Книга
Поддержка ученика в образовании
Вторая книга серии монографических изданий «Поддержка ученика в образовании» содержит результаты эмпирического исследования состояния психолого-педагогической поддержки учащихся в современных образовательных организациях мегаполиса и сельской местности в условиях цифро-визации образования. Монография адресована педагогам школ, магистрантам и аспирантам педагогических вузов, преподавателям педагогических дисциплин, исследователям проблем отечественного школьного образования.
1. Акулова О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2004.
2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2008. Т. 1, № 1-2. С. 74-78.
3. Алехин А. Н., Богдановская И. М., Королева Н. Н., Малкова Е. Е. Клинико-психологические аспекты саморазрушающего поведения у подростков: монография / под ред. А. Н. Алехина, Е. А. Дубининой. СПб., 2018
4. Алехин А. Н., Грекова А. А. Особенности мышления у молодых людей, фиксируемые в экспериментальных психологических исследованиях // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2019. Т. 119, № 5. С. 107-111.
5. Амиржан К. Ж. Становление теории информационного общества // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 51-54.
6. Андреева Н. Д., Глубокова Е. Н., Гутник И. Ю., Кондракова И. Э., Матросова Ю. С., Писарева С. А., Подходова Н. С., Примчук Н. В., Тряпицына А. П. Педагогические аспекты модернизации общего образования: пути преодоления отчуждения подростков от школы: коллективная монография. СПб.: Свое издательство, 2015.
7. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. Пермь, 2018. № 14. С. 5-37.
8. Антропология и этнология: учебник для бакалавриата и магистратуры, электронное издание сетевого распространения / под ред. В. А. Тишкова. М.: «КДУ», «Добросвет», 2018. doi: 10.31453/kdu.ru.91304.0009.
9. Ариадна - автоматизированная система проектирования индивидуальных образовательных маршрутов одаренных обучающихся. URL: https://ariadna.website/index.php?page=0 (дата обращения: 22.07.2020).
10. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / пер. с франц. Екатеринбург: Урал. ун-т, 1999. 416 с.
11. Атлас новых профессий: официальный сайт. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 22.07.2020).
12. Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания / И. А Баева., С. В. Тарасов, Е. Б. Лактионова, Н. Н. Баев, Л. А. Гаязова, Л. И. Шахова. СПб., 2019.
13. Баева Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 131-144.
14. Бакланова Г. А. Об использовании цифровых образовательных ресурсов учителями начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 116-117.
15. Безрукова О. В. Метод «Action research» (исследование действием) в социологических исследованиях: основные идеи // Вестник СамГУ. 2014. № 5 (116). С. 25-29.
16. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 109-110.
17. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Международная пед. академия, 1995. 264 с.
18. Бордовский Г. А., Носкова Т. Н., Степанов А. А. Развивающие особенности аудиовизуальных технологий обучения // Педагогика. 1996. № 4. С. 40-43.
19. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 33-44
20. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 179.
21. Братченко С. Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза // Век толерантности. 2004. С. 172.
22. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2001. 296 с.
23. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2001. 296 с.
24. ГБОУ СОШ № 385 Санкт-Петербурга (Красносельский район): Инновационная деятельность. URL: http://www.school385.ru/innovacionnaya-deyatelnost/ (дата обращения: 22.07.2020).
25. Гимназия 171: Электронная образовательная платформа «Горизонт: личный кабинет обучающегося и педагога». URL: http://gym171.spb.ru/ resursN.html (дата обращения: 22.07.2020).
26. Гусельцева М. С. Отрочество: миф или реальность? Междисциплинарный подход к проблеме [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 1(1).
27. Гутник И. Ю., Гембель Т. П., Силаева М. М. Процесс-фолио предметного и профессионального самоопределения ученика: пособие для учащихся 7-х классов общеобразовательных заведений / под ред. И. Ю. Гутник. СПб.: Свое издательство, 2014. 48 с.
28. Гутник И. Ю. Электронный ресурс: Электронный образовательный ресурс «Диагностическая школа» № 2018616542 / Гутник И. Ю., Гембель Т. П., Губарь Н. А. 2018.
29. Гутник И. Ю., Балуевский А. В., Бельгушева Л. Х. Электронный образовательный ресурс «навигатор индивидуального образовательного маршрута ученика». Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016610642, 15.01.2016. Заявка № 2015661319 от 23.11.2015.
30. Детский рунет-2019 // Доступ: https://digital.gov.ru/uploaded/f les/childru-net-2019-26032020.pdf (дата обращения: 13.08.2021).
31. Диагностическая школа: учебно-методические рекомендации / под ред. И. Ю. Гутник, Т. П. Гембель, В. В. Демидовой. СПб.: Свое издательство, 2017. 477 с.
32. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Изд-во «Перо», 2020. С. 25.
33. Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире: коллективная монография / Е. Н Елизарова., А. Г. Козлова, И. Э. Кондракова, Т. В. Менг, С. А. Писарева, Н. С. Подходова, Н. В. Примчук, Н. В. Седова, А. П. Тряпицына. СПб., 2019.
34. Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vbudu-shee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения: 16.06.2021).
35. Жданов А. В. Педагогическая поддержка обучающихся и их семей в условиях цифровой образовательной среды // Педагогическая наука и практика в условиях цифровизации образования: новые вызовы и решения: сборник докладов Х научно-практической конференции / ред. А. П. Тряпицына, С. А. Писарева, Н. В. Примчук. СПб.: Изд-во «Центр научно-информационных технологий “Астерион”», 2020. С. 207-211.
36. Жуков Ю. М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период // Организационная психология. 2015. Т. 5, № 3. С. 49-67.
37. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
38. Захарченко Е. Ю. Учитель глазами школьников: спустя двадцать лет // Народное образование. 2013. № 7 (1430). С. 270-278.
39. Ибляминова М. Р. Педагогическая поддержка учащихся в процессе проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 15-19.
40. Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования: монография. СПб.: Издательство БАН, 2002.
41. Инновационный продукт: электронная система коммуникации и менеджмента «Директор плюс». URL: http://gymnasium642.spb.ru/innovacionnyj-produkt (дата обращения: 22.07.2020).
42. Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 1997.
43. Кон И. С. Этнография детства // 80 лет одиночества [Электронный ресурс]. http://www.pseudology.org/Kon/80Let/22.htm
44. Крылова Н. Б. Культурный опыт школьника - основа организации образования // Народное образование. 2010. № 9 (1402). С. 158- 163.
45. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
46. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001. 464 с.
47. Кульневич С. В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М.; Ростов н/Д, 2000. С. 120-127.
48. Кушнир М. Как построить цифровую образовательную среду // Edutainme. 2017. URL: http://www.edutainme.ru/post/manifesto-upd/ (дата обращения: 17.07.2020).
49. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М., 1988.
50. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
51. Макаренко А. С. Книга для родителей. Собр. соч.: в 4 т. М.: «Правда», 1987. Т. 4. С. 218.
52. Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 2. С. 71-79.
53. Машарова В. А. Интернет-взаимодействие субъектов образовательного процесса как средство развития познавательной активности старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016.
54. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка как необходимое условие перехода ребенка от свободовозможности к свободоспособности // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: материалы научно-практической интернет-конференции с международным участием / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой, С. В. Лобынцевой. 2017. С. 135-165.
55. Мудрик А. В. Воспитание: методологические заметки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2008. № 1 (9). С. 64-75.
56. Наумова А. А. Феномен подростка в истории философии и психологии // Вестник психотерапии. 2012. №. 43. С. 64-80.
57. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 2. С. 39-54.
58. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гох-берг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 107.
59. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Три-вола, 1998. 352 с.
60. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Социальный проект, 2007. 32 с.
61. Осташева Е. И. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения современных подростков // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов: ФГБОУ ВПО «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина», 2015. С. 344-349.
62. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.: ил. (Практическая психология.)
63. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исслед.: учеб. пособие для вузов / пер. с англ. М. С. Жамкочьян; науч. ред., авт. предисл. В. С. Магун. М.: Аспект-пресс, 2001.
64. Петровский В. А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 14-38.
65. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997. Т. 2, № 4.
66. Письмо Министерства просвещения РФ от 16 апреля 2019 г. № МР-507/02. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-16.04.2019-N-MR-507_02/ (дата обращения: 22.07.2020).
67. Плешаков В. А. О цифровизации и киберсоциализации в рамках информационно-медийного направления деятельности общероссийской общественной государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Социальная педагогика. 2019. № 3. С. 29-38.
68. Подросток на перекрестке эпох / под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
69. Подростковая медицина: руководство для врачей / под ред. Л. И. Левиной. СПб.: Специальная литература, 1999.
70. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации // Труды II Международного Конгресса ЮНЕСКО «Политика в области образования и новые технологии». Т. II. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям, 1998.
71. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2007.
72. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/ (дата обращения: 25.09.2021).
73. Примак В. В. Электронный ресурс «Личный Образовательный Навигатор». URL: https://umr.rcokoit.ru/upload/editor/f les/news/2020/03/model-3l. pdf (дата обращения: 22.07.2020).
74. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 1997. Т. 2, № 1. С. 82-87.
75. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года: электронный документ. URL: http://spkurdyumov.ru/up-loads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 22.07.2020).
76. Продукт ОЭР ГБОУ СОШ № 119. URL: http://sch119.petersburgedu.ru/ post/view/9587 (дата обращения: 22.07.2020).
77. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 238 с.
78. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
79. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина, Е. В. Логутова, А. М. Молокостова; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2015.
80. Радина К. Д. Исходные основания педагогического исследования, их значение и место в исследовательском процессе // Вестник диссертационного совета. Диссертационный совет Д. 212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.; Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. С. 17.
81. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010.
82. Ранняя профориентация учащихся в системе дополнительного образования: лучшие практики. Официальный сайт СПб. АППО. Доступ: https:// spbappo.ru/новости/ранняя-профориентация-учащихся-в-сис/ (дата обращения: 15.08.2021).
83. Регер Т. В. Компьютерная поддержка воспитания ценностных отношений у подростков во внеучебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2014.
84. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 34 с.
85. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
86. Решение педагогических задач: учебное пособие для студентов бакалавриата / И. Ю. Гутник, Ю. С. Матросова, Т. В. Менг, С. А. Писарева, Н. В. Примчук, С. В. Ривкина, С. А. Суворова, А. П. Тряпицына. СПб., 2019.
87. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 101.
88. Рыбакова В. В. Структура и функции научного коллектива как объект социологического анализа // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 3. С. 222-232.
89. Седов В. А., Седова Н. В. О цифровизации образования и изменениях во взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогическая наука и практика в условиях цифровизации образования: новые вызовы и решения: сборник докладов Х научно-практической конференции. СПб., 2020. С. 83-88.
90. Семенов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000.
91. Слободчиков В. И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека // Социальная педагогика. 2014. № 6. С. 77-86.
92. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004.
93. Солдатова Г. У. , Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 2, № 2 (38). С. 3-20.
94. Стёпин В. С. Становление идеалов и норм постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки: сб. ст. / отв. ред. Е. А. Мамчур. РАН. Институт философии. М.: ИФРАН, 1992. С. 11.
95. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 680.
96. Анализ структуры и динамики науки в социокультурном контексте: материалы обсуждения избранных трудов В. С. Стёпина / В. С. Cтёпин, В. И. Аршинов, А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский, Б. И. Пружинин, В. Г. Федотова // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 12.
97. Судынина С. Б. Сетевая поддержка становления ценностей младшего школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2015.
98. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. С. 106-113.
99. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 406 с.
100. Тубельский А. Н. Уклад жизни школы как компонент образования // Воспитание школьников. 2001. № 1.
101. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
102. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI в.: вызовы информационной эпохи // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 46-65.
103. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.
104. Хухлаева О. В. Психология подростка. М.: Академия, 2008. 160 с.
105. Цукерман Г. А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 42-90.
106. Шавринова Е. Н. Становление системы педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении: автореф. … канд. пед. наук. СПб., 2008.
107. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
108. Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
109. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
110. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
111. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с. (Современная аналитика образования. № 4 (34).)
112. Электронный образовательный ресурс «Навигатор индивидуального образовательного маршрута ученика» № 2016610642 / И. Ю. Гутник, А. В. Балуевский, Л. Х. Бельгушева. 2016.
113. Электронный образовательный ресурс «Навигатор школьной успешности» № 2018617929 / И. Ю. Гутник, А. В. Балуевский, Л. Х. Бельгушева. 2018.
114. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
115. Ярмолинская М. В. Интернет-проект как инструмент формирования ответственности старшего подростка: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016.
116. Hall G. S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. 2 vols. New York: Appleton, 1904. 1457 р.
117. Merton R. K., Zuckerman H. Age, aging and age structure in science (1972) // T e Sociology of Science T eoretical and Empirical Investigations. N. Y., 1973. P. 523.
118. Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O. Programmed and audiovisual learning - the stages of infor-mation technology implementation to the educational practice // Edukacja Humanistyczna. 2017. № 2 (37). S. 123-137 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bazhum.muzhp.pl/media// f les/Edukacja_Humanistyczna/Edukacja_Humanistyczna-r2017-t-n2_ (37)/Edukacja_Humanistyczna-r2017-t-n2_(37)-s123-137/Edukacja_ Humanistyczna-r2017-t-n2_(37)-s123-137.pdf (дата обращения: 30.05.2020).
119. Spranger E. Psychologie des Jugendalters [Psychology of youth]. Leipzig: Quelle & Meyer, 1924. 542 р.