса, дополняющего традиционные формы обучения - лекции, практические и лабораторные занятия. Актуальным направлением научно-педагогического поиска является реализация междисциплинарных учебных проектов для студентов младших курсов технических специальностей с выделением физики в качестве базовой учебной дисциплины.
Потапова М., Никитина Т., Ларченкова Л., Назаров А. Целевые ориентиры реализации образовательного процесса по физике в вузе в условиях экономики знаний. 2023;:413-418.
1. Мусихин И. А. Проектное обучение в вузе: организация и типичные ошибки / И. А. Мусихин // Актуальные вопросы образования, 2021 № 1. - С. 16-21.
2. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / Под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. - Москва, 2018. - 154 с. - ИВЕ: https://uni.hse.ru/data/2018/07/02/1153130829/ Сборник%20кейсов%20Проектное%20обучение.рйГ (дата обращения: 22.01.2023). - Режим доступа: свободный.
3. Прохоров А. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт Издание второе, исправленное и дополненное. / А. Прохоров, Л. Коник - М.: КомНьюсГруп, 2019. - 368 с.
4. Семенова Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам : автореф. дис.. д-ра пед. наук : 13.00.02 / Н.Г. Семенова; Астрахан. гос. ун-т. - Астрахань, 2007. - 38 с.
5. Семенова Т. В. Возможности использования МООК по инженерным дисциплинам в университетском образовании: резюме дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Семенова; Нац. Исслед. университет «Высшая школа экономики». - Москва, 2022. - 56 с. - ИВЕ: https://www.hse.ru/ data/2022/07/06/1141097082/Резюме_Семенова.pdf (дата обращения: 22.01.2023). - Режим доступа: свободный.
6. Токтарова В. И. Адаптивная система математической подготовки студентов в условиях информационнообразовательной среды вуза: автореф. дис.. доктора педагогических наук: 13.00.08 / В. И. Токтарова; Казанск. нац. исслед. технологич. университет. - Йошкар-Ола, 2019. - 43 с.
7. Цифровой репетитор Plario. Выравнивающий курс математики для учащихся школ и вузов. - URL: https://plario.ru/. (дата обращения: 22.01.2023). - Режим доступа: для зарег, пользователей.
8. Musihin I. A. Proektnoe obuchenie v vuze: organizaciya i tipichnye oshibki / I. A. Musihin // Aktual’nye voprosy obrazovaniya, 2021 № 1. - S. 16-21.
9. Proektnoe obuchenie. Praktiki vnedreniya v universitetah / Pod red. L. A. Evstratovoj, N. V. Isaevoj, O. V. Leshukova. - Moskva, 2018. - 154 s. - URL: https://uni.hse.ru/data/2018/07/02/1153130829/Sbornik%20kejsov%20Proektnoe%20obuchenie.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2023). - Rezhim dostupa: svobodnyj.
10. Prohorov A. Cifrovaya transformaciya. Analiz, trendy, mirovoj opyt. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe / A. Prohorov, L. Konik. - M.: KomN’yusGrup, 2019. - 368 s.
11. Semenova N. G. Mul’timedijnye obuchayushchie sistemy lekcionnyh kursov: teoreticheskie osnovy sozdaniya i primeneniya v processe obucheniya studentov tekhnicheskih vuzov elektrotekhnicheskim disciplinam : avtoref. dis.. doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.02 / N. G. Semenova; Astrahan. gos. un-t. - Astrahan’, 2007. - 38 s.
12. Semenova T. V. Vozmozhnosti ispol’zovaniya MOOK po inzhenernym disciplinam v universitetskom obrazovanii: rezyume diss. kand. ped.nauk : 13.00.01 / T. V. Semenova; Nac. Issled. universitet “Vysshaya shkola ekonomiki”. - Moskva, 2022. - 56 s. - URL: https://www.hse.ru/data/2022/07/06/1141097082/ Rezyume_Semenova.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2023). - Rezhim dostupa: svobodnyj.
13. Toktarova V. I. Adaptivnaya sistema matematicheskoj podgotovki studentov v usloviyah informacionno- obrazovatel’noj sredy vuza: avtoref. dis. doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / V. I. Toktarova; Kazansk. nac. issled. tekhnologich. universitet. - Joshkar-Ola, 2019. - 43 s.
14. Cifrovoj repetitor Plario. Vyravnivayushchij kurs matematiki dlya uchashchihsya shkol i vuzov. - URL: https:// plario.ru/. (data obrashcheniya: 22.01.2023). - Rezhim dostupa: dlya zareg. pol’zovatelej.