Отчет о НИР

Исследование процесса усвоения детьми системы русского письма в норме и в патологии

С. Н. Цейтлин, В. Л. Рыскина, М. В. Русакова, И. С. Андреева, А. И. Молчанов, Н. Л. Шубина, А. Н. Корнев
1999

За отчетный период были получены результаты трех типов:1)Выявлены новые теоретические положения, связанные с закономерностями освоения русского письма;2)Создан теоретический и практический фундамент для диагностики развития письменной формы речи в онтогенезе и определения уровня грамотности детей и взрослых;3)Собран и обработан статистический материал, позволяющий определеить закономерности репрезентации лингвистических единиц в письменном тексте на разных уровнях владения русским письмом.Результаты тртьего типа представляют собой фундамент для результатов как первого, так и второго типов, являясь в то же время самостоятельно значимыми.Было выявлено, что , продуцируя письменный текст, человек использует разнообразные стратегии, которые в одних случаях являются вполне осознанными, в других же случаях слабо контролируются или почти не контролируются сознанием.Развитие орфографической компетенции не представляет собой, в сущности, ничего иного, кроме освоения ряда стратегий.Диагностические методы, использованные в исследовании, основаны на осуществленной авторами классификации ошибок письменной речи, эта классификация учитывает как структурные, так и функциональные свойства лингвистических единиц.Материал, на основе которого проводилось исследование, был разнообразным- анализировались спонтанные тексты детей разного возраста; использовался лонгитюдный материал, проводились разного рода эксперименты, анализировалась металингвистическая деятельность детей и взрослых.Анализ стратегий освоения письма детьми, избираемых ими интуитивно, позволил выявить стратификацию самих правил и тем самым существенно дополнить сведения, имеющиеся в работах по графике-орфорграфии Освоение грамоты интерпретируется как постепенное расширение "внутреннего графического лексикона" человека, представляющего собой совокупность графических единиц.

Цейтлин С. Н., Рыскина В. Л., Русакова М. В., Андреева И. С., Молчанов А. И., Шубина Н. Л., Корнев А. Н. Исследование процесса усвоения детьми системы русского письма в норме и в патологии. 1999;
Цитирование

Похожие публикации

Источник