Отчет о НИР
XXIII Международная конференция "Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство"
Международная конференция, посвященная проблематике детства, проводится в Санкт-Петербурге ежегодно в течение 24 лет по инициативе Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена (Институт философии человека) в соответствии с Программой научных практико-ориентированных исследований. При этом Проект значительно расширяет задачи долгосрочных антропо-педагогических исследований, которые ведутся в РГПУ им. А.И. Герцена. Проект важен для определения государственной социальной политики, для систем образования и охраны детства. Детство рассматривается здесь как особый и целостный социокультурный и антропо-педагогический феномен, требующий комплексного междисциплинарного подхода. Встречи международных коллективов специалистов по программе этой конференции проводятся с 1993 года и стали уже традиционными для философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и психопатологов, медиков, экологов, педагогов, представителей управленческих и правоохранительных структур, общественных организаций из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Тематика конференции 2016 года «Дети и информационное пространство» особенно актуальна для современной ситуации, в которой изменились границы коммуникации и формируется новое коммуникативное пространство. На первый план стремительно вышло машинно-компьютерное слово, способное радикально изменить те области, которые затрагивают именно становление человека, т.е. - детей, подростков, юное поколение в целом. Конкретным обнаружением этого нового витка стали, в частности, новые информационные технологии и особенности Интернет. Социальной группой, наименее защищенной от агрессивных антропологически-ориентированных практик, оказываются дети. Информационные технологии делают мир «стеклянным», во множестве предлагая различные оптики взглядов и интерпретации событий, размывая пространственные топосы субъективности, трансформируя аутентичность территории детства, дезавуируя ключевые конструкты бытия ребенка. В этих условиях принципиально важной задачей является выяснение того что и как чувствует ребенок, находясь в пространстве коммуникации, какие возможности и угрозы возникают в связи с активным проникновением интернет-среды в жизненный мир ребенка. Интернет-среда и ее роль в формировании мировоззрения ребенка – тема, изученная весьма слабо. И здесь принципиально важным является понимание тех способов, средств, целей, которыми информационное пространство формирует жизненный мир ребенка, на что необходимо обратить особое внимание педагогам, психологам, органам государственной власти, чтобы сконструировать и выстроить наиболее благоприятную информационную среду для детей разных возрастов, прежде всего, в интернет-пространстве. Цель конференции состояла в осознании детства как особой реальности, разворачивающейся на фоне глобальной трансформации современного общества, в проведении мониторинга опасных для социализации детства коммуникативных ситуаций, в консолидации усилий профессионалов-гуманитариев в разработке вопросов о природе, генезисе и стратегиях формирования смысложизненных ориентиров молодого поколения. Перед организаторами и участниками конференции стояли следующие задачи: - провести анализ роли интеллектуальных и социальных сетей в выстраивании мира детства; - структурно обозначить и содержательно конкретизировать расширяющиеся границы информационно-смыслового взаимодействия, втягивающего подрастающие поколения (дошкольник, младший школьник, тинэйджер, студент) к участию в новых типах культурных форм и отношений со сложноорганизованными информационными и виртуальными объектами; - рассмотреть особенность и динамику изменения инструментальных форм деятельности в сетях с точки зрения их воздействия на формирующуюся социальность ребенка; - конкретизировать реальные возможности и способы обеспечения информационной безопасности ребенка в школьном, домашнем, культурном пространстве. Мероприятие проводилось в рамках проектов № 15-06-10698а РГНФ (рук. В.П. Соломин) «Антропология инновационной деятельности и технологии формирования человеческого капитала в современном российском образовании» и № 15-06-10735а РГНФ (рук.К.В. Султанов) «Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании». Публикации предполагали выпуск ряда периодических изданий, продолжающих серию научных публикаций конференции (издано 55 томов) с актуальным обращением к проблематике жизненного мира детства. Фундаментальность темы определялась задачами реконфигурации методологических принципов обучения и образования при переходе к образу жизни, преимущественно, в информационном пространстве. Современный ребенок в буквальном смысле слова, живет в социальных сетях, где возможна горизонтальная коммуникация с множеством участников одновременно и особенно отчетливо выражается потребность в социальном признании, что имеет далеко идущие последствия, определяя механизмы и способы личностной и социокультурной самоидентификации, влияя на мир ребенка незаметно, но в существенной части определяя его ценности, мировоззрение и поведение, в частности, особенности коммуникации и социальной интеграции, коллективистские или индивидуалистические ориентации, особенности развития, мотивации, потребительское поведение, способы управления и особенности постановки и достижения жизненных и профессиональных целей. Научная новизна планируемой конференции состояла в том, что ни на российском, ни, насколько нам известно, на международном уровне не проводилось столь масштабных форумов, посвященных включению социального института детства в новые информационные технологии. В 2016 году XXIII Международная конференция «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство» была проведена 20 – 23 апреля. По традиции учредителями конференции выступили ЮНЕСКО, Министерство образования и науки РФ, Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Академия русского балета им. А.Я.Вагановой, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Петровская Академия наук и искусств. В работе конференции приняло участие более 500 человек. Программа конференции, намеченная Оргкомитетом, в целом, была выполнена. Оргкомитет, в составе которого приняли участие известные ученые и общественные деятели Санкт-Петербурга и Москвы: - подготовил и разослал ведущим ученым России и зарубежных стран более 800 программных сообщений о ХXIII Международной конференции на тему «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство»; - были получены и обработаны заявки потенциальных участников конференции (около 600 заявок); - определены ведущие специалисты, способные задать содержание и направленность обсуждения заявленных проблем; - подготовлены и разосланы официальные приглашения; - определены формы работы и основные вопросы для обсуждения; - подготовлены и изданы программы конференции, пленарных и секционных заседаний, тематика докладов и сообщений, другие материалы конференции; - получены и отредактированы статьи; - подготовлены к печати и изданы сборник материалов конференции и два сборника научных трудов в диапазоне проектов № 15-06-10698а РГНФ «Антропология инновационной деятельности и технологии формирования человеческого капитала в современном российском образовании» и № 15-06-10735а РГНФ «Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании». Материалы конференции представляют собой фундаментальный научный вклад в долгосрочные педагогико-антропологические исследования, которые ведутся в Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена. В ходе конференции: - организована встреча иногородних участников, поселение в гостиницах города, питание, транспорт; - прошли два пленарных заседания, заседания 13 секций, 2 круглых стола; - была представлена разнообразная культурная программа: экскурсии по городу, театры Санкт-Петербурга; - конференция освещалась в периодической печати. В процессе работы конференции был организован активный обмен научной информацией, обсуждение актуальных проблем, апробированы методики и проекты практических социальных действий по формированию теоретических оснований государственной политики в области образования. Ключевые вопросы, вокруг которых концентрировалось внимание большинства ученых: - аксиосфера современной культуры, традиционные ценности и их роль в модернизации образования; - комплексное прояснение стратегии во взаимоотношениях между институтом средств массовой коммуникации и социальным институтом образования, опирающимся на великую традицию русской культуры; - выстраивание оптимальных моделей взаимодействия школы, клуба, спортивных учреждений, виртуального пространства Интернета, «улицы» и семьи; - разработка, обоснование и применение новых методологических подходов к проблеме детства (парадигматического, эпистемологического, культурно-цивилизационного и др.); - обоснование необходимости перехода от позитивистско-экономической парадигмы понимания сущности образования (как сферы образовательных услуг) к экзистенциально-персонологической парадигме (понимание образования как сферы социокультурной практики, обращенной к формированию духовно-интеллектуальной структуры личности); - роль государства, семьи, школы, системы образования, средств массовой коммуникации в разрешении проблем духовной защиты детства, пути и способы формирования готовности ребенка строить свое будущее. Основные темы, предложенные для обсуждения, были сформулированы следующим образом: •Новые информационные технологии: метафизические дискурсы •Дети и компьютерное слово: новый этап развития виртуальной реальности •Машинно-компьютерное явление мимесиса: новые принципы дидактики и искусства слова •Ребенок в информационном обществе: опасности и угрозы •Жизненный мир ребенка в интернете: ценности, интересы, ресурсы •Дети и онлайн-игры: отдых, развлечение, опасность, обучение? •Особенности детской коммуникации в интернет-среде •Государство – гарант гуманитарной безопасности ребенка •Глобальное и региональное информационное пространство •Безопасность ребенка в глобальном информационном пространстве •Информационно-образовательное пространство особого ребенка. •Теоретические и прикладные аспекты создания информационного пространства для ребенка с особыми образовательными потребностями •Социокультурное и информационное пространство специальной школы •Информационный ресурс специального образования •Специализированная информационная инфраструктура образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья •Мотивационно-ценностные установки ребенка в интернете •Информационно-компьютерные технологии и возможности онлайн-образования •Ценности поколений в интернет-пространстве •Массовое и элитное в образовании информационного века •Онтология информационного пространства ребенка •Информационное пространство и интернет-среда: общность и различие •Топологические критерии информационного пространства современной России •Образование на пути к обществу знаний: информационный и интеллектуальный капитал детства •Новые измерения жизненного мира ребенка: виртуальное пространство Интернета •Ребенок и манипулирование •Ребенок и социальные сети •Информация и манипулирование в жизни ребенка •Особенности развития ребенка в информационном обществе: возможности и угрозы информационно-компьютерных технологий (ИКТ) •Единство гуманитарного знания и достижений компьютерных наук в образовательных практиках: опыт современной России •Способы и технологии формирование креативности средствами ИКТ •Социальная идентификация и самоидентификация личности в сети интернет •Символическое пространство детства в интернете – карта, границы, демаркация •Стратегии современных систем образования в контексте единства социума и культуры информационного общества •Информатизация образования: за и против. •Информатизация образования – на пути к единству образовательного пространства? •Множественное и изменчивое пространство нарративов в образовательной системе информационного общества •«Болонская система» и информационное пространство •Естественные, технические, гуманитарные науки и информационное пространство: перспективы взаимодействия •Пространство Интернета и новые риски образования и воспитания молодежи •Диалог семьи и ребенка на арене виртуального. Семейное сотрудничество на базе информационных технологий •Интернет и становление религиозного сознания детей •Виртуальная реальность и новые проблемы этнокультурной идентификации ребенка. Воспитывает Интернет космополитов или патриотов? •Родная страна в оптике ребенка: генезис патриотизма •Новые измерения территорий детства: виртуальное пространство Интернета •Политико-символическое пространство детства в виртуальной реальности: карты, границы, демаркация •Человеческий капитал информационного общества •Сети и культивирование новых типов общения •Информационное общество и общество знаний: где будут жить наши дети? •Интернет и погружение в сферы иностранных языков •Эстетика интернет-пространства: оптика взгляда ребенка •Координационные проблемы у детей и современное информационное пространство •Современное информационное пространство ребенка и факторы его влияния на структуру и особенности хореографического образования •Эволюция детского воображения в виртуальном мире •Скука, одиночество и безделье ребенка в горизонте информационных технологий: синдром усталости от жизни •Тайна в сети и детская интуиция. Работа конференции была организована следующим образом: 20 апреля и 22 апреля состоялись пленарные заседания, 21 апреля - работа секций конференций и круглых столов. Пленарное заседание 20 апреля состоялось в Доме ученых им.М.Горького. Открыл конференцию сопредседатель оргкомитета проф. Султанов К.В. В своем обращении к участникам конференции он отметил необходимость обсудить проблемы, связанные с воспитанием ребенка в современных условиях, в которых формируется новое коммуникативное пространство, необходимость создать благоприятную безопасную среду для детей всех возрастов, нейтрализовать опасные для социализации детей коммуникативные ситуации. С приветствием выступили Генеральный консул Словацкой Республики в Санкт-Петербурге Аугустин Чисар, Генеральный консул Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Санкт-Петербурге Аллан Кит, Генеральный консул Королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге Ханс Весселинг. Они пожелали участникам конференции продуктивной работы и новых открытий, обсудив на примерах из жизни своих стран формы создания благоприятного и безопасного для детства информационно-образовательного пространства. Д. психол.н., проф., ректор Восточно-Европейского института психоанализа Решетников М.М. (СПб) в докладе «Почему молодежь идет в ИГИЛ?» провел анализ формирования и состояния общества, в котором мы живем, рассмотрел общемировой кризис идей и институтов демократии, а также проанализировал почему ряды запрещенной в России террористической организации ИГИЛ постоянно пополняются молодыми людьми, при этом не только из исламских стран, но и за счет этнических западноевропейцев и выходцев из новых государств, образовавшихся после распада СССР, и как современное общество может этому противостоять. В своем выступлении «Детство в пространстве масс-медиа: образы и призраки» д.филос.н., проф. Грякалов А.А. (СПб) подчеркнул, что в современной мидиасфере происходит война за детство. В глобальном масштабе проблема детской медиабезопасности входит в повестку дня тогда, когда взрослые теряют контроль над потреблением информации несовершеннолетними, а требования общественных приличий, которые обеспечивали цензуру в массмедиа, уступают место свободе слова. Очевидно, что и Россия, пока для нее актуальны эти два тренда, будет пытаться решать концептуально и технически очень сложную задачу защиты детей от информационных угроз, хотя универсальных решений для нее не придумано. Предельная напряженность информационных потоков втягивает детство, превращая его в своего рода симулятивный аттрактор массмедиальных представлений. Предельная ослабленность ценностей в совокупности с действием исключительных норм социальности порождают нарастающее отчуждение, что создает побочные эффекты интеллектуального и экзистенциального аутизма. Именно детство оказывается наиболее уязвимым даже в тех случаях, когда оно внешне и даже внутреннее вполне благополучно. Нарушаются принципы непротиворечивости и целостности социализации. Тем более, что непрерывно воздействующая на детство «транспедагогика повседневности» сбивает официальные ориентиры и программы воспитания. Это порождает напряженность детства, соотнесенную с общей ситуацией роста неопределенности в современном мире. Так философско-теоретическая проблема неопределенности оказывается непосредственно соотносимой с темами воспитания, образования и социализации детства. Это достигает максимума в ситуации конфликта и войны, бедности и бездомности. Как возможно сопротивление массмедиальным призракам, бродящим по территории детства? Д.филос.н. проф. Пигров К.С. (СПб) выступил с докладом «Историософские основания преодоления манипулятивных технологий в информационном пространстве», где рассматривались негативные стороны и противоречия в функционировании и развитии человеческого капитала в современной России. В докладе была подчеркнута парадоксальная роль традиции консерватизма в сохранении и развитии человеческого капитала в нашей стране на нынешнем этапе. Была подвергнута специальному анализу практика манипулирования в контексте инновационной деятельности. Манипулирование предстало не просто как некоторое случайное отклонение от «в целом правильной стратегии». Проблема состоит в том, что манипулирование, предстающее под самыми разными именами («рациональная организация», «эксплуатация», «господство», «власть», «иерархия» и т.п.) есть некая базовая стратагема, коренящаяся в основании идеологии Просвещения. В докладе было показано, что рано или поздно, так или иначе, скрыто или явно, но просветители вынуждены превращать человека в только-средство и «обречены» им манипулировать. Теперь, через два столетия после начала фронтального развертывания Проекта Просвещения, стало ясно, что идеал 18 в. – «правление философов» - на деле превратился в чреватую манипулированием технократию просвещенных деспотов. Социальный порядок в обществе – это не результат осуществления некоего рационального плана, а в основном, итог объективного исторического развития, маскируемого под осуществление проекта. Современные события – это, по существу, производные прошлого, а вовсе не реализация теоретически сконструированного, рационально обоснованного замысла. Современность далеко не сводится к только осуществлению инновационных проектов. Особо следует подчеркнуть, что траектории, базирующегося на научно-техническом прогрессе, должны в обществе носить подчиненный характер. Чтобы держать под контролем стихию инновационной деятельности в широком смысле, необходимо ответственное руководство формированием человеческим капиталом, которое призвано работать в фундаментальных горизонтах гуманитаристики. Научный консультант кафедры политической философии Римского университета «La Sapienca», Академический директор центра "Elitalia" (Италия) Стефано Мария Капилупи в докладе «Солидарность между науками как главная задача будущего образования в режиме общения между народами» исследовал стратегические возможности расширения пространства информационного взаимодействия образовательных систем различных стран как важнейшего фактора культурного взаимопроникновения и единства. В выступлении д.филос.н. проф. Романенко Ю.М. (СПб) «Миф Интернета» рассматривались мифологические аспекты функционирования Интернета в культуре, а также развитие представлений о нем в истории. Была высказана гипотеза о воображаемом предвосхищении системы глобальной информационной сети в античной мифологии. Интернет в современной цивилизации, помимо его коммуникативных, гносеологических, образовательных, технических и пр. функций, окружен аурой магизма и чудесности. С онтологической точки зрения существование Интернета заключается в бытии между материальным и идеальным. В докладе д.филос.н.,проф. Ч.С.Кирвеля (Гродно, Республика Беларусь) «Информация и знание: социальный смысл и образовательные последствия» обоснован ряд положений, свидетельствующих о неоднозначности антропологических, образовательных и социальных последствий прогресса современных информационных технологий. Более того, показано, что усиление тенденций тотализации их использования в образовательном процессе чревато угрозами уклонения от традиционных форм индивидуального и социального поведения, а так же умственной и культурно-цивилизационной деградации. Поэтому инициативы, преследующие цели построения образовательных практик исходя из идеологии Информационного общества, нуждаются не столько в систематической поддержке, но и в разработке мер активного противодействия их антропологически-агрессивному потенциалу. Формирование эффективных средств, блокирующих обрушивающихся на психику массивов недифференцированной информации, приобретает у истоков ХХI столетия едва ли не предельную остроту и актуальность. Д.филос.н., проф. Суворов Н.Н. (СПб) «Животные в картине мира ребенка. Опыт реконструкции» выявил специфическую и недостаточно исследованную область – сферу зооморфности, в которой животное рассматривается как важнейшее явление в формировании неповторимой, специфической картины мира ребенка. Характеры домашних животных, которые не поддаются изменению в течение своей жизни, ярко вплетены в индивидуальную атмосферу ребенка, пронизанную симпатией и привязанностью к домашним животным. Поведение домашних животных становится предметом подражания и подтверждения правильности собственных способов поведения и поступков. Животные порождают и населяют воображаемый мир ребенка, наполненный рассказами о животных, игрушечными животными, игры с которыми превращают игрушки в домашних сожителей и собеседников, заменяя отсутствие близких животных. Докладчик раскрыл неповторимую роль животных в картине детского мира, показав, что эта проблема требует дальнейших серьезных исследований, необходимых для психотерапии и более глубокого изучения глубокого мира ребенка. Фетон Миоцци, (Рим, Италия.) в докладе «Формирование хореографического образования в Италии: рождение Римской Академии Хореографии» показал, что современная хореографическая культура в Италии развивается как возможность выявления глубинного единства подлинной истории и индивидуальной судьбы в пространстве общечеловеческой культуры. Ван Шуан (КНР) в своем докладе «Искусство танка под воздействием культурного шока» исследовал возникновение и формирование в культуре Тибета искусства танка как своеобразного традиционного стиля религиозной живописи с повседневной функцией использования священных образов для духовного посредничества между божествами и людьми. Это выявило культурное значение танка как важнейшей художественной формы в современной живописи Тибета, соединившей духовную культуру Китая, Индии и Непала. В докладе д.филос.н., проф. В.И. Стрельченко (СПб) «Образовательная ценность информации: к проблеме идентификации» показывается, что к числу важнейших элементов стратегии Информационного общества принадлежит система образования как структура порождающая технологически наиболее ценную информацию и обеспечивающая оптимальные условия ее хранения, переработки, распространения и использования. Обсуждается проблема реальности Общества знания, в связи с чем подчеркивается, что его идеи основываются на убеждениях о наличии прямой зависимости процессов формирования новой социальной реальности от прогресса искусственных информационно-коммуникативных технологий, что свидетельствует об их принадлежности к разряду уже скомпрометировавших себя технократических утопий. Попытки же придать информационному обществу значение социального идеала, рассматриваются в докладе как выражение активизации работы по созданию идеологических фикций, выражающих отнюдь не человеколюбивые интересы отдельных социальных групп. Это становится тем более очевидно, если учесть, что главными объектами онтологии и одновременно основным конструктивным материалом информационного общества являются понятии информации, знания, коммуникации и др, которые сами по себе не принадлежит к числу не социальных, ни образовательных сущностей. 21 апреля в рамках конференции прошли заседания следующих секций: РГПУ им. А.И. Герцена, Институт философии человека: • Секция «Социальная реальность и манипулятивные технологии» • Секция «Человеческий капитал и информационная среда» • Секция «Историко-культурные и социально-философские основания генезиса концепта «информационное общество» • Секция «Новые измерения территории детства: виртуальное пространство Интернета» РГПУ им. А.И. Герцена, Институт дефектологического образования и реабилитации: • Секция «Теоретические и прикладные аспекты создания информационного пространства для особого ребенка» • Секция «Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» • Секция «Социокультурные и информационно-образовательные ресурсы специального образования Санкт-Петербургский университет МВД России • Секция «Образовательный процесс: информационно-аналитические и социокультурные аспекты» Академия Русского балета им.А.Я. Вагановой: • Секция «Хореографическое образование в современном мире» РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства: • Секция «Семья и ребенок в информационной среде» • Секция «Полихудожественная среда в информационном пространстве детства» Гимназия № 526 Московского района • Секция «Информационно - образовательные ресурсы в перспективном развитии общеобразовательной школы» Заседание секции «Социальная реальность и манипулятивные технологии» было посвящено проблемам манипулирования, которое превратилось в социальную технологию, моделирующую образы реальности. Д.филос н., проф. В.И. Стрельченко в своем выступлении «ХХ век: цивилизационный опыт рационализации образовательного пространства» отметил важную роль образовательных технологий в системе восприятия информации. Способы и технологии подобной работы в практическом ключе были представлены в выступлении к.филос.н., доц. С.Э. Федорина «Метафизика управленческих решений в информационном обществе». В магистральном выступлении д.филос.н., проф. К.В. Султанова «Нигилизм и манипулятивные технологии в контексте глобальных перспектив человеческого развития» был очерчен основной круг глобальных проблем манипулятивных практик в современном обществе, а также намечены основные сценарии сопротивлению манипулятивным практикам, особенно в молодежной среде. Секция «Человеческий капитал и информационная среда» прошла при участии ведущих специалистов в заявленной теме. Д.пед.н., проф. В.П.Соломин задал общее направление работы секции. Д.филос.н., проф. Ю.В. Пую представила методологическую модель анализа манипулятивной роли СМИ и их влияния на мировоззрение ребенка. К.филос.н., доц. Воскресенский А.А. представил доклад на тему «Экономическая рациональность в контексте знаниевой парадигмы развития общества». Тема была продолжена д.ф.н., проф. О.Я Гелихом, представившим свой взгляд на проблему творчества в формировании человеческого капитала. Руководитель секции к.филос.н. доц. Л.Н. Летягин подвел итоги, очертив основные проблемы и паттерны формирования человеческого капитала в информационной среде. В ходе работы секции «Историко-культурные и социально-философские основания генезиса концепта «информационное общество» было заслушаны и обсуждены доклады, посвященные историко-философским проблемам образования в античном мире (проф. Батурин В.К., Москва, Виноградов Д.А., СПб), в российской культуре XIX и начала ХХ века (проф. Кожурин А.Я., СПб, доц. Флегонтова С.М, СПб, Лузина Т.И. и доц. Спивак В.И., СПб) и западноевропейской образовательной культуре (проф. Рудаков Л.И., СПб, Лебедев Н.С., СПб, Савельева С.С., СПб). В ходе работы секции «Образовательный процесс: информационно-аналитические и социокультурные аспекты» было заслушано и обсуждено 14 докладов. Наибольший интерес вызвало выступление д.филос.н., проф. Балахонского В.В., посвященное проблеме методологии определения соотношения безопасности человека и общества в современной парадигме социальной безопасности. Докладчик привёл убедительную критику распространённой в современной научной литературе теоретической установке, в соответствие с которой система российской государственной безопасности скла¬дывается из суммы частных систем, которые определяются воз¬можностями ведомств, квалификацией исполнителей и прочими частными причинами. Был предложен новый подход к пониманию социальной безопасности, учитывающий, что безопасность может характеризовать состояние только объекта в целом, обладающего собственной, целостной и законченной системой жизнеспособности (возможность постановки самостоятельной цели развития, обособленность управления, наличие автономных систем ресурсонакопления и ресурсопотребления). Заинтересованное обсуждение вызвали также доклады кандидата педагогических наук, профессора Аманацкого Юрия Валентиновича «Детские восприятия и отношения к базовым ценностям»; кандидата филологических наук, доцента Денисовой Алины Валентиновны «Социально-философские аспекты «мира детства» и «золотого века» в произведениях Ф.М.Достоевского» и кандидата юридических наук, доцента Молчановой Маргариты Викторовны «Социальные функции семьи в пореформенной России». По итогам работы секции были обобщены следующие положения, имеющие теоретическую и практическую значимость для научного понимания философско-методологических, социологических, политологических и социокультурных аспектов образовательного процесса: 1. Дети воспринимают добро и зло, прежде всего, как отношение: отношение к ним самим, отношение к тому, что им дорого, что они ценят, отношения между людьми. 2. Результаты психологических исследований связи морального развития детей с особенностями детско-родительских отношений наглядно подтверждают, что через формирование гармоничных отношений с ребенком, принятие его и трансляцию принятия других людей дети усваивают ценностные ориентации родителей. Заседание секций «Теоретические и прикладные аспекты создания информационного пространства для особого ребенка», «Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья», «Социокультурные и информационно-образовательные ресурсы специального образования» прошли на факультете коррекционной педагогики. На заседаниях присутствовали преподаватели всех кафедр факультета: сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, основ коррекционной педагогики; аспиранты, магистранты, студенты, представители вузов, коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений и реабилитационных центров Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской области, Новосибирска, Вологды, Украины, Республики Беларусь, Казахстана. Всего на заседаниях присутствовало 95 человек. Среди ученых и педагогов-практиков, участвовавших в заседании, были: директор института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена В.З. Кантор, заслуженные учителя школ России Г.А. Киреева и Н.М. Крутицкая, советник председателя Санкт-Петербургского правления ВОГ О.А. Новоселова и другие. В ходе секционного заседания были рассмотрены проблемы создания информационного пространства для ребенка с особыми образовательными потребностями. В материалах многих авторов раскрывались социокультурные и информационно-образовательные ресурсы специального образования. Значительное место отводилось актуальным проблемам обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в различных социально-институциональных условиях. В докладах многих авторов специальное образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья было представлено в рамках создания доступной среды. Значительное место отводилось интеграции и инклюзии в системе образования детей с ОВЗ. Среди докладов, представленных на секционные заседания, отличались своей новизной, гуманистическим подходом, научно-практической направленностью сообщения, посвященные роли дефектологов в создании информационно-образовательного пространства особого ребенка (проф. Л.В. Лопатина, О.А. Красильникова, магистрант М.И. Погорелова), реализации ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ (проф.Г.Н. Пенин,проф.В.З.Кантор, доц. А.П. Антропов), социокультурным ресурсам специального образования (проф. С.Ю. Ильина, проф. И.В. Королёва, доц. Л.В. Кораблёва, доц. О.Ю. Пискун). Организационно-методическое значение имени доклады педагогов -практиков, раскрывающие особенности формирования универсальных учебных действий у слабослышащих школьников (учитель школы № 31 Н.В. Мирошниченко, С.В. Ильюшина), досуговой деятельности дошкольников с нарушением слуха и речи (Е.Ю. Тимофеева, М.А. Тасина, С.В. Крошкина С.В. Григорьева) Большой интерес у присутствующих вызвали совместные доклады магистрантов и преподавателей о результатах обучения слабослышащих и позднооглохших школьников (магистрант М.И. Погорелова, проф. О.А. Красильникова), доклады студентов об обучении глухих детей словесной речи (студентка 4 курса Д.С. Трейденфельдт) и другие. В заседания секции «Информационно-образовательные ресурсы в перспективном развитии общеобразовательной школы, состоявшимся в Гимназии №526 Московского района г. Санкт- Петербурга под руководством доц. кафедры этнокультурологии РГПУ им. А.И.Герцена Нужной И.А., приняли участие 27 человек. На заседании секции было представлено 9 докладов. Проблемы, затронутые в них, охватывали чрезвычайно широкий спектр педагогических проблем образования и воспитания детей школьного возраста, а также их художественного развития. Сегодня важно понимать общеобразовательную школу как социально- культурное учреждение, функции которого не ограничиваются подготовкой подрастающего поколения к усвоению только необходимой суммы определённых знаний в перечне учебных дисциплин, ограниченных стандартом общего образования. Создание информационно-образовательного пространства в общеобразовательной школе диктуется не только социально- экономической ситуацией в стране, но и является условием реализации гуманистического подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Информационно-образовательная среда специально создаётся для осуществления образовательного процесса. Особенно эта необходимость проявляется в сферах науки, образования и культуры. Поэтому логично были представлены на обсуждение такие проблемы, как: - Формирование целостного миропонимания школьников средствами естественнонаучных дисциплин (Л.В.Мальцева, завуч УВР, учитель физики); - Интегрированные уроки естественнонаучного цикла в системе информационно- образовательных технологий (на материале математики) (В.В.Борошко, завуч УВР, учитель математики); - Преимущества использования интерактивной доски в школе (В.Е.Иванова, учитель английского языка в начальной школе); - Принцип историзма в информационно-образовательном пространстве школьников (Н.А. Белаш, директор гимназии, учитель истории); - Ценностные ориентации культуры школьников как фактор культурно-информационного пространства (Н.А.Пугачёва, учитель истории Санкт- Петербурга); - К вопросу об образовательных технологиях в начальной школе (Н.В.Трошина, учитель начальных классов); - Образовательное путешествие как метод развития культурно- информационного пространства школьников (Е.Н.Шокурова, учитель истории) - Современные технологии и их роль в формировании информационных компетенций учащихся начальных классов (Т.О.Фонина, завуч начальных классов); - К вопросу развития эстетической эмпатии на уроках ИЗО и МХК (Л.А. Галибина, учитель « МХК»). Участники обсуждений отметили, что эффективность применения информационно- образовательных технологий в общешкольном и индивидуальном образовательном пространстве определяется способностью и мотивированностью каждого учащегося к самостоятельной познавательно- образовательной деятельности, формируя новые горизонты познания в открытом образовательном пространстве. На заседании секции «Семья и ребенок в информационной среде» с ключевыми докладами выступили Котова С.А., Алексеева А.А., Тургель В.А., Бекетов В.Ю., Мельникова Е.Е., Писаренко И.А., Николаева Е.И. Вторая часть заседания прошла в форме круглого стола. На секции были подняты вопросы: - Пути и проблемы освоения виртуального пространства современны м ребенком. - Ранний риск развития компьютерной зависимости – на этапе дошкольного детства. - Диагностирование психологических маркеров определения первичных симптомов аддикции. - Роль семьи и школы в профилактике компьютерной зависимости у детей. - Содержание просветительской работы с семьей. - Направления и формы работы поддержки ребенка и семьи при вхождении в информационное пространство. Наибольший интерес вызвали выступления Котовой А.С. «Роль семьи в приобщении ребенка к новым информационным ресурсам», Тургель В.А. «Компьютерные игры глазами младших подростков (по материалам школьного проекта), Бекетова В.Ю. «Проблемы влияния Интернета на подростков». В заседании секции «Полихудожественная среда в информационном пространстве детства» под руководством д.псих.н., проф. Т.А.Барышевой и д.педаг. наук, проф. Е.К.Маранцман приняло участие 18 докладчиков и 21 слушатель. Наибольшее внимание вызвали следующие проблемы: •«Информационное пространство современного педагога». В рамках этой проблемы особый интерес вызвали следующие доклады: 1) д.филос.н., проф. В.В.Костецкий «Гуманитарные смыслы технического понятия «информация». В этом докладе были рассмотрены различные философские подходы к понятию «информация» с точки зрения гуманитаристики. 2) д.п.н, проф. Э.В.Онищенко «Информационно-коммуникативная культура современного педагога феноменологическая характеристика». В докладе были подробно раскрыты современные проблемы обучения и формирования у студентов педагогических ВУЗов коммуникативных навыков, определяющих развитие у них и информационно-коммуникативной культуры. • «Полихудожественная среда современного ребенка» В рамках этой проблемы особое внимание было уделено следующим докладам: 1) д.п.н., проф. Е.И.Целикова «Яблоки Гесперид» и подросток в литературном мире», где рассматривались проблемы соотношения следующих понятий: Ребенок – семья – одиночество» в современной литературе для детей, а так же пробуждение взрослости у современных детей на примере литературных произведений. 2) д.п.н., проф. Е.К.Маранцман «Технологии чтения в информационном обществе». В докладе обозначены проблемы чтения современных детей и намечены методические пути преодоления трудностей при чтении текстов разной степени сложности детьми разных возрастов за счет организации полихудожественной среды при обучении чтению и анализу художественного произведения. 3) Магистрантка С.Д.Белая с докладом « Цитатный анализ как информационная технология исследования текста (на примере «Мцыри» М.Ю.Лермонтова), в котором рассматривается изучение классического произведения в средней школе с точки зрения инновационных методов анализа текста. 4) Магистрантка О.А.Кононова «К проблеме развития эстетической эмпатии на уроках литературы». Магистрантка поделилась результатами своего исследования эстетической эмпатии с точки зрения полихудожественного подхода к изучению литературы подростками. В заседании секции «Хореографическое образование в современном мире» прошедшей в АРБ имени А.Я. Вагановой под руководством канд. искусств. наук, доцент, проректора по науке Лавровой С.В. и канд. пед наук, доцента, зав. кафедрой педагогики Русиновой С.А., приняли участие 30 человек. Особый интерес и обсуждение вызвали доклады канд. псих. наук, доц. Дрынкиной Т.И. «Значение курса “Коммуникативные техники” в обучении артистов балета», канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой общей педагогики Русиновой С.А. «Диагностические показатели развития личности исполнительскому искусству», канд. политол. наук, доц. Васильева И.В. «Научная методология в балетном исследовании». Круглый стол «Формирование человеческого капитала в процессе развития личности: семья и школа», прошедший под председательством к.филос.н.доц. Л.Н. Летягина и к.филос.н., доц. А.А. Воскресенского, продолжил направление исследований научного коллектива, представив основные подходы к формированию человеческого капитала средствами образования. Была представлена методологическая обусловленность социальных институтов школы и семьи в процессе формирования человеческого, культурного, социального капиталов в условиях непрерывного образования. В Дискуссии принимали участие проф. К.С. Пигров (СПб), проф.Ч.С. Кирвель (Гродно, Беларусь), проф.О.Я. Гелих (СПб), проф.Ю.М. Романенко (СПб), проф. А.Я. Кожурин (СПб), проф.О.Л. Краева (Нижний Новгород), доц. И.А. Анисимова (Нижний Новгород). В ходе работы Круглого стола «Манипулятивные технологии в образовательном процессе» обсуждались крайне актуальные и важные для образовательного процесса проблемы типологии манипулятивных технологий, используемых при проектировании образовательных стратегий и практик. Особо было отмечено, что необходимо использовать методы, технологии, техники и практики, обладающие мягким, изящным, точечным воздействием на объект влияния: убеждение, внушение, мягкое принуждение, провоцирование, просьба, опровержение, наведение, иронию. Особую дискуссию вызвал доклад профессора Пую Ю.В., посвященный формированию дискуссионно-диалоговой культуры студентов в общем контексте университетской среды. Эта крайне важная и актуальная проблема, так как эта культура предполагает использование образовательных технологий с элементами адресных, точечных манипулятивных воздействий, требующих от преподавателя учета коммуникативно-личностного потенциала группы в целом и каждого студента в отдельности, способности к целенаправленной личностно-ориентированной проективной деятельности, умения оперативно действовать в динамически изменчивой дискуссионной среде, систематической рефлексии относительно собственных профессиональных качеств, а также опережающего воображения и открытости инновациям. Большой интерес вызвала мысль о том, что в предыдущую эпоху образование воспринималось как ценность, как способ облагораживания личности, а сейчас образование превратилось в отрасль гуманитарной промышленности, которая производит квалифицированную рабочую силу, а с точки зрения отдельного человека – в способ выгодного вложения денежных средств, которое в будущем принесет прибыль. Пую Ю.В. так же отметила, что наряду с деградацией образовательной системы общественное сознание с помощью специальных технологий мышлении наполнено часто примитивными образами и понятиями, упрощенными социальными парадигмами и методиками социальной жизни, следствием этого стало падение уровня эрудиции, потеря детьми способности к аналитическому и критическому мышлению, уход в виртуальную реальность социальных сетей и онлайн-игр. Участники секционных заседаний выразили признательность организаторам конференции и членам Оргкомитета и пожелания издать сборник избранных работ (из числа лучших докладов, представленных на конференция «Ребенок в современном мире » за последние 5 лет) и коллективную монографию. Заключительное Пленарное заседание 22 апреля, которое состоялось в Гербовом зале РГПУ им.А.И. Герцена, открыла д.филос.н., проф. Романенко И.Б. (СПб) докладом «Креативность и формирование человеческого капитала». Доклад посвящен анализу внутреннего динамизма современной культуры, связанного с распространением и внедрением в различные сегменты общественной организации инновационных технологий. Также рассматриваются тенденции и процессы виртуализации и мультимедиизации различных сфер жизни. Креативность рассматривается в данной связи как творчество малых форм в рамках социального или коммерческого заказа, отличительными чертами которого является доминирование экранной культуры над текстовой. Другой важной чертой современных форм креативности является проективность, рассчитанная на массовое восприятие результатов творчества, внесение искусственных элементов режиссуры в жизнь, переплетение правды и вымысла, публичность, быстрый успех, сенсационность. В своем докладе на тему «Философские развития дошкольного образования и информатизация» д.филос.н., проф. Романов К.В. (СПб) показал, что фундаментальной проблемой философии детства является согласование основных требований концепции дошкольного образования к социализации личности с принципами новой парадигмы образования. Он обратил внимание на тот факт, что в условиях интенсивной информатизации образования ребенка становится острым вопрос о кодах трансдисдиплинарных языковых переходов между метапредметными и метанаучными теориями. Рассмотрев предмет философии детства и определение культуры философии детства, он связал решение проблемы лавинообразной информатизации связано с применением методологии философского диалога. При этом было подчеркнуто значение принципа гуманистического реализма. В докладе Ми Цяомин (КНР) «Китайский пейзаж в реалистической живописи ХХ в.» проведен интересный анализ современного китайского искусства последней трети ХХ века , позволивший выделить и исследовать основные тенденции развития реалистической живописи, ее появление как результат влияния западного европейского искусства. Было рассмотрено ее сложное взаимодействие с китайской классической живописью, доминирующей в обществе Китая. В докладе к.филос.н., доц. Воскресенского А.А. (СПб) «Гуманитарные технологии в и новая парадигма образовательной среды в информационном пространстве» исследованы социально-философские основания и эвристические возможности гуманитарных технологий как основы формирования парадигмы единого образовательного пространства России. Дается характеристика гуманитарных технологий в образовательном процессе, анализируются возможности гуманитарных технологий в сфере управления социальными процессами, подчеркивается роль и значимость гуманитарных и социальных технологий в аспектах формирования человеческого капитала и сопротивления манипулятивным технологиям в условиях высокой роли информационно-компьютерных технологий современного общества. Внимание участников и плодотворное творческое обсуждение вызвали доклады д.филос.н., проф. Лезгиной М.Л. (СПб) «Ребенок на просторах информационной войны», д.филос.н., проф. Степановой А.С. (СПб) «Перспективы эвристического обучения в мире медиа-культуры», гл.спец. ЛОР НИИ, проф. Королевой И.В. «Инновационные технологии реабилитации детей с нарушением слуха», к.психол.н., Соколовской И.Э. (Москва) «Роль притч в системе воспитания подрастающего поколения», д.филос.н., проф. Гелиха О.Я. «Творчество личности как вершина ее свободы в современном информационном обществе», д.филос.н., проф. Краевой О.Л.(Нижний Новгород «Права и свободы человека в информационной сфере и развитие человеческого потенциала», д.пед.н., проф. Маранцман Е.К. (СПб) «Технология чтения в информационном обществе», к.пед.н., доц. Володиной О.В. (Петрозаводск) «О развивающейся гармонии в условиях информационного общества», Чжан Вэньси (КНР) « Развитие арт-рынка в Китае». Итоги конференции подвел Сопредседатель оргкомитета Султанов К.В., подчеркнув, что дети нуждаются в защите от агрессивного воздействия и соблазнов окружающего пространства, но решение данной задачи связано в первую очередь с государственной политикой, которая должна быть направлена на поддержку позитивных тенденций в развитии образования и культуры. Но существуют и другие силы, способные оградить ребенка от всего негативного и разрушительного — это школа, семья, церковь и университет. В работе конференции участвовали ведущие ученые РФ, известные в России и за рубежом, занимающиеся философской, социально-психологической, медико-антропологической, этической, экологической, педагогической проблематикой, а также ученые разных стран, работающие в этой области (Республика Беларусь, Казахстан, Германия, Италия, Швейцария, Япония, Китай, Корея). Учитывая актуальность проблем ребенка в современном мире, а также социальную и культурную значимость конференции, участники обсуждения итогового документа рекомендовали Оргкомитету продолжить работу с Советом Федерации по продвижению социокультурной инициативы, подтвердить предложение о включении конференции в Федеральную программу как постоянно действующего научного и общественного форума. При этом подчеркивалось, что ее выводы и рекомендации могут существенно корректировать социальную политику. В ходе работы конференции (доклады на пленарных заседаниях, работа секций, круглых столов) были выработаны научно-практические рекомендации учителям и организаторам системы образования регионального уровня по совершенствованию методов и методик применения информационных технологий и Интернет-ресурсов в образовательном и воспитательном процессе подрастающего поколения, оптимизации научно-организационных, образовательных и воспитательных условий развития системы образования в аспекте действенного использования информационных ресурсов, моделированию информационной среды, в которой творческий, креативный момент работы с ребенком будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. Конференция содержательно показала, что в Интернете главное не опасности и угрозы, а возможности. Информационные технологии представлюет собой могучую информационную стихию, которая, прежде всего, способна подготовить ребенка к новой жизни. Причем, эта стихия готовит его так, как не могут подготовить его устоявшиеся, заслуживающие глубокого уважения дидактические приемы и методы, но пришедшие к нам из «Галактики» Гуттенберга. Новые информационные технологии – это опасное оружие, которым необходимо овладевать, принимая риск инноваций как ту реальность, которой следует прямо взглянуть в глаза. В стихии информационных технологий заключено великое благо будущего, и дети, тоже рискуя, принимают реальное участие в создании будущего мира. Конференции дала возможность получения следующих результатов: • осознание детства как особой реальности в топологическом аспекте, разворачивающейся на фоне глобальных трансформаций современного общества; • разработка принципов мониторинга опасных для социализации детства коммуникативных ситуаций; • выработка основных принципов разрешения проблем культурной и миграционной идентичности детства; • осмысление и оценка перспектив сохранения ценностей полиэтничной российской культуры; • консолидация усилий профессионалов-гуманитариев в разработке вопросов о природе, генезисе и стратегиях формирования смысложизненных ориентиров молодого поколения в пространственном аспекте. Есть все основания предполагать, что Конференция послужит привлечению внимания общественности, государственных структур и граждан России к проблемам духовно-нравственного образования. Ее материалы могут быть использованы при подготовке решений Министерства образования и науки, при разработке образовательных программ для подготовки специалистов, которые будут преподавать в школе. До начала конференции были подготовлены к печати и изданы 3 сборника: • «Информационно-образовательное пространство особого ребенка»: Материалы XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство». – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2016, 547 с., 34,25 печ.л. • «Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия»: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016 − 545 с., 34,0 печ.л. • «Символическая Вселенная ребенка: между информацией и знанием»: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016, 543 с., 34,0 печ.л. Сборники статей позволяют судить о многообразии существующих подходов, о развивающейся в современной гуманитаристике тенденции становления комплексной междисциплинарной методологии изучения феномена детства. В сборнике «Информационно-образовательное пространство особого ребенка» рассмотрены проблемы создания информационного пространства для ребенка с особыми образовательными потребностями. В материалах многих авторов рассматриваются социокультурные и информационно-образовательные ресурсы специального образования. Значительное место отведено актуальным проблемам обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в различных социально-институциональных условиях. Особенностью сборника является комплексный характер представленных в нем материалов. Это позволяет рекомендовать сборник широкому кругу специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, социальной работы, а также педагогам-практикам, студентам педагогических вузов и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных публикаций «Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия» посвящен анализу взаимоотношений социальной реальности и манипулятивных технологий, исследованиям новых измерений ценностной территории детства в виртуальном пространстве Интернета, герменевтике образовательных практик и манипуляционных воздействий на детство. Междисциплинарная интенция исследования прагматически ориентирована на понимание феномена детства в информационном обществе. Особенностью представленных материалов является ориентация на определение путей преодоления информационной манипулятивности детства и личности. В сборнике «Символическая Вселенная ребенка: между информацией и знанием» представлены обобщающие исследования междисциплинарного характера, ориентированные на понимание значимости человеческого капитала в информационной среде, развитие личности ребенка в семье и школе, аналитику конфликта и нормы в социально-правовой деятельности. Показаны стратегии и программы концептуализация детства в информационных процессах современности. Рассмотрены основные амбивалентные параметры информационной прагматики, представлены диагностика опасных для детства манипулятивных процессов современности, намечены пути гуманизации массмедиальных воздействий на личность ребенка. Эти публикации востребованы в регионах и мегаполисах России, интересны для философов и культурологов, педагогов и психологов, специалистов в области теории и практики образования, для практических разработок в сфере социальной работы и выработки государственной политики в области детства. Студенты, магистранты и аспиранты широко используют материалы сборников при проведении научных исследований, опытно-экспериментальной работы. На заключительном пленарном заседании была предложена участниками, обсуждена и запланирована тема XXIV Международной конференции «Ребенок в современном мире» - «Детство: праздник и повседневность». Актуальность заявленной темы обусловлена значимостью проблематики для построения моделей социокультурного развития страны; потребностями демократического государства в его взаимодействии с религиозными социальными институтами, - в сотрудничестве с научной общественностью страны в обсуждении перспектив развития, моделирования, прогнозирования и коррекции процессов, развивающихся в условиях глубоких изменений в российском социуме и культуре; необходимостью в международном обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового культивирования детства, в обсуждении методов, приемов и форм этой работы. Теоретическое обсуждение названных проблем поможет взаимопониманию в рамках международного гуманитарно-научного сообщества, ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа, будет способствовать реализации грамотной государственной политики, придаст новый импульс социокультурной и антропо-педагогической практике. Проект конференции предполагает формирование новых направлений «Исследование праздничности в аспекте анализа детства», «Исследование детства в аспекте аналитики соотношения повседневности и праздничности» а также развития направлений исследования «Детство и средства массовой информации», «Детство в современном социокультурном пространстве-времени». Результаты исследования могут быть использованы в разумной, научно обоснованной и философски осмысленной организации ритмов труда, учебы и отдыха детей в повседневной и праздничной школьной практике. Предполагается, что ожидаемые результаты конференции позволят глубже раскрыть смысл существеннейших аспектов детства, до сих пор остававшихся в тени исследований. Детство предстанет через взаимодействие праздничности и повседневности, как в базовых традиционных институтах цивилизации (церковь, армия, семья), так и в связи с архаическими первоосновами человеческого бытия. Эти результаты будут иметь существенное значение в понимании как детства, так и тех стихийно возникающих ритмов праздничности/повседневности в современном бурно трансформирующемся мире. Научная значимость конференции состоит также в том, что она включает в себя такую инновационную форму гуманитарного исследования как «публичные диспуты для молодежи». Эти диспуты призваны выступить в качестве своеобразного «полигона», на котором ученые могли бы проверить и испытать свои теоретические гипотезы в живом диалоге с детьми и тинэйджерами.