Книга
Опека является распространенной формой жизнеустройства детей, остающихся без попечения родителей. В монографии представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологии опекунской семьи как особой жизненной ситуации. Представлена типология опекунских семей. Рассмотрены проявления взаимодействия с жизненной ситуацией опекунов и опекаемых детей: субъективные (событийная наполненность жизненной перспективы) и объективные (специфика взаимодействия членов семьи). Разработана модель сопровождения опекунской семьи. Монография подготовлена и издана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-00085
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни СПб.: Алетейя, 2001. 304 c. EDN: QXOQGT
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. EDN: SGBTRN
3. Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: автореферат дис... канд. социол. н. Екатеринбург, 2009. 19 с. EDN: NKQFGJ
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
5. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С.87-96. EDN: FVXECD
6. Анисимова В.В. Влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишенных родительского попечительства: Дис... канд. психол. наук. М., 2003. 146 с. EDN: NMGQAR
7. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. Т. 14. № 2. 1993. С. 3-16. EDN: SAIHID
8. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 332 с.
9. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Вершинина Е.А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 47-58. EDN: YZRDBZ
10. Белова Л.А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 88-90. EDN: MLJKPH
11. Бессчетнова О.В. Приемная семья: социально-демографический анализ. Саратов: Научная книга, 2008. EDN: QOIOEX
12. Богомягкова О.Н. Специфика родительских установок в семьях разных социальных категорий // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 1085-118.
13. Бонкало Т.И. Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4 (4). С. 913-918. EDN: MCLDKL
14. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003. 447 с.
15. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 351 с. EDN: SDPVUH
16. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 262 с. EDN: RVAYIJ
17. Быкова О.Н., Склярова Т.В. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2007. Вып. 3. С. 92-109. EDN: JTYXJZ
18. Вагапова А. Р., Маркелова А. Ю. Особенности родительской позиции в семьях разного типа // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 2 (26). С. 170-175. DOI: 10.18500/2304-97902018-7-2-170-175 EDN: USUNNJ
19. Варга А.Я. Системная психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
20. Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии. Курск: КГМУ, 2011. 575 с. EDN: QXCMZL
21. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с. EDN: TPDZTN
22. Веселова Е.К., Коржова Е.Ю. Оценка ситуаций морального выбора современными студентами // Развитие человека в современном мире. 2018. № 1. С. 7-15. EDN: YWCWIX
23. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Дети-сироты и дети, растущие в семье: сравнительный анализ распространенности насилия // Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. С. 39-57. EDN: XHRYDF
24. Воронин В.Н., Князев В.Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. С. 121-126.
25. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.
26. Галагузов А.Н., Галагузова М.А. К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 85-89. EDN: TWFCDD
27. Галагузова М.А. Социальная педагогика в России: история и современность // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 205-208. EDN: SLCCEH
28. Герасимова Е.В. Психолого-педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье: автореф. дис... канд. психол. наук. Самара, 2008. 25 с. EDN: NKKRYP
29. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд, испр., доп. М.: Смысл, 2008. 267 с. EDN: QXWMSX
30. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 272 с. EDN: YQXVEN
31. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. 493 с. EDN: JEQNWT
32. Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 1. С. 58-68. EDN: VUSARD
33. Гришина Н.В., Погребицкая В.Е., Абдульманова Д.М., Аллахвердов М.В. Психология ситуаций: Теории и исследования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 340 с. EDN: IRXBQI
34. Дерманова И. Б. Субъект и субъектность в структуре свойств человека: попытка комплексного подхода // Акмеология. 2004. № 3 (11). С. 106-116. EDN: OZMOWR
35. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000, 199 с.
36. Емельянов Ю.Н. Эффект трансситуационного научения // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1987. Вып. 3. С.56-63.
37. Жуйкова Е.Б., Панюшева Т.Д. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 83-101. EDN: VHSQMZ
38. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях приемной семьи // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 1. С. 25-32.
39. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка // Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 174-177. EDN: WTKTAU
40. Иванова Г.Ф. Возрастные мотивационные особенности кандидатов в замещающие родители // Казанский педагогический журнал. 2017. №3. С.1-4. EDN: YUAPZZ
41. Интегративная психология жизненного пути / Под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. 230 с. EDN: VWWJUP
42. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. Вып. 2. С. 17-27. EDN: WUINML
43. Калачева И.В. Особенности родительско-детских отношений в приемных семьях // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(8). 2012. С. 166-169. EDN: ORJZQD
44. Капилина (Пичугина) М.В., Панюшева Т.Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. М.: Никея, 2015. 432 с.
45. Капцова Е.А. Особенности отдельных компонентов самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2. С. 27-45.
46. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с. EDN: QXLPKJ
47. Кардакова И.Н., Тузова О.Н. Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 3-4 (15-16). С. 59-69. EDN: RUZHLJ
48. Келли Дж. Теория личных конструктов: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 248 с.
49. Кобзарева И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 4. С. 95-101. EDN: MUCVHR
50. Козлова Т.З. Межпоколенческие отношения в опекунской семье // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 144-146. EDN: NQXULV
51. Козлова Т.З. Проблемы опекунской семьи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 6 (94). С. 204-215. EDN: NCGQSJ
52. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 108 с.
53. Кондратьева Н.И. О проблеме семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их психолого-педагогического сопровождения // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 28. С. 45-48.
54. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 203 с. EDN: UQHSAN
55. Коржова Е.Ю. Психологические портреты больных с приобретенными пороками сердца. СПб.: Академия акмеологических наук, 1995. 105 с. EDN: RVIHSX
56. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во «Союз», 2002. 334 с. EDN: RTTGKD
57. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с. EDN: QXQEDH
58. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004. 467 с. EDN: RVIHRJ
59. Коржова Е.Ю. Человек болеющий: личность и ее социальная адаптация. СПб.: Академия акмеологических наук, 1994. 187 с. EDN: RVAXUN
60. Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Микляева А.В., Юркова Е.В. Психологическая характеристика отношения к жизненной ситуации у детей, воспитывающихся в опекунских семьях // Вестник Московского государственного областного университета. 2019а. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 01.12.2020). EDN: IIDSWV
61. Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Микляева А.В., Юркова Е.В. Событийная оценка жизненной ситуации детьми, воспитывающимися в семьях кровной и некровной опеки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019б. № 193. С. 47-55. EDN: UOXBHW
62. Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Отражение семейной ситуации в рисунках детей и подростков, находящихся под опекой кровных родственников // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 1-2 октября 2020 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. С. 357-363. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-26 EDN: TZQWOK
63. Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Семейное благополучие опекаемых детей и их контакты с биологическими родителями: есть ли связь? // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 367-374. EDN: LSOEDH
64. Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» // Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е.Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. С. 60-73. EDN: VXAKQJ
65. Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Векилова С.А., Терешкина И.Б. Психология опекунской семьи в русле ситуационного подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 134-146. EDN: YPNBJJ
66. Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Событийная наполненность жизненной перспективы опекунов как характеристика отношений в семьях кровной и некровной опеки // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 86-98. DOI: 10.17759/sps.2020110306 EDN: KCVSBO
67. Коржова Е.Ю., Микляева А.В. Ролевая идентичность опекунов в кровных опекунских семьях. Ананьевские чтения - 2018: Психология личности: Традиции и современность / под общ. ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Айсинг, 2018. С. 318-319. EDN: YVGJUL
68. Коржова Е.Ю., Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Отношение к жизненной ситуации опеки у кровных и некровных опекунов // Развитие человека в современном мире. 2018б. № 1. С. 50-60. EDN: YWCWKD
69. Коржова Е.Ю., Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Типология жизненных ситуаций опекунских семей // Развитие человека в современном мире. 2018а. № 2. С. 57-65. EDN: YWCWOL
70. Коулмен П. Как сказать ребенку о… / Пер. с англ. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 399 с.
71. Кроник А.А. «Картина жизни»: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев: Наукова думка, 1987. С. 247-258.
72. Крюкова Т.Л. Совладание замещающих родителей (прародителей) с ситуацией ненормативного кризиса в семье // Интегративный подход к пси-хологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 248-254. EDN: YQWODF
73. Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Приемная семья: особенности подбора и адаптации. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2008. 384 с. EDN: ZEOZWT
74. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., М.: Гос. изд-во, 1923. 368 с. EDN: ZRJQBL
75. Лангмейер Й., Матейчек З. Дети без семьи / Пер. с чеш. М.: Педагогика, 1995. 120 с.
76. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 368 с.
77. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. EDN: ZJUELZ
78. Литвинов Г.А., Зарединова Э.Р., Кислая О.Н. Психологическое иссле-дование особенностей восприятия семейной ситуации у депрессивных под-ростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 336-345. EDN: YGWIDB
79. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследований и коррекции личности. Алматы: Казак университетi, 2001. 176 с.
80. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования со-отношений выходов из ситуаций // Психологический журнал. 1983. № 2. С. 29-54.
81. Маликова Т.В., Новикова Т.О., Пирогов Д.Г. Переживание утраты детьми дошкольного возраста // Педиатр. 2018. Т. 9. № 6. С. 111-117. EDN: VUTDSQ
82. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. 304 с.
83. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Институт психологии РАН, 2016. 458 с. EDN: VZIWPX
84. Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 3. С. 35-43. EDN: SACOZP
85. Махнач А.В. Проблема поколения в замещающей семье как особой ма-лой социальной группе // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. № 2. С. 146-156. DOI: 10.17759/sps.2019100211 EDN: MFRLKG
86. Методика «Рисунок семьи» // Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
87. Методика исследования родительского отношения (PARI), в адаптации Т.В. Нещерет // Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М, 2011. С. 436-451.
88. Методические материалы по модели сопровождения замещающих се-мей: методическое пособие / авт.-сост. И.В. Татаурова, А.Н. Язовских, И.В. Маевская. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2016. 200 с.
89. Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 2014. 159 с. EDN: TQZJEB
90. Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Ролевая идентичность опекунов в контексте их удовлетворенности функциональными характери-стиками семейных отношений // Азимут научных исследований: педагогика и психология 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 357-360. EDN: VAZKFW
91. Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях // Вестник Кемеровского госу-дарственного университета. 2014. Т. 3. № 3 (59). С. 146-151. EDN: TCEXBZ
92. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 102-112. EDN: OJWQMV
93. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии, 1989. №1. С. 32-39.
94. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
95. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной пси¬хо-логии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 170 с.
96. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / пер. с англ. М.: Смысл, 2004. 607 с.
97. Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. Психолого-педагогическое сопро-вождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе.
98. Человеческий капитал. 2018. № 5 (113). С. 76-88.
99. Олейник В.В. Семейный диагноз в опекаемых семьях // Известия Рос-сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 43-2. С. 194-197. EDN: KBDCGH
100. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Модели социальной адаптации и реаби-литации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Соци-альная педагогика. Теория и практика. 2010. № 4. С. 17-27.
101. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998. 345 с.
102. Осипова А.А. Психологические проблемы приемной семьи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гер-цена. 2013. №161. С. 290-298. EDN: QNTTQL
103. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замеща-ющая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с. EDN: WYLNEP
104. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замеща-ющая семья. М.: Просвещение, 2014. 366 с.
105. Ослон В.Н. Последствия возвратов из замещающих семей (по результа-там прикладного исследования) // Детский дом. 2009. № 4. С. 17-24.
106. Ослон В.Н., Косьянова Е.В. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки // На пороге взросления. Сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции. Серия «Психология развития». М.: Изд-во МГППУ, 2011. С. 227-237. EDN: WETDRJ
107. Парачев А.М. Символический анализатор мира (рукопись). СПб., 1998.
108. Пермякова Е.Ю. Особенности процесса адаптации в условиях замеща-ющей семьи // Концепт. 2016. Т. 17. С. 751-754.
109. Петрановская Л.В. Дитя двух семей. М.: Студио-Диалог, 2012. 56 с.
110. Попова Л.Г. Восприятие семейной ситуации детьми 7-10-летнего воз-раста, живущими в разной социальной среде // Известия Уральского государ-ственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 71. № 1. С. 135-144.
111. Преп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. 3-е изд., испр., доп., пер. с сирийск. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 336 с.
112. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 5-12. EDN: KWCOGP
113. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2002. 152 с. EDN: TYTBXX
114. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотера-певтом: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 238 с.
115. Роджерс К. Становление личности Взгляд на психотерапию Пер. с англ. М.: Прогресс, 2001. 414 с.
116. Рожкова Н.Г. Жизненные перспективы детей-сирот в разных типах за-мещающих семей // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 305-309. EDN: PYHQAH
117. Росс Л., Нисбетт Р.Е. Человек и ситуация: Перспективы социальной психологии: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
118. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с. EDN: YXELOH
119. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. 101 с.
120. Соломатина Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 76-82. EDN: NBEWPJ
121. Солохина Т.А., Шевченко Л.С. Семья и психическое расстройство: что может помочь семье в преодолении болезни? // Двенадцать лекций о психи-атрии и психическом здоровье / под редакцией В.С. Ястребова. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 8-23.
122. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х томах. М.: АпрельПресс, ЭКСМО-Пресс 2000, 304+464 с.
123. Терновая И.П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и заме-щающих семьях // Концепт. 2015. № 8. С. 191-195.
124. Токарская Л.В. Социальное и психолого-педагогическое сопровожде-ние приемных детей и их семей. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2015. 136 с. EDN: VFZINR
125. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 545 с. EDN: SCRUBV
126. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. М.: Универсум, 2018. 312 с. EDN: NSZKIZ
127. Трояновская П.В. Методика «Детско-родительские отношения в под-ростковом возрасте» - родитель глазами подростка // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 3. С. 17-21.
128. Тузова О.Н., Кардакова И.Н. Психологическая реабилитация ребенка в процессе сопровождения с кровно-родственной формой опеки // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 7 (51). С, 477-486. EDN: UHWECJ
129. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
130. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению: Краткий очерк аске-тики. М.: Правило веры, 2003. 606 с.
131. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 376 с.
132. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 154 с.
133. Цветовой тест отношений А.Н. Лутошкина // Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 403-405.
134. Черепанова Е.С. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. Кни-га для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 96 с.
135. Чехов А.П. Собр. соч. в 12 тт. - М., 1960-1964.
136. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. 534 с.
137. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб: Изд-во СПУ, 2005. 628 с. EDN: QUZZWV
138. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 1999. 447 с.
139. Шульга Т.И. Проблемы адаптации детей с ограниченными возможно-стями здоровья, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 75-82. EDN: XWOOKL
140. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 352 с. EDN: QXFYTH
141. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
142. Argyle M. Sequences in social behaviour as a function of the situation // Emerging Strategies in Social Psychological Research. Chichester, 1979. Pр. 11-37.
143. Austin J.K., Huberty Т. Revision of the Family APGAR for Use by 8-Year-Olds // Family Systems Medicine. 1989. Vol. 7 (3). Рр. 323-328.
144. Berry M., Dylla D.J.C., Barth R.P., Needell B. The role of open adoption in the adjustment of adopted children and their families // Children and Youth Ser-vices Review. 1998. Vol. 20. No. 1-2. P. 151-171.
145. Campbell, J., Handy, J. Custodial grandmothers' experiences of double bind family relationships // Feminism & Psychology. Aug 2011, Vol. 21. Issue 3. Pр. 431-439.
146. Cantos A.L., Gries L.T., Slis V. Behavioral correlates of parental visiting during family foster care // Child Welfare. 1997. Vol. 76. Pp. 309-329. EDN: CLVGQD
147. Carter B., McGoldrick M. (eds.).The changing family life cycle - a frame-work to family therapy. Boston: Allyn & Bacon, 1989. 593 p.
148. Castilla H., Caycho T., Shimabukuro M., Valdivia A. Perception of family functioning: psychometric analysis of Family APGAR Scale in adolescents in Lima // Propósitos y Representaciones. 2014. Vol. 2 (1). Pp. 49-78. DOI: 10.20511/pyr2014.v2n1.53
149. Courtney M.E. Reentry to foster care of children returned to their families // Children and Youth Services Review. 1995. Vol. 69. Pp. 226-232.
150. DeCataldo K.R., Carroll K. Adoption now: A joint initiative of New York's courts and Child Welfare system // Child Welfare. 2007. Vol. 86. No. 2. P. 31-48.
151. Del Valle J.F., Lopez M., Montserrat C., Bravo A. Twenty years of foster care in Spain: Profiles, patterns and outcomes // Children and Youth Services Re-view. 2009. Vol. 31. Pp. 847-853. DOI: 10.1016/j.childyouth.2009.03.007
152. Dellor E., Freisthler B. Predicting adoption dissolutions for children in-volved in the child welfare system // Journal of Child Custody. 2018. Vol. 15. Pр. 136-146.
153. Denby R.W., Testa M.F., Alford K.A., Cross C.L., Brinson J.A. Protective factors as mediators and moderators of risk effects on perceptions of child well-being in kinship care // Child Welfare. 2017. Vol. 95 (4). Рр. 111-137.
154. Duvall E.M. Family development. Philadelphia: Lippincott, 1957. 532 p.
155. Edelstein S.B., Gonzalez A., Langley A.K., Waterman J., Paasivirta M., Paczkowski E. Preparing and Partnering with Families to Support the Adoption of Children from Foster Care // Adoption Quarterly. 2017. Vol. 20. No. 1. Pр. 119- 133.
156. Endler N., Magnusson D. Interactional Psychology and Personality. New York: Wiley, 1976. 680 p.
157. Eriksson P. Fear of loss of a wanted child: emotional accounts of Finnish prospective adoptive parents in pre-adoption services // Adoption and Fostering. 2016. Vol. 40. No. 3. Pр. 209-218.
158. Farmer E., Pollock S. Sexually abused and abusing children in substitute care. Chichester: Wiley, 1998. 280 p.
159. Farmer E., Moyers S. Kinship care: Fostering effective family and friends placements. London: Jessica Kingsley, 2008. 254 р.
160. Feldman F., Sherz F. Family Social Welfare: Helping Troubled Families. New York: Atherton Press, 1967. 386 р.
161. Forgas J.P. Social Episodes: The Study of Interaction Routines. London and New York: Academic Press, 1979. 324 р.
162. Frank L.K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. Pр. 293-312.
163. Fravel D.L., McRoy R.G., Grotevant H.D. Birthmother perceptions of the psychologically present adopted child: Adoption openness and boundary ambiguity // Family Relations. 2000.Vol. 49. Pр. No. 4. 425-433. EDN: EPTHQV
164. Friedemann M. The framework of systemic organization. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 1995.175 р.
165. Fuentes M.J., Salas M.D., Bernedo I.M., García-Martín M.A. Impact of the parenting style of foster parents on the behaviour problems of foster children // Child: care, health and development. 2014. Vol. 41 (5). Pp. 704-711. DOI: 10.1111/cch.12215
166. Gardner W., Nutting P. A. Kelleher K. J. et al. Does the Family APGAR Ef-fectively Measure Family Functioning? // Journal of Family Practice. 2001. Vol. 50 (1). Pp. 19-25.
167. Geen R. The evolution of kinship care policy and practice // The Future of children. 2004. Vol. 14 (1). Pp. 130-149.
168. Goldman G.D., Ryan S.D. Direct and modifying influences of selected risk factors on children's pre-adoption functioning and post-adoption adjustment // Children and Youth Services Review. 2011. Vol. 33. No. 2. P. 291-300.
169. Gwyther R.E., Bentz E.J., Drossman D.A., Berolzheimer N. Validity of the family APGAR in patients with irritable bowel syndrome // Family Medi-cine.1993. Vol. 25 (1). Рр. 21-25.
170. Harré, H.R., Secord, P.F. The explanation of social behaviour. Oxford, GB: Blackwell, 1973. 327 p.
171. Hedin L. A sense of belonging in a changeable everyday life - a follow-up study of young people in kinship, network, and traditional foster families // Child and Family Social Work. 2014. Vol. 19. Pp.165-173.
172. Inchaurrondo A.M., Bailon M.A., Vicente C.P., Tio E.V. Bolos A.M. Risk and Protective Factors Associated with Kinship Care // Child and Adolescent So-cial Work Journal. 2015. Vol. 32. Pp. 417-427. DOI: 10.1007/s10560-015-0382-8
173. Ivanova V., Brown J. Strengths of aboriginal foster parents // Journal of Child and Family Studies. 2011. Vol. 20 (3). Pp. 279-285.
174. Janis I.L. Psychological Stress: Psychoanalitic and Behavioral Studies of Surgical Patients. New York: Acad. Press, 1974. 439 p.
175. Juffer F., van den Dries L., Finet C., Vermeer H. attachment and cognitive and motor development in the first years after adoption: a review of studies on in-ternationally adopted children from China // Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie. 2015. Vol. 64. No. 10. Pp. 774-792.
176. Knuiman S.R., Hoksbergen R., van Baar A. Children without parental care in Poland: Foster care institutionalization and adoption // International Social Work. 2015. Vol. 58. No.1. Pp. 142-152.
177. Kranstuber H., Koenig Kellas J.K. "Instead of growing under her heart, I grew in it": The relationship between adoption entrance narratives and adoptees' self-concept // Communication Quarterly. 2011. Vol. 59 (2). Pp. 179-199. DOI: 10.1080/01463373.2011.563440
178. Lazarus R. Cognitive and coping processes in emotions // Stress and Coping. New York, 1977. Pp. 144-157.
179. Leathers S. J., Spielfogel J.E., Gleeson J.P., Rolock N. Behavior problems, foster home integration, and evidence-based behavioral interventions: What pre-dicts adoption of foster children? // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34. No. 5. Pp. 891-899.
180. Leathers S.J. Parental visiting, conflicting allegiances, and emotional and behavioral problems among foster children // Family Relations. 2003. Vol. 52 (1). Pp. 53-63. EDN: EJINPD
181. Lewin K. Principles of Topological Psychology. New York; London: McGraw-Hill Book Company, inc., 1936. 231 p.
182. Lim A., Manching J., Penserga E. G. Correlation between Family APGAR scores and health-related quality of life of Filipino elderly patients with knee oste-oarthritis // International Journal of Rheumatic Diseases. 2012. Vol. 15 (4). Рр. 407-413.
183. Lipscombe J., Farmer E., Moyers S. Parenting fostered adolescents: skills and strategies // Child and Family Social Work. Vol. 8. Pp. 243-255.
184. Lu C., Yuan L., Lin W., Zhou Y., Pan S. Depression and resilience mediates the effect of family function on quality of life of the elderly // Archives of Geron-tology & Geriatrics. 2017. Vol. 71. Рр. 34-42. DOI: 10.1016/j.archger.2017.02.011
185. McWey L.M., Acock A., Porter B. The impact of continued contact with bi-ological parents upon the mental health of children in foster care // Chil-dren and Youth Services Review. 2010. Vol. 32 (10). Pp. 1338-1445. DOI: 10.1016/j.childyouth
186. Mennen F.E., O'Keefe M. Informed decisions in child welfare: the use of at-tachment theory // Children and Youth Services Review. 2005. Vol. 27. Pp. 577-593. DOI: 1016/j.childyouth.2004.11.011
187. Messing J. From the child's perspective: A qualitative analysis of kinship care placements // Children and Youth Services Review. 2006. Vol. 28 (12). Pp. 1415-1435.
188. Metzger J. Resiliency in Children and Youth in Kinship Care and Family Foster Care // Child Welfare. 2008. Vol. 87 (6). Pp. 115-140.
189. Mischel W. Introduction to Personality. 3d ed. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1984. 623 p.
190. Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to Personality: Toward an In-tegrative Science of the Person. New York: Wiley. 8th ed., 2007. 594 p.
191. Moos R.H. Conceptualization of human environments // American Psy-chologist. 1973. Vol. 28. Pp. 652-665.
192. Muris P., Meesters C., Merckelbach H., Hülsenbeck P. Worry in children is related to perceived parental rearing and attachment // Behaviour Research and Therapy. 2020. Vol. 38. Pp. 487-497.
193. Murtha T., Kanfer R., Ackerman P. Toward an interactionist taxonomy of personality and situations: an inteqrative situational-dispositionalrepresentation of personality traits // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 71. Pp. 193-207. EDN: HITIQV
194. Natsuaki M.N., Leve L.D., Harold G.T., Neiderhiser J.M., Shaw D.S., Gani-ban J., Scaramella L.V., Reiss D. Transactions Between Child Social Wariness and Observed Structured Parenting: Evidence from a Prospective Adoption Study // Child Development. 2013. Vol. 84. No. 5. Pp.1750-1765.
195. Neil E. Making sense of adoption: Integration and differentiation from the perspective of adopted children in middle childhood // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34. No. 2. Pp. 409-416.
196. Neil E., Beek M., Schofield G. Thinking about and managing contact in permanent placements: the differences and similarities between adoptive parents and foster carers // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 8. Pp. 401-418. DOI: 10.1177/1359104503008003009 EDN: JQUANV
197. Nixon P. Relatively Speaking: Developments in Research and Practice in Kinship Care. Dartington, UK: Research in Practice, 2007. 118 p.
198. O'Brien V. The Benefits and Challenges of Kinship Care // Child Care in Practice. 2012. Vol. 18. No. 2. Рp. 127-146.
199. Olson D.H. Circumplex model of marital and family systems //Journal of Family Therapy. 2000. Vol. 22. Pp. 144-167.
200. Oosterman M., Schuengel C., Slot N.W., Bullens R.A, Doreleijers T.A. Dis-ruptions in foster care: a review and meta-analysis // Child and Youth Services Re-view. 2007. Vol. 29. Pp. 53-76.
201. Pervin L. Personality: Theory, Assessment and Research. New York etc.: John Wiley and Sons, 1970. 607 p.
202. Pierrehumbert B., Muntean A., Tomita M., Ungureanu R., Habersaat S. The significant behavioral aspects of adopted children within successful adoption in Romania // Revista de Cercetare si Interventie Sosiala. 2011. Vol. 32. Pp. 107-130.
203. Provencher A. J., Kahn N.E, Hansen M.E. Adoption policy and the Well-being of adopted children in the United States // Child Welfare. 2017. Vol. No. 1. Pp. 27-55.
204. Raaska H., Lapinleimu H., Sinkkonen J., Salmivalli C., Matomaki J., Makipaa S., Elovainio M. Experiences of school bullying among internationally adopted children: results from the finnish adoption (FINADO) study // Child Psy-chiatry & Human Development. 2012. Vol. 43. No. 4. Pp. 592-611.
205. Reeder G.D. Trait-behavior relations and dispositional interference // Per-sonality and Social Psychology Bulletin. 1993. Vol.19. Pp. 586-593. EDN: JPAMCL
206. Rees C.A., Selwyn J. Non-infant adoption from care: lessons for safeguard-ing children // Child Care Health and Development. 2009. Vol. 35. No. 4. Pp. 561-567.
207. Roben C.K.P., Moore G.A, Cole P.M., Molenaar P., Leve L.D., Shaw D.S., Reiss D., Neiderhiser J.M. Transactional Patterns of Maternal Depressive Symp-toms and Mother-Child Mutual Negativity in an Adoption Sample // Infant and Child Development. 2015. Vol. 24. No. 3. P. 322-342.
208. Roberts L., Meakings S., Forrester D., Smith A., Shelton K. Care-leavers and their children placed for adoption // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 79. No. 2. P. 355-361.
209. Rudin S.A., Stagner L. Figure-Ground Phenomena in the Perception of Physical and Social Stimuli // The Journal of Psychology. 1958. Volume 45. Is-sue 2. P. 213-225.
210. Salas, M.D., García-Martín, M.Á., Fuentes, M.J., Bernedo I.M. Children's Emotional and Behavioral Problems in the Foster Family Context // Child and Family Studies. 2015. Vol. 24. P. 1373. DOI: 10.1007/s10826-014-9944-1
211. Schaefer E.S. A Circumplex model for maternal behavior // Journal of Ab-normal and Social Psychology. 1959. Vol. 59. Pp. 226-235.
212. Shapiro J., Neinstein L. S., Rabinovitz S. The Family APGAR: Use of a Simple Family-Function Screening Test with Adolescents // Family Systems Med-icine. 1987. Vol. 5 (2). Рр. 220-228.
213. Sinclair I., Wilson K., Gibbs I. Foster Placements: Why They Succeed and Why They Fail. London: Jessica Kingsley Publishers, 2008. 274 p.
214. Smeeton J., Boxall K. Birth parents' perceptions of professional practice in child care and adoption proceedings: implications for practice // Child & Family Social Work. 2011. Vol. 16. No. 4. Pp. 444-453.
215. Smilkstein G. The family APGAR: a proposal for a family function test and its use by physicians // The Journal of Family Practice. 1978. Vol. 6. Pp. 1231-1239.
216. Smith G.C., Cichy K.E., Montoro-Rodriguez J. Impact of coping resources on the well-being of custodial grandmothers and grandchildren // Family Relations. 2015. Vol. 64. No. 3. Pp. 378-392.
217. Smucker W.D., Wildman B.G., Lynch T.R., Revolinsky M.C. Relationship between the family APGAR and behavioral problems in children // Archives of Family Medicine. 1995. Vol. 4 (6). Pp. 535-339.
218. Sprusińska E. The Family APGAR Index: study on relationship between family function, social support, global stress and mental health perception in wom-en // International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health. 1994. Vol. 7 (1). Рp. 23-32.
219. Suter E.A., Baxter L.A., Seurer L.M., Thomas L.J. Discursive constructions of the meaning of "family" in online narratives of foster adoptive parents // Com-munication Monographs. 2014. Vol. 81. Pp. 59-78. DOI: 10.1080/03637751
220. Takenaka H., Ban N. The most important question in family approach: the potential of the resolve item of the family APGAR in family medicine // Asia Pa-cific Family Medicine. 2016. Vol. 15. Pp. 3. DOI: 10.1186/s12930-016-0028-9
221. Tan T.X., Major D., Marn T., Na E., Jackson A. L. Adopted children's coun-try of origin and post-adoption parent-child relationship quality: Findings from the United States national survey of adoptive parents (NSAP) // Children and Youth Services Review. 2015. Vol. 48. Pp. 117-125. EDN: UPWCJB
222. Tan T.X., Kim E.S., Baggerly J., Mahoney E.E., Rice J. Beyond adoption status: post-adoptive parental involvement and children's reading and math per-formance from kindergarten to first grade // America Journal of Orthopsychiatry. 2017. Vol. 87. No. 3. Pp. 337-346.
223. Testa M.F. Kinship Care Policy and Practice // Child Welfare. 2017. Vol. 95 (3). Pp. 13-39.
224. The psychology of social situations / Ed. by A. Furnham, M. Argyle. Oxford: Pergamon Press, 1981. 548 p.
225. Thomas L.J., Scharp K.M. "A family for every child": discursive construc-tions of "ideal" adoptive families in online foster adoption photolistings that pro-mote adoption of children from foster care //Adoption Quarterly. 2017. Vol. 20. No. 1. Pp. 44-64.
226. Thomas W.I. and Thomas D.S. The Child in America: Behavior Problems and Programs. New York: Knopf, 1928. 601 p.
227. Tuzova O.N. (2020). Formation of the guardianship as a social institute in Russia // Проблемы современного педагогического образования. 2020. No. 66-3. С. 381-384. EDN: GHXXYN
228. Vanderfaeillie J., Van Holen F., Vanschoonlandt F., Robberechts M., Stroobants T. Children placed in long-term family foster care: a longitudinal study into the development of problem behaviour and associated factors // Children and Youth Services Review. 2013. Vol. 35. Pp. 587-593. DOI: 10.1016/j.childyouth.2012.12.012
229. Vericker T., Macomber J., Geen R. The story behind kinship care caseload dynamics: An analysis of AFCARS data, 2000-2003 //Children and Youth Ser-vices Review. 2008. Vol. 30 (4). Pp. 437-451. DOI: 10.1016/j.childyouth.2007.10.014
230. Webster G. The person-situation interaction is increasingly outpacing the person-situation debate in the scientific literature: A 30-year analysis of publication trends, 1978-2007 // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43. Pp. 278-279.
231. West S.G., Graciano G. Long-term stability and change in per¬so¬na¬li¬ty: An introduction // Journal of Personality. 1989. Vol. 57. No. 2. Pp. 175-193.
232. Winokur M.A., Holtan A., Batchelder K.E. Systematic review of kinship care effects on safety, permanency, and well-being outcomes // Research on Social Work Practice. 2018. Vol. 28. No. 1. Рp. 19-32.
233. Wrobel G.M., AyersLopez S., Grotevant H.D., McRoy R.G., Friedrick M. Openness in adoption and the level of child participation // Child Development. 1996. Vol. 67. No. 4. P. 2358-2374.
234. Yazawa A., Takada S., Suzuki H., Fujisawa T.X., Tomoda A. Association between parental visitation and depressive symptoms among institutionalized chil-dren in Japan: a cross-sectional study // BMC Psychiatry. 2019. Vol. 19. Pp. 129. DOI: 10.1186/s12888-019-2111-x
235. Zimbardo Ph.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable in-dividual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77(6). Pp. 1271-1288. EDN: GXUJBZ
236. Ziminski J. Systemic practice with kinship care families // Journal of Social Work Practice. 2007. Vol. 21 (2). Рр. 239-250. DOI: 10.1080/02650530701371986