В статье раскрывается содержание понятий «Я-концепция», «Я-профессионал». Приведены результаты эмпирического исследования, объектом которого стали 80 студентов из России и Германии. Представлено сравнение содержания ценностно-мотивационного компонента, проанализированы представления студентов о системе образования и выбранной профессии. Полученные данные указывают на большую сформированность образа «Я-профессионал» у немецких студентов, а также на возможности его развития у российских студентов.
Игнатенко М. С., Пекун М. Е. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА «Я-ПРОФЕССИОНАЛ» У РОССИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ СТУДЕНТОВ. 2021;:57-72.
1. Андреенкова О. С. Я-концепции профессионала и внутренняя карьера // Психопедагогика в правоохранительных органах : науч.-практ. журн. / Ом. акад. МВД России. - Омск. - 1999. - № 2. - С. 44-46.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.
3. Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
4. Игнатенко М. С. Концептуальные модели педагогического процесса в формирующемся профессиональном сознании учителя: дис. … канд. психол. наук. - Л., 1993. - 209 с.
5. Игнатенко М. С. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание // Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. Педагогическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2016. - С. 396-414.
6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: МОДЭК: МПСИ, 2009. - 544 с.
7. Москаленко С. В. Особенности развития образа «Я - профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе : дис. … канд. псих наук: 19.00.07. - Курск, 2007. - 191 с.
8. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ: авто-реф. дис. … д-ра психол. наук / Д. А. Ошанин. - М., 1973. - 42 с.
9. Писарева Л. И. Немецкая модель непрерывного образования /Л. И. Писарева // Педагогика. - 2016. - № 2.
10. Писарева Л. И. Проблемы качества немецкого школьного образования / Л. И. Писарева // Проблемы современного образования. - 2015. - № 5.
11. Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
12. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2 (16).
13. Синякова М. Г. Развитие профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве России: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. - Москва, 2013. - 400 с.
14. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М.: Просвещение, 1983. - 288 с.
15. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд ; пер. с нем. Г. В. Барышниковой ; под ред. Е. Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. - М.: Азбука-Аттикус, 2011. - 480 с.