Актуальность исследования состоит в том, что единое образовательное пространство России тематизировано в нем как социально-философский, социально-педагогический, экономический и социологический концепт. Ключевой вывод данного исследования состоит в том, что единство образовательного пространства является базовым условием возможности единства самой России, как в ближайшей, так и отдаленной перспективе Очевидна теоретическая, экономическая и геополитическая значимость данного вывода. В исследовании многосторонне обосновано, каким образом экономическое, политическое и научно-техническое единство России обусловлено единым образовательным пространством. От социального института образования непосредственно зависит оборонный потенциал страны: победу в возможных будущих войнах (и их предотвращении) обеспечит в первую очередь российский учитель. Выстраивание современной промышленной мощи России, отвечающей требованиям модернизации, немыслимо без образовательной базы. Комплексные исследования, проделанные авторами проекта, убедительно показали, что развитие образования по остаточному принципу, губительно прежде всего для истории на долговременную перспективу. Но эта установка не верна и в краткосрочной перспективе. Анализ показывает, что перспективы развертывания постиндустриального общества как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе сегодня определяются человеческим капиталом как интенсивным производительным фактором развития общества, основы которого задаются прежде всего тщательно продуманной и осуществляемой по единому научно разработанному плану системой образования. Исследования данного проекта продолжили и развили применительно к России те результаты, которые были получены Теодором Шульцем, Гэри Беккером, Саймоном Кузнецом, отмеченных Нобелевскими премиями соответственно в 1979, 1992 и в 1971 гг.
Показано, что концепт единого образовательного пространства России позволяет ясно сформулировать и поставить целый ряд актуальных проблем, особенно важных для нашей страны с особенностями её территории и распределения образовательных учреждений. Особо отмечено, что образовательное пространство России за последнее десятилетие претерпело радикальные трансформации Именно эти изменения и должны быть прослежены особенно внимательно. Сложность ситуации состоит в том, что в определенных отношениях обнаруживаются также и попятные движения, которые могут быть охарактеризованы как моменты демодернизации и постмодернизации в сфере образования. Сложные процессы, связанные с трансформацией российского образовательного пространства, требуют принципиально инновационного подхода к разработке и внедрению в социальную жизнь целого ряда духовных универсалий отечественной культуры. В частности, было убедительно показано, что всё более важную роль начинают играть такие факторы образования как самообразование, креативность, инновационность, «техники себя», компетенции, которые позволяют сохранить гуманистическую ориентацию в сложной и противоречивой современной образовательной среде.
В проекте предложен концептуальный анализ «единого образовательного пространства России» с точки зрения соотнесенности протекающих процессов модернизации, реформы и инновационного развития. В проекте обоснована модель инновационно-технологической активности университета в единстве базовых требований, определения субъектов инновационно-педагогической активности и их компетенций, обоснования принципов организации внутри университетской жизни, условий создания комфортной рабочей атмосферы и критериев развития инновационного потенциала университета.
В проекте были выявлены философско-мировоззренческие основания формирования единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство России складывается как полипарадигмальное по существу и формируется в рамках становления современной образовательной парадигмы, которая явилась результатом синтеза предыдущих трех (интуитивно-дискурсивной, экзегетико-апологетической и рационально-экспериментальной), сведения воедино основных, проверенных в истории, принципов и методов образования человека. Реализовавшиеся в прошлом образовательные парадигмы присутствуют в современности в превращенном виде. Сформировавшиеся в них стратегии (космизм, техницизм, гуманизм, теизм) находятся между собой в сложных взаимоотношениях и одновременно являются мировоззренческими основаниями для формирования современной образовательной парадигмы.
В проекте были определены возможности взаимосвязи модернизирующейся образовательной системы и духовных универсалий современности, в частности предпринята попытка дифференциации понятий «молодежная культура» и «культура молодежи», а также обоснованы причины инфантилизации молодежи в условиях современности.
1. Сборник докладов/материалов: гл.редактор, Султанов К.В., "Аксиология детства и стратегии образования". Материалы ХX Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства", "Аксиология детства и стратегии образования". Материалы ХX Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства", Издательство Политехнического университета, Санкт-Петербург, 2013, 49, 1 - 441
2. Султанов К.В., Воскресенский А.А., Универсалии культуры и генезис экономического сознания в русской философии XIX-XX вв., // Картина человека: философия, культурология, коммуникация: (Коллективная монография), Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2015, 470 - 478
3. Пигров К.С., Образование как Дом человека: топологический аспект, Изд-во Политехнического университета, 2011, 46, 31 - 35
4. Султанов К.В., Ребенок на берегу Вселенной: аксиология детства конца второго - начала третьего тысячелетия, "Аксиология детства и стратегии образования". Материалы ХX Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства", Издательство Политехнического университета, Санкт-Петербург, 2013, 49, 7 - 15
5. Пигров К.С., Султанов К.В., К социальной онтологии образования (опыт аналитики некоторых теневых его сторон, Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема. Сборник научных трудов, изд=во Политехнического университета, Санкт-Петербург, 2012, 410 - 428
6. Барсукова Е.Н., Романенко И.Б., Социокультурная идентичность и национальный менталитет: урбантропологический подход, Общество. Среда. Развитие: Научно-теоретический журнал, ООО ЦНИТ "Астерион", Санкт-Петербург, 2012
7. Валицкая А.П., Модернизация образования как социогуманитарный проект // Процессы модернизации и ценности культуры: Материалы XVIII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры"., СПб: Изд-во Политехн. ун-та, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб, 2011
8. Воскресенский А.А., Позитивно-экономический подход к модернизации образования: проблема методологии, XVIII Международная конференция "Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры", изд-во санкт-петербургского политехнического университета, Санкт-Петербург, 2011, 35 - 40
9. Воскресенский А.А., Образ человека в русской интеллектуальной традиции: педагогический смысл философии хозяйства, Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема. Сборник научных трудов, Изд-во Политехнического Университета, Санкт-Петербург, 2012, 436 - 442
10. Пигров К.С., Современная российская философия детства: уроки Л.Толстого, Аксиология детства и стратегии образования. Материалы ХХ Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства", Издательство Политехнического университета, Санкт-Петербург, 2013, 49, 47 - 54
11. Пигров К.С., Султанов К.В., К аналитике альтернативных паттернов образования, Философия права, 2013, № 4 (59), ФГКОУ ВПО "РЮИ МВД России", Ростов-на-Дону, 2013, 69 - 73
12. Романенко И.Б., Культура молодежи: дефицит ценностей, Аксиология детства и стратегии модернизации образования: Материалы XX Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства", Политехнического университета, Санкт-Петербурш, 2013, 64 - 68
13. Стрельченко В.И., Клименко А.И., Аксиология и логико-дискурсивные стратегии образовательного гнозиса, Аксиология детства и стратегии образования. Материалы ХХ Международной конференции "Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства"., Издательство Политехнического университета, Санкт-Петербург, 2013, 49, 15 - 22
14. Романенко И.Б., Модернизационное и инновационное в едином образовательном пространстве России, Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема. Сборник научных трудов, Изд-во Политехнического Университета, Санкт-Петербург, 2012, 37 - 43
15. Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И., ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема. Сборник научных трудов, Изд-во Политехнического Университета, Санкт-Петербург, 2012, 27 - 33
16. Романенко Ю.М., Романенко И.Б., Рационально-эмпирические основания аристотелевской философии образования, Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2013
17. Романенко Ю.М., Романенко И.Б., Становление рационально-экспериментальной образовательной парадигмы в немецкой классической философии, Вестник Иркутского государственного технического университета, Иркутского государственного технического университета, Санкт-Петербург, 2013
18. Султанов К.В., Воскресенский А.А., Креативный капитал - основа модернизации образовательных практик., Философия права №5(60), ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, Ростов-на-Дону, 2013, 118 - 124
19. Султанов К.В., Воскресенский А.А., Стратегии понимания модернизации: инструментальная рациональность и альтернативные подходы, Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana) №3., Центр научно-производственных технологий "Астерион", Санкт-Петербург, 2013, 88 - 92
20. Султанов К.В., Реформационные процессы образования и приоритеты русской культуры, Процессы модернизации и ценности культуры: Материалы XVIII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры", Издательство Политехнического университета, Санкт-Петербург, 2011, 46, 17 - 21
21. Султанов К.В., Воскресенский А.А., Гуманитарные технологии: на пути к единому образовательном пространству, Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). Научно-теоретический журнал, Центр научно-производственных технологий "Астерион", Санкт-Петербург, 2012, 4, 212 - 216
22. Романенко И.Б., Султанов К.В., Динамика образовательного пространства: модернизация и инновационно-технологическая модель университета, Известия Санкт-Петербургского аграрного университета, Санкт-Петербург, 2012, 29, 123 - 129
23. Пигров К.С., Султанов К.В., Основания дихотомии моделей образовательного пространства России: социально-философский анализ, Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), Центр научно-производственных технологий "Астерион", Санкт-Петербург, 2013, 4