TY - JOUR T1 - Исследование процесса усвоения детьми системы русского письма в норме и в патологии AU - Цейтлин, С Н AU - Андреева, И С AU - Богомазов, Г М AU - Корнев, А Н AU - Кузьмина, Т В AU - Павлова, Н П AU - Русакова, М В AU - Шубина, Н Л AU - Ягунова, Е В Y1 - 2023-11-22 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10727 N2 - 1.Разработана предварительная лингвистическая типология ошибок, которая в дальйнешем будет детализирована и соотнесена с классификациями, принятыми в логопедических исследованиях; 2.на ее основе разработана система сбора, хранения и автоматической обработки данных ; 3.проведена серия экспериментов, результаты которых обработаны (качественный о количественный анализ 250 письменных работ учащихся первых и вторых классов), пилотажный эксперимент с первой версией словарного диктанта (212 детей дошкольного и младшего школьного возраста); 4.осуществлено нейропсихолоическое обследование 40 детей: 10 детей с нарушениями письменной речи и 30 детей без таких нарушений (контроль); 5.разработан и практически подготовлен к изданию библиографический справочник "Русская орфография", включающий названия 560 работ отечественных исследователей. 6.По результатам исследования в рамках конференции "Проблемы детской речи- 1997" проведено заседание в форме круглого стола, на котором заслушаны доклады следующих участников проекта: Цейтлин С.Н, Корнева А.Н., Кузьминой Т.В., Павловой Н.П., Русаковой М.В. и Дугаева Д.О., Шубиной Н.Л.; 7.Результаты научно-исследовательской работы коллектива внедряются в учебную деятельность:читаются два спецкурса, выполняются курсовые и дипломные работы и т.п. 8.В 1997 году опубликованы следующие работы: а. монография А.Н.Корнева "Нарушения чтения и письма у детей", ряд глав которой отражает результаты работы автора в составе исследовательского коллектива; б.монография С.Н.Цейтлин "Речевые ошибки и их предупреждение", (издание второе, в значительной степени переработанное), в которой представлена теоретическая концепция, связанная с общей типологией детских речевых ошибок; в.тезисы докладов участников группы, сделанных ими на конференции "Проблемы детской речи - 1997", а именно: С.Н.Цейтлин - "Графические девиации как разновидность детских речевых инноваций"; А.Н.Корнев - "О когнитивных аспектах усвоения письма детьми"; Н.П.Павлова - "Буквенные замены в области согласных у детей- дошкольников"; Т.В.Кузьмина - "Особенности обозначения мягкости согласных ребенком дошкольного возраста"; М.В.Русакова (в соавторстве с Д.О.Дугаевым) - "Ошибки на письме - система сбора и обработки данных". 8.Принята к печати работа М.В.Русаковой " Л.С.Выготский и и механизмы чтения и письма" (1 п.л.). 9.Подготовлено к печати три раздела "Практикума по анализу речевых неправильностей " (авторы С.Н.Цейтлин, И.С.Андреева, М.В.Русакова), завершение работы предполагается в 1998 году.