Книга
Постнеклассическая методология исследования педагогического образования
Монография описывает способ построения гуманитарной исследовательской программы педагогического образования исходя из его понимания с позиции личности педагога как открытой системы и нелинейного процесса, что востребует применение постнеклассической методологии. Автор предлагает алгоритм построения дизайна исследования на основе реконструкции опыта совместного проектирования и реализации проектов открытого педагогического образования с его участниками: преподавателями, учителями школ, работодателями, студентами. В книге приведены примеры применения качественной методологии исследования: глубинных нарративных интервью с выпускниками университета, их кодирования и ситуационного анализа. Показано, как конструируется совместно с участниками проектов новое понимание педагогического образования как открытого, его закономерности и риски функционирования. Работа иллюстрируется динамическими моделями, сценариями открытого педагогического образования. Книга предназначена в первую очередь исследователям: аспирантам, докторантам, а также преподавателям университетов, реализующих программы педагогического образования, работникам региональных институтов развития образования.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. -299, [2] с.
2. Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании: глобальные перспективы / под ред. М. Юдкевич, Ф. Дж. Альтбаха, Л. Рамбли ; пер. с англ. Г. Петренко; под науч. ред. М. Юдкевич. - Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2016. - 325, [2] с.
3. Арнаутов, В. В. Теория и практика становления учебно-научно-инновационного комплекса как региональной системы непрерывного педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.08 /Арнаутов Владимир Владимирович. - Волгоград, 2002. - 326 с.
4. Архипова, О. В. Идея образования в контексте постнеклассической культуры : автореф. дис.. д-ра философ. наук : 24.00.01 / Архипова Ольга Валерьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 50 с.
5. Астапенко Е. В. Идеал школьного учителя в трудах американских мыслителей ХХ - начала XXI века: дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Астапенко Елена Владимировна. - Тверь, 2019. - 362 с.
6. Астафьева, О. Н. Синергетический подход к исследованию современных социокультурных процессов: методологические основания междисциплинарного анализа//Постнеклассика: философия,наука,культура: коллективная монография / отв. ред. Л. П. Киященко и В. С. Степин. - СПб.: Издательский дом «Mipb», 2009. - 672 с.
7. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная литература, 2020. - 456 с.
8. Балакирева, Э. В. Профессиологические основы педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.08 /Балакирева Эльфрида Викторовна. - Санкт-Петербург, 2008. - 452 с. : ил.
9. Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 7-60.
10. Барбер, М. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция/М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви//Вопросы образования. -2013. - №3.-С. 152-229.
11. Басюк, В. С. Непрерывность педагогического образования: культурологический контекст /B.C. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Г. Врублевская // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2022. - №1.-С. 3-14.
12. Безрукова, О. В. Метод «Action research» («Исследование действием») в социологических исследованиях: основные идеи / О. В. Безрукова // Вестник СамГУ - 2014. - № 5 (116): URL: https://cyberleninka.ra/article/n/metod-action-research-issledovanie-deystviem-v-sotsiologicheskih-issledovaniyah-osnovnye-idei (дата обращения: 19.06.2022).
13. Бенин, В. Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. - 2012. - № 6 (95). - С. 122-135.
14. Бенин, В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис.. д-рапед. наук: 13.00.01 /Бенин Владислав Львович. - Екатеринбург, 1996. - 32 с.
15. Блок, М. Социальный капитал: к обобщению понятия / М. Блок, Н. А. Головин//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 99-111.
16. Божок, Н. С. Социологическое содержание понятия «Историческая реконструкция» //ВестникСГТУ -2013. -№ 3 (72). -С. 197-201.
17. Болотов, В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Болотов Виктор Александрович. - Санкт-Петербург, 2001. - 315с.
18. Большакова, 3. М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Большакова Земфира Максутовна. - Екатеринбург, 2000. - 353 с.
19. Бондаревская, Е. В. Гуманитарная методология исследования целостного образовательного процесса в педагогическом вузе / Е. В. Бондаревская // Грани познания. - 2014. - № 6 (33). - С. 17-23.
20. Бондаревская, Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 84-88.
21. Бордовский, Г. А. Особенности развития современного педагогического образования / Г. А. Бордовский //Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 60-65.
22. Борытко, Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Борытко Николай Михайлович. - Волгоград, 2001. - 275 с.
23. Бочарова, Ю. Ю. Практики закрепления молодых учителей: роль профессионального сообщества / Ю. Ю. Бочарова, Л. В. Коматкова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 3 (56). - С. 382-390. DOI 10.25683/ VOLBI.2021.56.311.
24. Буданов, В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы //Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / отв. ред.: Л. П. Киященко и В. С. Степин;Российская академия наук, Институт философии, Национальная академия наук Украины, Центр гуманитарного образования. - Санкт-Петербург, 2009.-С. 361-396.
25. Будникова, С. П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъектности // Педагогика и психология образования. - 2020. - №4. -С. 137-152. DOI 10.31862/2500-297X2020-4-137-152
26. Булин-Соколова, Е. И. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги / Е. И. Булин-Соколова, А. С. Обухов, А. Л. Семенов//Психологическая наука и образование. -2014. -Т. 19. - №3.-С. 207-226.
27. Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования : [Ист. опыт России] /А. П. Булкин. -Дубна : Феникс+, 2001. - 207 с.
28. Верлен Б., Баньковская С. Объективизм Поппера и метод критического рационализма // Социологическое обозрение. - 2002. - Т. 2. - № 4. - С. 3-24.
29. Возможности развития субъектности студентов при совладании с трудной ситуацией перехода на дистанционное обучение в период пандемии / Ю. Ю. Бочарова, А. А. Дьячук, Л. Г. Климацкая [и др.] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2021. - №2(56).-С. 109-122. DOI 10.25146/1995-0861-2021-56-2-277.
30. Воробьев, Д. В. Конвенционализм и инструментализм в свете теории научно-исследовательских программ Имре Лакатоса // Философия науки и техники. -2016. -Т. 21. -№2. - С. 97-110.
31. Ганченко, И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 /Ганченко Игорь Олегович. - Краснодар, 2004. - 342 с.
32. Гармонова, А. В. Готовность к изменениям в высшей школе: почему преподаватели работают «по старинке», а студенты учатся «для корочки»? / А. В. Гармонова, Д. В. Щеглова // Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы : Материалы XVII ежегодной Международной научно-практической конференции, Москва, 13-15 февраля 2020 года. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - С. 223-230.
33. Гендин, А. М. Студенты педагогического вуза о качестве своей подготовки к учительской деятельности и профессиональных планах. Социологический анализ / А. М. Гендин, Н. И. Дроздов, М. И. Сергеев. - Красноярск: Крас-нояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2010. - 268 с.
34. Гордеева, Н. Н. Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Гордеева Наталья Николаевна. - Челябинск, 2002.-351с.
35. Григорьева, Е. Г. Социально-демографические и профессиональные характеристики преподавательского состава регионального университета/Е. Г. Григорьева, Л. А. Новопашина, Ю. Ю. Бочарова // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9. - №2. - С. 170-187. DOI 10.15293/2658-6762.1902.12. (Scopus).
36. Губарева, О. Н. Методологические принципы гуманитарного проектирования деятельностей абитуриентов при обучении / О. Н. Губарева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2012. - Т. 18. - №2. - С. 108-111.
37. Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода/Э. Н. Гусинский. -М.: Школа, 1994. - 184 с.
38. Даутова, О. Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Даутова Ольга Борисовна. - Санкт-Петербург, 2011. - 408 с.
39. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. -Т. 2. - № 1 (3). -С. 11-20.
40. Дмитриева, Е. И. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Дмитриева Елена Николаевна. - Нижний Новгород, 2004. - 385 с.
41. Дроботенко, Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования РФ : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : дис.. д-ра пед. наук / Дроботенко Юлия Борисовна. - Омск, 2017.- 519 с.
42. Заир-Бек, Е. С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании / Е. С. Заир-Бек // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2017. -№ 185. - С. 15-23.
43. Зверев, С. М. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту / С. М. Зверев, В. И. Слободчиков // Педагогика. - 2018. - №4.- С. 3-11.
44. Зимина, И. С. Понятие пассионарности в педагогической науке и практике / И. С. Зимина // Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов. Вып. 5 /Рос. гос. проф.-пед. ун-т; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. -Екатеринбург : Владос, 2007. - С. 200-204. URL: https:// elar.rsvpu.ra/handle/123456789/40637
45. Зимина, И. С. Педагогические возможности воспитания пассионарной личности / И. С. Зимина // Педагогическое образование. -2007. -№ 1. - С. 59-72.
46. Ибрагимова, Е. М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ибрагимова Елена Михайловна. - Казань, 1999. - 340 с.
47. Иванова, С. В. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход / С. В. Иванова, О. Б. Иванов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1. - № 1 (82). - С. 7-29. DOI 10.24412/2224-0772-2022-82-7-29.
48. Иванова, С. В. Дидактический концепт в эпоху постмодерна /СВ. Иванова // Ценности и смыслы. - 2015. - № 3 (37). - С. 6-13.
49. Иванова, С. В. Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы) / С. В. Иванова, И. М. Елкина // Ценности и смыслы. - 2016. - №6(46).-С. 115-124.
50. Иванова, С. В. Трансформация образовательного пространства в стремительно меняющемся мире / С. В. Иванова, О. Б. Иванов // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 7. - С. 5-14.
51. Иванова, С. В. Трансформация систем образования под влиянием глобальных вызовов современного мира /СВ. Иванова, О. Б. Иванов // Россия - Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Болонский университет (Италия). - Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. - С. 894-914.
52. Игнатова, В. В. Содействие как педагогическая стратегия /В. В. Игнатова, Л. А. Барановская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 44-52.
53. Игнатьева, Г. А. Проектирование деятельностного содержания профессионального развития педагога в системе пост дипломного образования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Игнатьева Галина Александровна. - Нижний Новгород, 2006. - 414 с.
54. Иллич, И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир = Deschooling society. Proportionality and the contemporary world : (фрагменты из работ разных лет) / Иван Иллич ; под ред. Т. Шанина ; [пер. с нем. М. Чередниченко ; пер. с англ. Ю Турчаниновой, Э. Гусинского]. Москва : Просвещение, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). - 149 с.
55. Имакаев, В. Р. Гуманитарное проектирование инноваций в образовании. Учебно-методическое пособие / Имакаев В. Р., Каменский Р. Г., Краснов С. И., Шубин С. В. -Москва, 2005. [Электронныйресурс]. URT: https://psihdocs. ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2005-g-bbk-udk.html
56. Исаев, Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков. [Электронный ресурс]. URT: https://hr-portal.ru/article/stanovlenie-i-razvitie-professionalnogo-soznaniya-budushchego-pedagoga (дата обращения: 20.12.2022).
57. Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов: коллективная монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. - СПб.: Лема, 2011.
58. К обществам знания. ЮНЕСКО: 2005. С. 62-102. URL: https://ifap.ru/library/ book042.pdf (дата обращения: 22.11.2020).
59. Казакова, Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования / Е. И. Казакова//Ярославский педагогический вестник. -2020. -№ 1 (112). - С. 8-14.
60. Казимирская, И. И. Педагогическое образование как гуманитарный феномен // Весшк БДУ - Сер. 4. - 2006. - № 6. - С. 124-130. URL: https:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/40059/l/kazimirskaja.pdf?ysclid=16aykb.pw 7J956719263 (дата обращения: 22.11.2020).
61. Касперчык, А. Исследователь и его поиски в свете «Ситуативного анализа» Адель Кларк / Дискурс университета (Материалы международных научно-практических конференций, Минск, 2010, 2011 гг.) /Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; под ред. А. А. Полонникова. -Минск, 2011. -280 с. URL: http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/43326
62. Каспржак, А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей / А. Г. Каспржак // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 255-277. - DOI 10.17323/1814-9545-2013-4-261-282.
63. Каспржак, А. Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - №3.- С. 87-104.
64. Коваленко, М. И. Пассионарность как психологический феномен / М. И. Коваленко // Психологические проблемы самореализации личности: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. - СПб., 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/debate/Articlel3.htm/ (дата обращения: 20.09.2020).
65. Кожевникова, М. Н. К пониманию педагогической рефлексии учителя: обоснование гуманитарной модели / М. Н. Кожевникова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - №6.-С. 134-151. DOI 10.15293/2226-3365.1706.09.
66. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 284, [1] с.
67. Коллективная эффективность учителей [Электронный ресурс]. URL: http:// blendedlearning.pro/new-school/success/collective-teacher-efcacy/ (дата обращения: 14.10.2022).
68. Константинов, Г. Н. Что такое предпринимательский университет /1. М. Константинов, С. Р. Филонович // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49-63.
69. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя /В. В. Краевский. - Самара, 1994. - 165 с.
70. Краснов, С. И. Теоретические основания и инструментарий гуманитарного проектирования в образовании / С. И. Краснов, Н. В. Малышева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1. -№ 5 (43). -С. 169-183.
71. Краснорядцева, О. М. Психолого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа / О. М. Краснорядцева // Психология обучения. - 2011. - № 11. - С. 74-84.
72. Кугаенко, А. А. Экономическая кибернетика: учеб. пособие / А. А. Кугаен-ко. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Вузовская книга, 2015. - 880 с.
73. Курейчик, В. М. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем / В. М. Курейчик, В. И. Писаренко // Открытое образование. - 2013. - № 6 (101). - С. 16-23. DOI 10.21686/1818-4243-2013-6(101-16-23
74. Лебедев, С. А. Классическая, неклассическая и постнеклассическая методология науки / С. А. Лебедев // Гуманитарный вестник. - 2019. - Вып. 2. DOI 10.18698/2306-8477-2019-2-596
75. Лебедев, С. А. Три эпистемологических парадигмы: классическая, неклассическая и постнеклассическая / С. А. Лебедев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. -№2. -С. 8-21. DOI 10.18384/2310-7227-2019-2-8-21
76. Лельчицкий, И. Д. Актуальные проблемы методологии современных диссертационных исследований по педагогическим наукам / И. Д. Лельчицкий, Н. С. Пурышева, А. П. Тряпицына // Педагогика. - 2017. - № 10. - С. 3-13.
77. Лельчицкий, И. Д. Диссертационные исследования по педагогическим наукам: анализ тематики /И. Д. Лельчицкий, Н. С. Пурышева, А. П. Тряпицына //Педагогика. - 2017. - № 3. - С. 37-48.
78. Лельчицкий, И. Д. Практическая значимость результатов диссертационных исследований по педагогическим наукам / И. Д. Лельчицкий, Н. С. Пурышева, А. П. Тряпицына // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 3-13.
79. Любимов, Л. Л. Размышления о педагогическом образовании / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. - 2005. - № 4. - С. 7-24.
80. Мид, М. Культура и мир детства : Избр. произведения / М. Мид; [пер. с англ. и коммент Ю. А. Асеева; сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон]. - М.: Наука, 1988.-429 с.
81. Митрофанов, К. Г. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации / К. Г. Митрофанов, Н. Ф. Логинова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 202-204.
82. Мищенко, Л. И. Проектирование содержания педагогического образования в условиях реализации ФГОС нового поколения / Л. И. Мищенко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 4-1 (24). -С. 145-153.
83. Мищенко, Л. И. Теоретические основы формирования содержания педагогического образования : На материале подготовки учителя нач. классов : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 /Мищенко Леонид Иванович. - Курск, 1997.-420 с.
84. Навыки будущего: Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. [Электронный ресурс] / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. URL: http://arzmnanyan.com.ru/fles/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdf(flaTa обращения: 28.11.2020).
85. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Развитие личности. - 2008. - № 2. - С. 8-19.
86. Научно-педагогические школы России в контексте русского мира и образования : коллективная монография /Е. П. Белозерцев, А. А. Орлов, В. П. Та-рантей [и др.] ; Ассоциация исследователей российского общества; Отделение профессионального образования РАО; Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых». - 2-е изд. -Москва : AHPO-XXI, 2017. - 592 с.
87. Николаева, М. Н. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.08 /Николаева Марина Владимировна. - Волгоград, 2006. - 430 с.
88. Оболенский, Д. М. Концептуальная модель интеллектуальной образовательной экосистемы / Д. М. Оболенский, В. И. Шевченко // Экономика. Информатика. - 2020. - Т. 47. - № 2. - С. 390-401. DOI 10.18413/2687-0932-2020-47-2-390-401
89. Образование для сложного мира: зачем, чему и как. Доклад о форуме Global Education Leaders' Partnership Moscow 31 октября - 3 ноября 2017 года / под ред. Павла Лукши, Павла Рабиновича, Александра Асмолова. URL: Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf (vcht.center)
90. Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения - событие себя / Коллектив авторов. - 2-е изд. - М., 2017. - 256 с.
91. Образовательный комплекс в «Преображенском» (концепция) / под науч. ред. М. В. Сафоновой. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. - 24 с.
92. Огнев, А. С. Психология субъектогенеза личности/А. С. Огнев. -Москва : Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 2009. - 137 с.
93. Орлов, А. А. Аксиологическая направленность профессионального мышления учителя / А. А. Орлов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2014. - № 1 (9). - С. 5-20.
94. Орлов, А. А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений / А. А. Орлов //Педагогика. - 2019. -№ 10. - С. 5-16.
95. Орлов, А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность / А. А. Орлов; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006. - 227 с.
96. Основы качественного исследования : обоснованная теория. Процедуры и техники / Ансельм Страусе, Джульет Корбин ; пер. с англ. и заключительная ст. Т. С. Васильевой. - 2-е изд., стер. - Москва : URSS : КомКнига, 2007.-254 с.
97. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TATIS-2018 (Teaching and Teaming International Survey) [Электронный документ]. -M.: Рособрнадзор, 2019. URL: https://foco.ru/Talis-18-results (дата обращения: 28.11.2020).
98. Патаракин, Е. Д. Агентное моделирование образовательных организаций и образовательных сообществ / Е. Д. Патаракин // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 5. - С. 69-73.
99. Патаракин, Е. Д. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами / Е. Д. Патаракин, С. Н. Вачкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2019. - № 4 (50). - С. 101-112. DOI 10.25688/2076-9121.2019.50.4.09
100. Пахомов, Б. Я. Проблема индукции: Карл Поппер и Имре Лакатос/Б. Я. Пахомов // Вопросы философии. - 2009. - №11. - С. 123-132.
101. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / И. В. Абакумова, СВ. Алехина, О. В. Андрюшкова [и др.] ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону - Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. - 612 с.
102. Переход к Открытому образовательному пространству: монография / Л. Н. Антропянская и др.; под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2005. - 482 с.
103. Петровский, В. А. Субьектность: новая парадигма в образовании [Электронный ресурс] / В. А. Петровский // Психологическая наука и образование. - 1996. - Т. 1. - № 3. - С. 100-109. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/ 1996/n3/Petrovskij.shtml
104. Писарева, С. А. Подходы к анализу диссертационного исследования по педагогике как средства развития педагогической науки / С. А. Писарева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1 (10). -С. 11-17.
105. Пискунова, Е. В. Профессионализм учителя: методология международных исследований / Е. В. Пискунова, Е. С. Заир-Бек // Мир науки, культуры, образования. -2019.-№5(78).-С. 191-194. DOI 10.24411/1991-5497-2019-00079.
106. Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография /Е. В. Пискунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 324 с.
107. Повшедная, Ф. В. Теория и практика профессионального самоопределения будущего учителя в условиях педагогического вуза : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Повшедная Фаина Викторовна. - Нижний Новгород, 2002. - 426 с.
108. Попов, А. А. Открытое образование. Философия и технологии / А. А. Попов. - 3-е изд. - Москва : URSS, сор. 2016. - 252 с.
109. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту / С. М. Зверев,В. И. Слободчиков//Педагогика. -2018. -№4. -С. 3-11.
110. Прозументова, Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели / Г. Н. Прозументова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358. -С. 182-187.
111. Прозументова, Г. Н. Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании / Г. Н. Прозументова, И. Ю. Малкова // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 26. - С. 170-174.
112. Психология образования человека : становление субъектности в образовательных процессах : учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. -Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013.-431с.
113. Радионов, В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Радионов Виктор Евсеевич. - Санкт-Петербург, 1996. - 352 с.
114. Радионова, И. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / И. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Человек и образование. - 2006. - № 4-5. - С. 7-14.
115. Результаты исследований эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, применяемых во всех 85 субъектах Российской Федерации. Экспертно-аналитические материалы. [Эл. документ]. URL: http://www.young-teacher.ru/ webinar/materials (дата обращения: 30.01.2016).
116. Розин, В. М. Педагогика и личность в точке бифуркации // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 592 с.
117. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 36 с. - (Современная аналитика образования. Вып. 1).
118. Савинова, С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов /СЮ. Савинова // Человек и образование. - 2015. - № 4 (45). - С. 143-147.
119. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021622720 Российская Федерация. Проспективный функционально-ролевой стандарт педагога инженерно-технологического образования: № 2021622519: заявл. 15.11.2021: опубл. 30.11.2021 /А. В. Багачук, Ю. Ю. Бочарова, О. В. Берсенева ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева».
120. Сенге, П. М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / Питер Сенге ; [пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой]. - Повое пересмотренное и доп. изд. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 417 с.
121. Сенько, Ю. В. Педагогическое образование как гуманитарный феномен / Ю. В. Сенько // Известия Алтайского государственного университета. - 1999. - № 4 (14). - С. 65-73.
122. Сергеев, Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук (1998) / Н. К. Сергеев // Непрерывное педагогическое образование: Научная школа Н. К. Сергеева. Сборник научных трудов / науч. ред.: Н. К. Сергеев, сост. и отв. ред. Н. М. Борытко. - Волгоград : Издательство ВГПУ «Перемена», 2011. - С. 17-86.
123. Сериков, В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества / В. В. Сериков // Образование и наука. - 2015. - № 7 (126). - С. 4-23. DOI 10.17853/1994-5639-2015-7-4-23.
124. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании /В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 17-30.
125. Слободчиков, В. И. Co-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. - 2010. - Т. 43. - № 1. - С. 4-13.
126. Собкин, В. С. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы/В. С. Собкин, О. В. Ткаченко. -Москва : Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» Российской академии образования, 2007. - 200 с.
127. Соколова, Л. Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Соколова Людмила Борисовна. - Оренбург, 2000. - 350 с.
128. Спенсер-Кейс, Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] / Д. Спенсер-Кейс, П. Лукша, Д. Кубиста. URL: https://learningecosystems2020.globaledufutures. org/ru (дата обращения: 20.03.2022).
129. Степин, В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / отв. ред. Л. П. Киященко и В. С. Степин. - СПб.: Издательский дом «Mipb», 2009.-672 с.
130. Степин, В. С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. - 2013. - № 4. - С. 45-59.
131. Стребкова, И. Н. Пассионарность преподавателя вуза в связи с наличием осознанной педагогической идеи/И. Н. Стребкова//Акмеология. -2013. - №S1.- С. 235.
132. Таранов, И. Н. Анализ концепций роста научного знания Т. Куна и И. Лакатоса / И. Н. Таранов // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - №1-4(59).-С. 293-297.
133. Тарасенко, В. В. Кластерная идентичность и социальный капитал/В. В. Тарасенко//Философские науки.-2011.-№ 12. - С. 108-115.
134. Тенденции развития педагогической практики в России и за рубежом: научный отчет / Ю. Ю. Бочарова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 40 с.
135. Титова, Е. В. Педагогическая методология: анализ отечественных научных подходов / Е. В. Титова // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения-2001 : межрегиональный сборник научных трудов / Ленинградский областной институт развития образования; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Издательский дом «Петрополис», 2001. - С. 82-91.
136. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 [1]с.
137. Труфанова, Е. О. Субъект в мире социальных конструкций. [Электронный ресурс] / Е. О. Труфанова. URL: https://iphras.ru/uplfle/socep/sem_probl_ rac_ph/l25_Trufanova.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
138. Тряпицына, А. П. Кафедра педагогики: прошлое, настоящее и будущее / А. П. Тряпицына, С. А. Писарева // Вестник Герценовского университета.-2011.-№ 10 (96).-С. 13-21.
139. Тряпицына, А. П. Самоопределение исследователя как фактор повышения качества диссертационных исследований по педагогическим наукам / А. П. Тряпицына //Вестник ТОГИРРО -2012. -№ S1. - С. 6-12.
140. Тряпицына, А. П., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 4-12.
141. Тряпицына, А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования / А. П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013.- №1.- С. 50-61.
142. Улановский, А. М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация / А. М. Улановский // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 35-45.
143. Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации. Статистика. URL: http://www.young-teacher.ru/ webinar/materials (дата обращения: 30.01.2016).
144. Ушаков, К. М. Диагностика реальной структуры образовательной организации //Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 247-260.
145. Ушаков, К. М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. - М., 2017. - 160 с.
146. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Образование и педагогические науки. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 30.01.2016).
147. Фельдштейн, Д. И. Проблемы повышения качества диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам / Д. И. Фельдштейн // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 1. - С. 3-9.
148. Филипенок, С. А. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем: новые эпистемологические подходы / С. А. Филипенок // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2013. - № 5 (133). -С. 92-98.
149. Филонович, С. Р. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении / С. Р. Филонович // Российский журнал менеджмента. - 2007. - Т. 5. - №4.-С. 91-100.
150. Фрумин, И. Д. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова // Вопросы образования. - 2012. -№ 2. - С. 159-191. DOI 10.17323/1814-9545-2012-2-159-191.
151. Фуряева, Т. В. Открытое профессиональное социальное образование: контекстно-смысловая стратегия развития /ТВ. Фуряева //Научный журнал «Идеи и идеалы».- 2012. - №1 (11). -С. 93-100.
152. Хорошилов, Д. А. Метод обоснованной теории как инструмент психологического картографирования социальных ситуаций / Д. А. Хороши-лов, Д. С. Машков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 18-32. DOI 10.21638/spbu 16.2020.102.
153. Хэтти, Джон А. С. Видимое обучение [Текст] : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон Хэтти; [перевод Н. В. Селиванова]. - Москва : Национальное образование, 2017.-495 с.
154. Чекалева, Н. В. Изменения в подготовке будущих учителей в контексте модернизации педагогического образования и формирования национальной системы учительского роста / Н. В. Чекалева, Н. А. Дука // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - №4. -С. 129-138. DOI 10.25588/CSPU.2018.96.4.014.
155. Чекалева, Н. В. Ориентация университетского педагогического образования на подготовку будущих педагогов как лидеров социальных изменений в регионе / Н. В. Чекалева, Ю. Б. Дроботенко // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2020. - № 11. - Ст. 2889.
156. Чекалева, Н. В. Педагогический университет - ресурсный центр инновационного развития региона / Н. В. Чекалева // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 88-93.
157. Чекалева, Н. В. Базовая кафедра университета в школе как средство образовательного трансфера / Н. В. Чекалева, Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко, И. В. Феттер // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23.- №1.- С. 117-125.
158. Червоный, М. А. Подготовка учителей к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического и дополнительного образования: дис.. д-ра пед. наук / Червоный Михаил Александрович. - Томск, 2019. - 412 с.
159. Чистова, Я. С. Динамическое моделирование системы подготовки магистров профессионального обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Чистова Яна Сергеевна. - Екатеринбург, 2016. - 193 с.
160. Шадриков, В. Д. Введение к размышлениям о качестве педагогического образования/В. Д. Шадриков//Высшее образование сегодня. -2012. - № 6. - С. 25-29.
161. Шаров, К. С. К вопросу о практической применимости деятельностной парадигмы в образовании: между зоной ближайшего развития Л. Выготского и конструкционизмом С. Пейперта / К. С. Шаров // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. -№6 (27). - С. 149-161.
162. Шиян, А. А. Экономическая кибернетика: Введение в моделирование социальных и экономических систем [Электронный ресурс] / А. А. Шиян. URL: Шиян А. А.-Экономическая-кибернетика.-Введение-в-моделирование-социальных-и-экономических-систем.рсИ' (crystalbook.ru). (дата обращения: 12.07.2022).
163. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий; [ред.-сост. А. Пископпель, Л. П. Щедровицкий; авт. вступ. ст. А. Пископпель, с. XIII- XXXVII]. - М.: Изд-во шк. культ. политики, 1995. - XXXVII, 759 с.
164. Щедровицкий, Г. П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание / Г. П. Щедровицкий // Системные исследования. Методологические проблемы. - 1987. - Т. 1986. - С. 124-146.
165. Щедровицкий, П. Г. Нормы образовательной культуры перед лицом третьей промышленной революции // XX Международная научно-практическая тьюторская конференция. г. Томск, 1 февраля 2016 г. [Электронныйресурс]. URL: https://shchedrovitskiy.com/normi-obrazovatelnoy-kultury/ (дата обращения: 28.11.2020).
166. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев; под ред. В. С. Жекулина; вступ. ст. Р. Ф. Итса. - 3-е изд. стер. - Л. : Гидрометеоиздат, 1990. - 526 с.
167. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. - Москва : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с. - (Философы России XX века).
168. Ядровская, М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. - 2013. -№ 366. -С. 139-143.
169. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.-239 с.
170. Яковлева, Е. В. Становление учителя как субъекта культуры : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 /Яковлева Елена Викторовна. - Москва, 2004. - 364 с.
171. Яковлева, А. Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем : дис.. канд. эконом. наук: 08.00.05 /Яковлева Анна Юрьевна. - Москва, 2012. - 244 с.
172. Ямбург, Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? /Е. А. Ямбург // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. -2013. - № 3. -С. 3-13. DOI 10.51314/2073-2635-2013-3-3-13.
173. Action research for school improvement [Электронный ресурс] / Edited by Anna Riggall, Richard Churches and Alex Elwick. URT: https://fles.eric.ed. gov/fulltext/ED546810.pdf (дата обращения: 25.07.2021).
174. Action Research for Teacher Candidates Using Classroom Data to Enhance Instruction [Электронный ресурс] / Edited by Robert P. Pelton Foreword by Richard Sagor ROWMAN & LITTLEFIELD EDUCATION Eanham, Maryland • New York • Toronto • Plymouth, UK 2010. URL: https://repository.bbg.ac.id/ bitstream/614/l/Action_Research_for_Teacher_Candidates_Using_Classroom_ Data_to_Enhance_Instruction.pdf (дата обращения: 25.07.2021).
175. Adkins, A. Mllennials: the job-hopping generation [Электронный ресурс]. URL: https://www.gallup.com/workplace/231587/millennials-jobhopping-gen-eration.aspx (дата обращения: 20.04.2022).
176. Ambrosetti, A. Mentoring and learning to teach: what do pre-service teachers expect to learn from their mentor teachers? // International Journal of Learning. 2010. Vol. 17 (9). P. 117-132. DOI 10.18848/1447-9494/CGP/vl7i09/47254.
177. Aydarova, E. Teacher’s Plight and Traineer’s Flight: Perceived, Lived and Conceived Space of Schools //Educational Studies. -Moscow, 2016. -No 2. - P. 183-207.
178. Bocharova, J. Yu. Prospective functional role model of the teacher /A. Bagachuk, Yu. Bocharova, O. Berseneva//AIP Conference Proceedings : (ASEDU-II2021), Krasnoyarsk, 28 октября 2021 года. - Krasnoyarsk: AIP PUBLISHING, 2022. -P. 040068. DOI 10.1063/5.0104573.
179. Bocharova, Ju. Yu. Expected Outcomes of Teacher Internship, or a Pedagogical University Graduate Trapped in Standards / Ju. Yu. Bocharova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2018. - Vol. 11.-No 2.-P. 174-184. DOI 10.17516/1997-1370-0178.
180. Bocharova, Ju. Yu. The role of educational results in designing a model of pedagogical internship in engineering and technology / Ju. Yu. Bocharova, A. V. Bagachuk, M. V. Safonova // Perspectives of Science and Education. - 2020. -No 3 (45). -P. 508-516. DOI 10.32744/pse.2020.3.36.
181. Bush, A., Grotjohann, N. Collaboration in teacher education: A cross-sectional study on future teachers’ attitudes towards collaboration, their intentions to collaborate and their performance of collaboration // Teaching and Teacher Education. - 2020.- Vol. 88. - 102968. URL: https://doi.Org/10.1016/j.tate. 2019.102968
182. Cheri, Ch. Crossing institutional borders: Exploring pre-service teacher education partnerships through the lens of border theory // Teaching and Teacher Education. - 2019. -Vol. 86. URL: https://doi.Org/10.1016/j.tate.2019.102893
183. Cornelissen, F., Daly, A., Liou, Y, Van Swet, J., Beijaard, D., Bergen, T. Leveraging the relationship: knowledge processes in school-university research networks of master’s programmes //Research Papers in Education. - 2014. URL: http://dx.doi.org/10.1080/02671522.2014.919522
184. Dole, S., Bloom, L., & Kowalske, K. Transforming Pedagogy: Changing Perspectives from Teacher-Centered to Learner-Centered. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning, 10( 1). URL: https://doi.org/10.7771/1541-5015.1538
185. Education at a Glance [Электронный ресурс] /OCED. 2020. URL: https://doi. org/10.1787/69096873-en (дата обращения: 20.04.2021).
186. Ellis, N, Alonzo, D., Nguyen, H. Elements of a quality pre-service teacher mentor: a literature review // Teaching and Teacher Education. - 2020. - Vol. 92. URL: https://doi.Org/101016/j.tate.2020.103072.
187. Ellis, V. Childs Innovation in teacher education: Collective creativity in the development of a teacher education internship // Teaching and Teacher Education. - 2019. - Vol. 77. - P. 277-286. DOI https://doi.Org/10.1016/j.tate. 2018.10.020
188. Ersin, P., Atay, D. Exploring online mentoring with preservice teachers in a pandemic and the need to deliver quality education // International Journal of Mentoring and Coaching in Education. - 2021. - Vol. 10. - P. 203-215. URL: https://doi. огё/10.1108ЛЛУ1СЕ-11-2020-0077.
189. Garner, J., Kaplan, A. An ecological, dynamical systems perspective on teacher learning and professional development : conference paper [Электронный ресурс]. URL: https://https://www.researchgate.net/publication/315720997_ An_Ecological_Dynamical_Systems_Perspective_on_Teacher_Learning_and_ Professional_Development/stats#fullTextFileContent (дата обращения: 20.04.2021).
190. Gilbert, J. TheMillennials: a new generation of employees, a new set of engagement policies [Электронный ресурс]. URL: https://iveybusinessjournal. com/ publication/the-millennials-a-new-generation-of-employees-a-new-set-of-en-gagement-policies (дата обращения: 20.04.2021).
191. Harris, К. A new generation of workers: preparing for generation Z in the workplace [Электронный ресурс]. URL: https://scholarcommons.sc.edu/ seniorjhe-ses/335. (дата обращения: 20.04.2021).
192. Riggall, A., Churches, R., Elwick, A. Action research for school improvement [Электронный ресурс]. URL: https://fles.eric.ed.gov/fulltext/ED546810.pdf (дата обращения: 12.07.2022).
193. Rollsjö, A. Attraction and retention of generation Y employees [Электронный ресурс]. URL: http://www.diva-portal.Org/smash/get/diva2:158460/ FULL-TEXT01.pdf (дата обращения: 12.07.2022).
194. Rowell, L. L. Action Research and School Counseling: Closing the Gap Between Research and Practice // Professional School Counseling. - 2006. April. DOI10.5330/prsc.9.4.g777740821404674
195. Ryan,K. M.,King,E. B.,Finkelstein, L. M. Younger workers' metastereotypes, workplace mood, attitudes, and behaviors // Journal of Managerial Psychology. - 2015. -Vol. 30. -No. 1. -P. 54-70. DOI 10.1108/JMP-07-2014-0215.
196. Schleicher, A. Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century: Lessons from around the World [Электронный ресурс]. OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264xxxxxx-en (дата обращения: 12.07.2022).
197. Teacher communities as a context for professional development: a systematic review / K. Vangrieken, Ch. Meredith, T. Packer, E. Kyndt // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 61. - P. 47-59. URL: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2016.10.001.
198. Teachers matter: attracting, developing and retaining efective teachers [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/edu/school/48627229.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
199. Transforming Education for: Why, What, and How. Report on GELP Moscow 2017 conference results [Электронный ресурс]. URL: GEF_GELP2017_Trans-formingEducationforComplexity_report.pdf (globaledufutures.org) (дата обращения: 10.03.2021).
200. Vagi, R., Pivovarova, M., Barnard, W. Dynamics of preservice teacher quality // Teaching and Teacher Education. - 2019. - Vol. 13. URL: https://doi. org/10.1016/j.tate.2019.06.005.
201. Wei, S., Shujuan, Zh, Qibo, Hu. Resilience and social support as moderators of work stress of young teachers in engineering college // Procedia Engineering. - 2011.-Vol. 24.-P. 856-860.URL:http//doi:10.1016/j.proeng.2011.12.415.
202. What can we learn from studying the coaching interactions between cooperating teachers and preservice teachers? A literature review / J. Hofman, M. Wetzel, B. Maloch, E. Greeter, S. Vlach // Teaching and Teacher Education. -2015. - Vol. 52. -P. 99-112. URL: https://doi.Org/10.1016/j.tate.2015.09.004.
203. Zavelevsky, E., Lishchinsky, O. An ecological perspective of teacher retention: an emergent model // Teaching and Teacher Education. - 2019. - Vol. 88. URL: https://doi.Org/10.1016/j.tate.2019.102965.
204. Розин В. М. Педагогика и личность в точке бифуркации // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. -М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 246-267.
205. ВЦИОМ: данные опросов. (2019, Сентябрь, 2) Школьное образование: задачи, приоритеты, потребности. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9874
206. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.:НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.
207. Handbook of research design and social measurement/ed. by D. С Miller, N. J. Sal-kind. - Thousand Oaks ; London ; New Delhi : Sage, 2002. Цит по: Дембицкий С. «Обоснованная теория»: стратегия сбора и анализа качественных данных при теоретической валидизации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. № 2. С. 69.
208. https://kspu2020.wixsite.com/nti-teacher