Книга
Синтаксическая интерпретация современного прозаического дискурса
Монография, обобщая результаты лингвистической интерпретации текста современной русской литературы, дополняет ее литературоведческую характеристику и заполняет синтаксическую лакуну ее языкового описания. Рассматриваются актуальные процессы русского синтаксиса, функционирование его единиц в отечественной прозе конца ХХ - начала XXI вв., пунктуационно-графическая аранжировка высказывания и текста. Особое внимание уделяется высказыванию как индикатору стиля современных прозаиков. Книга адресована студентам, магистрантам, аспирантам-филологам, исследователям и переводчикам современной русской прозы.
1. Адмони В. Г. Синтагматическое напряжение в стихе и прозе // Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. М., 1969. С. 16-26.
2. Адмони В. Г. Содержательные и композиционные аспекты предложения // Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. Л., 1975. С. 5-12.
3. Адмони В. Г. Грамматика и текст // Вопросы языкознания. 1985. № 1. С. 63-69.
4. Адмони В. Г., Сильман Т. И. Формы и градации охвата действительности структурой предложения как проблема стиля (на материале немецкой прозы) // Проблемы сравнительной филологии. Сб. статей к 70-летию член-кор. АН СССР В. М. Жирмунского. М.; Л., 1964. С. 54-65.
5. Акимова Г. Н. Новые явления в синтаксическом строе современного русского языка. Л., 1982.
6. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990.
7. Акимова Г. Н. «Водонапорная башня» В. Пелевина - синтаксический нонсенс? // Мир русского слова. 2006. № 3. С. 25-29.
8. Арутюнова Н. Д. О синтаксических типах художественной прозы // Общее и романское языкознание. М., 1972.
9. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1981. № 4. С. 356-367.
10. Бабенко Н. Г. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна. М., 2010.
11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 56-57.
12. Вайль П. Бродский о Довлатове // Звезда. 2000. № 8. С. 148-150.
13. Веселовская Т. М. Русское сложноподчиненное предложение: каноническая и неканоническая придаточность // Грамматика и стилистика русского языка в синхронии и диахронии: очерки. СПб., 2012. С. 348-359.
14. Виноградов В. В. Поэтика и риторика // О языке художественной прозы. Избранные труды. М.,1980. С. 98-175.
15. Водолазкин Е. Г. Человек в центре литературы, Православие и мир, <http://www. pravmir.ru/chelovek-v-centre-literatury/> (дата обращения: 11.06.2018).
16. Водолазкин Е. Г. История человека важнее истории человечества, Новая газета <https://www.novayagazeta.ru/articles/ 2013/09/27/56548-evgeniy-vodolazkin--istoriya-cheloveka-vazhnee-istorii-chelovechestva-187> (дата обращения: 11.06.2018).
17. Водолазкин Е. Г. Интервью, <https://ria.ru/interview/ 20160913/ 1476775027> (дата обращения: 11.06.2018).
18. Гаврилова Г. Ф. Усложненные сложные предложения в системе других синтаксических конструкций (на материале современного русского литературного языка). автореф. дис.. д-ра филол. наук. Л., 1981.
19. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
20. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
21. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
22. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и исследования. М., 1999.
23. Генис А. Беседы о новой словесности // Звезда. 1997. № 9. С. 228-230.
24. Георгиева В. Л. История синтаксических явлений русского языка. М., 1968.
25. Грамматика и стилистика русского языка в синхронии и диахронии: очерки. СПб., 2012.
26. Грудева Е. В. Избыточность текста, редукция и эллипсис (на материале русского языка): автореф. дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2008.
27. Жижек С. Киногид извращенца: Кино, философия, идеология: сборник эссе. - Екатеринбург, 2014. С. 56-87.
28. Звягинцев А., Негин О., Моисеенко В., Новотоцкий А. Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева. М., 2020.
29. Золотова Г. А. и др. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.
30. Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература XX-XXI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной // Вопросы литературы. 2007. № 3. С. 30-53.
31. Иванова Н. Б. Русский крест: Литература и читатель в начале нового века. М., 2011. С. 44-72.
32. Иванчикова Е. А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М., 1979.
33. Ильенко С. Г. Русистика: Избр. труды. СПб., 2003.
34. Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурная природа сложного предложения и проблема его лексикографического описания // Сложноподчиненное предложение в лексикографическом аспекте. СПб., 2008. С. 3-12.
35. Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис русского языка. СПб., 2009.
36. Калашникова Г. Ф. Многокомпонентные сложные предложения в современном русском языке. Харьков, 1979.
37. Казначеев С. М. Судьба русского реализма: происхождение, развитие, возрождение. М., 2012.
38. Кальниченко Ю. О. Традиции и новаторство в лингвистической интерпретации многокомпонентных сложных высказываний // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 56-60.
39. Караулов Ю. Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. М., 1992.
40. Карцевский С. О. Бессоюзие и подчинение в русском языке // Вопросы языкознания. 1961. № 2. С. 123-131.
41. Козинцев Г. Время и совесть. Л., 1981.
42. Кольцова Н. З., Логачева (Виноградова) Т. Е. Виктор Пелевин: между метафорой и аллегорией, или Маска Булгакова и ее последующее полное разоблачение <http:// www.proza.ru/avtor/vinogradt > (дата обращения: 11.06.2018).
43. Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценка, методика описания. М., 2010.
44. Курицын В. Н. Журналистика: 1993-1997. СПб., 1998.
45. Курицын В. О сладчайших мирах // Знамя. 199 5. № 4. С. 192.
46. Логинов А. В. Вопросительное предложение и вопросо-ответный комплекс во внутренней речи персонажа художественного реалистического произведения: автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 1992.
47. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
48. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
49. Ляпон М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст: К типологии внутритекстовых отношений. М., 1986.
50. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.
51. Мандельштам, О. Э. Разговор о Данте // Мандельштам О. Э. Избранное. - Таллин, 1989. С. 164-208.
52. Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия. М., 2005.
53. Маркова Т. Современная проза: конструкция и смысл. М., 2003.
54. Мартьянова И. А. Киновек русского текста: Парадокс литературной кинемато-графичности. СПб., 2002.
55. Мигирин В. М. Соотносительные слова // Известия Крымского пед. ин-та. 1949. Т. 14. С. 89-116.
56. Милых М. К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956.
57. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.
58. Мишланов В. А. Семантика и структура русского сложного предложения в свете динамического синтаксиса. Пермь, 1996.
59. Морозова Н. А. Коммуникативные типы предложений-высказываний в художественном драматическом тексте: на материале пьес А. П. Чехова : автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 1996.
60. Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 1999.
61. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004.
62. Парамонов Б. Застой как культурная форма (о Татьяне Толстой) // Звезда. 2000. № 4. С. 234-238.
63. Парамонов Б. Пелевин - муравьиный лев. <http://www. archive.svoboda.org/ programs/RQ/2000/RQ.31.asp> (дата обращения: 11.06.2018).
64. Петрушевская Л. С. Девятый том. М., 2003.
65. Писатель Дина Рубина: «Свои скульптуры я хранила в морозилке» (интервью Н. Кочетковой). URL: http:// www.izvestia.ru/culture/ article3132753/index.html. (Дата обращения: 20.05.2021).
66. Покровская Е. А. Динамика русского синтаксиса в ХХ веке: Лингвокультурологический анализ: автореф. дис.. д-ра филол. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
67. Поспелов Н. С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типы // Вопросы языкознания. 1969. № 8. С. 1-27.
68. Ростова Н. В. Немое кино и театр. Параллели и пересечения: Из истории развития и взаимопроникновения двух искусств в России в первой трети ХХ столетия. М., 2007.
69. Руднев В. П. Принципы прозы ХХ века // Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
70. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.
71. Сабромене Д. А. Сложноподчиненное предложение со значением вмещения в современном русском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1981.
72. Семьян Т. «Руины текста» (компьютерные приемы в визуальном облике современной прозы) // Художественный текст как динамическая система. М., 2006. С. 308-315.
73. Сильман Т. И. Подтекст как лингвистическое явление // Науч. докл. высш. школы. Филологические науки. 1969. № 1. С. 84-90.
74. Соколова Л. А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск, 1968.
75. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 2014.
76. Соловьева А. К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. 1965. № 6. С. 103-110.
77. Соловьев С. Анна Каренина. Фильм Сергея Соловьева. М., 2009. С. 16.
78. Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.
79. Тимина С. И. Современный литературный процесс (90-е годы) // Русская литература ХХ века в зеркале критики. СПб.; М., 2003. С. 19-35.
80. Тимина С. И. Современный литературный процесс (1990-е годы - начало ХХI века) // Русская литература ХХ века. М., 2011. С. 253-272.
81. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Петербургский текст русской литературы: Избр. труды. СПб., 2003. С. 7-118.
82. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
83. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.
84. Черняк М. А. Современная русская литература. СПб.; М., 2004.
85. Черняк В. Д. Интертекстуальное эхо в современной беллетристике // Язык. Текст. Дискурс. 2010. № 8. С. 271-278.
86. Черняк В. Д. Языковые процессы в литературе конца ХХ - начала ХХI века // Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI века / под ред. С. И. Тиминой. М., 2011. С. 283-303.
87. Черняк В. Д. Современная речь в зеркале прозы последних лет// Лингвистика. Семиотика. Поэтика. Ставрополь, 2014. С. 47-52.
88. Черняк В. Д. Рефлексия над словообразовательными потенциями слова в современной беллетристике // Уральский филологический вестник. Язык. Система. Личность: Лингвистика. 2014. № 1. С. 158-165.
89. Черняк В. Д., Черняк М. А. Русская литература XXI века: приглашение к чтению: учебное пособие. СПб., 2020.
90. Чиркова Н. И. Репрезентация диалога в художественном прозаическом тексте: на материале романов И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 1992.
91. Чумаков Г. М. Синтаксис конструкций с чужой речью. Киев, 1975.
92. Шаймиев В. А. Вставные конструкции в аспекте их текстового изучения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1982.
93. Шведова Н. Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М., 1966.
94. Шмелева Т. В. Визуализация синтаксиса // Грамматика и стилистика русского языка в синхронии и диахронии: Очерки. СПб., 2012. С. 339-347.
95. Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка. М., 2006.
96. Щукина Д. А. Русская литература ХХI века (фрагмент пространства художественного текста). СПб., 2019.
97. Эпштейн М. Н. От знания к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб., 2016.