PT - JOURNAL ARTICLE AU - Султанов, Константин Викторович TI - Единое образовательное пространство России: модернизация и духовные универсалии отечественной культуры DP - 2023-11-22 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10675 AB - Актуальность исследования состоит в том, что единое образовательное пространство России тематизировано в нем как социально-философский, социально-педагогический, экономический и социологический концепт. Ключевой вывод данного исследования состоит в том, что единство образовательного пространства является базовым условием возможности единства самой России, как в ближайшей, так и отдаленной перспективе Очевидна теоретическая, экономическая и геополитическая значимость данного вывода. В исследовании многосторонне обосновано, каким образом экономическое, политическое и научно-техническое единство России обусловлено единым образовательным пространством. От социального института образования непосредственно зависит оборонный потенциал страны: победу в возможных будущих войнах (и их предотвращении) обеспечит в первую очередь российский учитель. Выстраивание современной промышленной мощи России, отвечающей требованиям модернизации, немыслимо без образовательной базы. Комплексные исследования, проделанные авторами проекта, убедительно показали, что развитие образования по остаточному принципу, губительно прежде всего для истории на долговременную перспективу. Но эта установка не верна и в краткосрочной перспективе. Анализ показывает, что перспективы развертывания постиндустриального общества как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе сегодня определяются человеческим капиталом как интенсивным производительным фактором развития общества, основы которого задаются прежде всего тщательно продуманной и осуществляемой по единому научно разработанному плану системой образования. Исследования данного проекта продолжили и развили применительно к России те результаты, которые были получены Теодором Шульцем, Гэри Беккером, Саймоном Кузнецом, отмеченных Нобелевскими премиями соответственно в 1979, 1992 и в 1971 гг. Показано, что концепт единого образовательного пространства России позволяет ясно сформулировать и поставить целый ряд актуальных проблем, особенно важных для нашей страны с особенностями её территории и распределения образовательных учреждений. Особо отмечено, что образовательное пространство России за последнее десятилетие претерпело радикальные трансформации Именно эти изменения и должны быть прослежены особенно внимательно. Сложность ситуации состоит в том, что в определенных отношениях обнаруживаются также и попятные движения, которые могут быть охарактеризованы как моменты демодернизации и постмодернизации в сфере образования. Сложные процессы, связанные с трансформацией российского образовательного пространства, требуют принципиально инновационного подхода к разработке и внедрению в социальную жизнь целого ряда духовных универсалий отечественной культуры. В частности, было убедительно показано, что всё более важную роль начинают играть такие факторы образования как самообразование, креативность, инновационность, «техники себя», компетенции, которые позволяют сохранить гуманистическую ориентацию в сложной и противоречивой современной образовательной среде. В проекте предложен концептуальный анализ «единого образовательного пространства России» с точки зрения соотнесенности протекающих процессов модернизации, реформы и инновационного развития. В проекте обоснована модель инновационно-технологической активности университета в единстве базовых требований, определения субъектов инновационно-педагогической активности и их компетенций, обоснования принципов организации внутри университетской жизни, условий создания комфортной рабочей атмосферы и критериев развития инновационного потенциала университета. В проекте были выявлены философско-мировоззренческие основания формирования единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство России складывается как полипарадигмальное по существу и формируется в рамках становления современной образовательной парадигмы, которая явилась результатом синтеза предыдущих трех (интуитивно-дискурсивной, экзегетико-апологетической и рационально-экспериментальной), сведения воедино основных, проверенных в истории, принципов и методов образования человека. Реализовавшиеся в прошлом образовательные парадигмы присутствуют в современности в превращенном виде. Сформировавшиеся в них стратегии (космизм, техницизм, гуманизм, теизм) находятся между собой в сложных взаимоотношениях и одновременно являются мировоззренческими основаниями для формирования современной образовательной парадигмы. В проекте были определены возможности взаимосвязи модернизирующейся образовательной системы и духовных универсалий современности, в частности предпринята попытка дифференциации понятий «молодежная культура» и «культура молодежи», а также обоснованы причины инфантилизации молодежи в условиях современности.