Отчет о НИР
Роль международного права в регулировании государственно-конфессиональных отношений
Идеи Просвещения XVII – XVIII вв. и их воплощение в последующие эпохи, казалось бы, навсегда разрушили существовавшую веками религиозную картину мира и сделали господствующим научное мировоззрение. Однако, как показала практика, научно-технический прогресс, наступление «информационной эры», необыкновенное усложнение политической и социальной систем привели к тому, что каждый человек, государство, мировое сообщество в целом как никогда нуждаются в нравственных идеалах, ценностях, которые являлись бы путеводной звездой в мире сложных человеческих, социальных, культурных, экономических, межгосударственных и других отношений. Именно поэтому религиозный фактор снова является одним из важнейших и во многом определяет мозаичность современного мира. Кроме того, процессы интеграции, глобализации привели к тому, что в ХХ веке начали рушиться привычные национальная и культурная идентичности народов. Ответом на это стала, с одной стороны, глокализация (региональные объединения) как положительный пример решения данной проблемы, а с другой -негативный опыт роста национализма, религиозной нетерпимости, ксенофобии. К сожалению, сегодня многие конфликты имеют религиозную почву. Роль международного права как универсальной правовой системы в урегулировании религиозных конфликтов и установлении взаимовыгодных, уважительных государственно-конфессиональных отношений огромна. Существующие сегодня определения государственно-конфессиональных отношений как отношений государственных органов и религиозных организаций не соответствуют ни международно-правовым стандартам, ни потребностям времени. Под государственно-конфессиональными отношениями следует понимать процесс взаимодействия государственных органов, конфессиональных организаций и верующей или неверующей личности, осуществляемый на основе международно-правовых стандартов, внутригосударственного законодательства и канонических норм. В истории взаимодействия международно-правовых, государственно-правовых и религиозных норм можно выделить четыре этапа. Первый этап – до установления христианства в качестве государственной религии Римской империи (до IV в. н.э.) – характеризовался тем, что религиозные нормы использовались в формировании государственных (светских) и международных норм. Второй этап характеризуется установлением государственных религий, когда, с одной стороны, существовало взаимодействие религиозного и светского права, а международно-правовая сфера регулировалась религиозными и внутригосударственными нормами (с IV до середины ХVII вв.). В рамках третьего этапа (1648 г. – начало ХХ века) впервые в истории практически каждый человек оказался внутри системы нормативного регулирования его поведения государством, религиозными канонами и международно-правовыми нормами. Он фактически не оказывал на них влияния. Однако между ними наметилось серьёзное взаимодействие. Доминирование государственного регулирования в данный период привело к тому, что человек стал рассматриваться как частица нации, которая имеет свои цели, задачи и инстинкт самосохранения. Основной характеристикой четвёртого права (с 1914 г. до наших дней) является взаимодействие и взаимовлияние международно-правовых, внутригосударственных и религиозных норм в области защиты прав человека. В типологии государственно-конфессиональных отношений основным критерием является то, обеспечивает ли правовая система государства реализацию свободы совести и как индивидуального, и как коллективного права. Данный принцип позволяет предложить следующую типологию. Первая группа – государства, где реализуются международно-правовые стандарты по свободе совести, рассматриваемой как сумма свободы вероисповеданий и свободы атеистического мировоззрения, как для коллективных, так и для индивидуальных субъектов (США, Великобритания, Франция, Италия, Испания и т.д.). Вторая группа – государства, где декларируется свобода совести каждого человека, однако существуют ограничения в её реализации религиозными объединениями (Россия). Третья группа – государства, где главное внимание уделяется закреплению и реализации прав религиозных организаций, а индивидуальная свобода совести рассматривается как вторичная категория (мусульманский мир). Четвёртая группа – государства, которые отказываются от существующих международно-правовых стандартов в сфере свободы совести, и вводят законодательные ограничения в области реализации коллективной и индивидуальной свободы совести (КНДР). Базовыми понятиями международного права в регулировании государственно-конфессиональных отношений являются «свобода совести» и «толерантность», тогда как во внутригосударственном праве «светское государство» и «государственная религия». Несмотря на то, что история правового регулирования свободы совести, межконфессиональной толерантности насчитывает как минимум три века, до сих пор данные термины являются достаточно «размытыми» и требуют дальнейшей разработки. В современных международных отношениях все определённее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций. Под международными религиозными организациями понимаются неправительственные организации, основывающиеся в своей деятельности на установках и ценностях религиозного и духовного характера и имеющие религиозную мотивацию цели участия в международных отношениях, а также межправительственные организации, ставящие перед собой задачу обеспечения религиозной солидарности во всех сферах жизни. Классификацию международных религиозных организаций можно представить следующим образом: 1) организации, которые имеют своей целью международное объединение представителей разных конфессий в рамках экуменического движения; 2) организации, которые стремятся объединить различные конфессии для решения какой-то конкретной глобальной проблемы; 3) международные религиозные организации, которые ставят перед собой цель объединение представителей одной конфессии; 4) международные религиозные организации, объединяющие верующих одной конфессии по какому-то определённому признаку (гендерному, профессиональному и т.д.). Сложившаяся в Российской Федерации система реализации и защиты свободы совести основывается на международно-правовых стандартах и, в целом, отвечает им. Однако «борьба за свободу совести» должна быть постоянным явлением. Российское законодательство является базой для разработки региональные международно-правовых норм по свободе совести в рамках Содружества Независимых Государств. Однако процесс этот протекает достаточно трудно и несколько затягивается.