Глава книги

«ВЕСНА» ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА КАК PARODIA SACRA

И. СМИРНОВ
2021

В статье рассматривается пародирование Григорием Александровым кинотворчества его учителя и соавтора Сергея Эйзенштейна. Это соревнование с Эйзенштейном начинается в музыкальной комедии Александрова «Веселые ребята» (1934), которая в фарсовой манере откликается на апокалиптическую «Стачку» (1924), и достигает своей вершины в «Весне» (1946-1947), комически преобразующей целый ряд мотивов «Ивана Грозного» (1943-1945). В обоих случаях Александров не просто поднимает на смех свои источники, но и защищает их тематику и образность от полного разрушения. «Веселые ребята» сохраняют эйзенштейновскую картину последнего сражения на исходе времен, пусть и переводя ee в комический план. Адресуясь к второй серии «Ивана Грозного», запрещенной к показу, «Весна» спасает ее от забвения. Историческим образцом для такой техники комической переработки претекстов служит Александрову parodia sacra.

СМИРНОВ И. «ВЕСНА» ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА КАК PARODIA SACRA. 2021;:230-242.
Цитирование

Список литературы