Глава книги
«ВЕСНА» ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА КАК PARODIA SACRA
И. СМИРНОВ
2021
В статье рассматривается пародирование Григорием Александровым кинотворчества его учителя и соавтора Сергея Эйзенштейна. Это соревнование с Эйзенштейном начинается в музыкальной комедии Александрова «Веселые ребята» (1934), которая в фарсовой манере откликается на апокалиптическую «Стачку» (1924), и достигает своей вершины в «Весне» (1946-1947), комически преобразующей целый ряд мотивов «Ивана Грозного» (1943-1945). В обоих случаях Александров не просто поднимает на смех свои источники, но и защищает их тематику и образность от полного разрушения. «Веселые ребята» сохраняют эйзенштейновскую картину последнего сражения на исходе времен, пусть и переводя ee в комический план. Адресуясь к второй серии «Ивана Грозного», запрещенной к показу, «Весна» спасает ее от забвения. Историческим образцом для такой техники комической переработки претекстов служит Александрову parodia sacra.
СМИРНОВ И. «ВЕСНА» ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА КАК PARODIA SACRA. 2021;:230-242.
Цитирование
Список литературы
1. Александров Г. В. Эпоха и кино. м.: Издательство политической литературы, 1976. 287 c.
2. Бахтин М. Творчество франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (1940). м.: Художественная литература, 1965. 527 c.
3. Иванов В. В. Из заметок о строении и функции карнавального образа // Проблемы поэтики и истории литературы / Под ред. С. С. Конкина. Саранск: мордовский Государственный Университет им. Н. П. Огарева, 1973. С. 37-53. 270 с.
4. Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы / Сост.: К. м. Андерсон, л. В. максименков и др. м.: Росспэн, 2005. 1120 с.
5. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 401 c.
6. Фрейденберг О. М. Происхождение пародии (1925) // Труды по знаковым системам, VI. Тарту: ТГУ, 1973. С. 490-497, 572 c.
7. Эйзенштейн С. М. Иван Грозный. Киносценарий. м.: Госкиноиздат, 1944. 189 c.
8. Agamben Giorgio. Profanierungen. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2005. 93 S.
9. Drubek-Meyer N. Primat der Doubles. Zwei sowjetische Filmkomödien: A. Medvedkins Novaja Moskva (1938) und G. Aleksandrovs Vesna (1947) // Mystifkation - Autorschaft - Original / Hrsg. von Susi Frank u. a. Tübingen: Gunter Narr, 2001. S. 239-261. 330 S.
10. Kittler F. Romantik - Psychoanalyse - Film: eine Doppelgängergeschichte // Kittler Friedrich. Draculas Vermächtnis. Technische Schriften. Leipzig: Reclam, 1993. 257 S.
11. Radin P., Kerényi K., Jung C. G. Der göttliche Schelm. Ein indianischer Mythen-Zyklus Zürich: Rhein-Verlag, 1954. 235 S.