Отчет о НИР

Исследование процесса усвоения детьми системы русского письма в норме и в патологии

С. Н. Цейтлин, И. С. Андреева, Г. М. Богомазов, А. Н. Корнев, Т. В. Кузьмина, Н. П. Павлова, М. В. Русакова, Н. Л. Шубина, Е. В. Ягунова
1997

1.Разработана предварительная лингвистическая типология ошибок, которая в дальйнешем будет детализирована и соотнесена с классификациями, принятыми в логопедических исследованиях; 2.на ее основе разработана система сбора, хранения и автоматической обработки данных ; 3.проведена серия экспериментов, результаты которых обработаны (качественный о количественный анализ 250 письменных работ учащихся первых и вторых классов), пилотажный эксперимент с первой версией словарного диктанта (212 детей дошкольного и младшего школьного возраста); 4.осуществлено нейропсихолоическое обследование 40 детей: 10 детей с нарушениями письменной речи и 30 детей без таких нарушений (контроль); 5.разработан и практически подготовлен к изданию библиографический справочник "Русская орфография", включающий названия 560 работ отечественных исследователей. 6.По результатам исследования в рамках конференции "Проблемы детской речи- 1997" проведено заседание в форме круглого стола, на котором заслушаны доклады следующих участников проекта: Цейтлин С.Н, Корнева А.Н., Кузьминой Т.В., Павловой Н.П., Русаковой М.В. и Дугаева Д.О., Шубиной Н.Л.; 7.Результаты научно-исследовательской работы коллектива внедряются в учебную деятельность:читаются два спецкурса, выполняются курсовые и дипломные работы и т.п. 8.В 1997 году опубликованы следующие работы: а. монография А.Н.Корнева "Нарушения чтения и письма у детей", ряд глав которой отражает результаты работы автора в составе исследовательского коллектива; б.монография С.Н.Цейтлин "Речевые ошибки и их предупреждение", (издание второе, в значительной степени переработанное), в которой представлена теоретическая концепция, связанная с общей типологией детских речевых ошибок; в.тезисы докладов участников группы, сделанных ими на конференции "Проблемы детской речи - 1997", а именно: С.Н.Цейтлин - "Графические девиации как разновидность детских речевых инноваций"; А.Н.Корнев - "О когнитивных аспектах усвоения письма детьми"; Н.П.Павлова - "Буквенные замены в области согласных у детей- дошкольников"; Т.В.Кузьмина - "Особенности обозначения мягкости согласных ребенком дошкольного возраста"; М.В.Русакова (в соавторстве с Д.О.Дугаевым) - "Ошибки на письме - система сбора и обработки данных". 8.Принята к печати работа М.В.Русаковой " Л.С.Выготский и и механизмы чтения и письма" (1 п.л.). 9.Подготовлено к печати три раздела "Практикума по анализу речевых неправильностей " (авторы С.Н.Цейтлин, И.С.Андреева, М.В.Русакова), завершение работы предполагается в 1998 году.

Цейтлин С. Н., Андреева И. С., Богомазов Г. М., Корнев А. Н., Кузьмина Т. В., Павлова Н. П., Русакова М. В., Шубина Н. Л., Ягунова Е. В. Исследование процесса усвоения детьми системы русского письма в норме и в патологии. 1997;
Цитирование

Похожие публикации

Источник