Книга
Системные изменения деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде
В монографии отражен постнеклассический подход к исследованию деятельности преподавателя вуза в цифровом профессиональном окружении, обоснована системность изменений в деятельности преподавателя вуза в цифровой среде в процессном и результативном измерениях. Обосновано, что изменения в деятельности преподавателя в цифровой среде ведут к формированию новой педагогической сущности - цифровой среды профессиональной деятельности преподавателя, которая трактуется как результат целенаправленного педагогического проектирования, новый продукт и средство решения профессиональных задач. Обоснована структура ценностно-целевого профиля профессиональных компетенций преподавателя вуза в цифровой образовательной среде, основанная на укрупненных группах обновленных профессиональных компетенций; предложена методика отслеживания динамики изменений в ценностно-целевом профиле профессиональных компетенций преподавателя при осуществлении деятельности в цифровой образовательной среде.
1. Абрамов Р. Н. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора / Р. Н. Абрамов, И. А. Груздев, Е. А. Терентьев, У. С. Захарова, А. В. Григорьева // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. - 24(2). - С. 59-74.
2. Абрамова М. А., Фарника М. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства / М. А. Абрамова, М. Фарника // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 3167-3175.
3. Авакян И. Б. Оценка готовности преподавателя высшей школы к применению инновационных технологий / И. Б. Авакян // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2018. - Вып. 1. - С. 63-78.
4. Агеев А. И. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение / А. И. Агеев, М. А. Аверьянов, С. Н. Евтушенко, Е. Ю. Кочетова // Экономические стратегии, издательство Ин-т экон. стратегий (ИНЭС), 2017. - № 1. - С. 114-125.
5. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5 «Личность и группа в условиях социальных изменений» / отв. ред. А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 110-112.
6. Андреева А. В. Особенности научной и инновационной деятельности в системе образования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12628 (дата обращения: 09.11.2022). - Режим доступа: свободный.
7. Андрюхина Л. М. Цифровизация образования: ожидания и антропологические риски / Л. М. Андрюхина // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей / под общ. ред. С. А. Ми-нюровой, Ю. И. Биктуганова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - Ч. 1. - С. 140-144.
8. Анисимова Н. П. Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза / Н. П. Аниси-мова, О. В. Ракитина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 2, № 4. - С. 138-142.
9. Асмолов А. Г. Российская школа и новые информационные технологии / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. - М.: НексПринт, 2010. - 84 c.
10. Ахмеров А. В. Опыт реализации требований компетентностного подхода в практике высших учебных заведений / А. В. Ахмеров, И. В. Попова, Е. А. Казаева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (73). - С. 86-97.
11. Ашмарин И. И. Основы гуманитарной экспертизы / И. И. Ашмарин, Б. Г. Юдин // Человек. - 1997. - № 3. - С. 76-86.
12. Багрий Т. В. Технология формирования экспертной компетентности у студентов в процессе обучения в университете / Т. В. Багрий // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 106-113.
13. Баранова Е. В. Методы и инструменты для анализа цифрового следа студента при освоении образовательного маршрута / Е. В. Баранова, Г. В. Швецов // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 2 (50). - С. 415-430.
14. Барлас Т. В. Поколение «z»: проблемы диалога в системе «преподаватель - студент» / Т. В. Барлас // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - № 6 (814). - С. 178-184. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pokolenie-z-problemy-dialoga-v-sisteme-prepodavatel-student (дата обращения: 13.11.22). - Режим доступа: свободный.
15. Батракова И. С. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования / И. С. Батракова, Е. Н. Глу-бокова, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 8-9. - С. 9-19.
16. Бездухов В. П. Культура и образование / В. П. Бездухов, Ю. Н. Кулюткин // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 66-173.
17. Безрукова В. С. Инновационная готовность педагога - качество интегративное / В. С. Безрукова, Г. А. Карпова // Инновационные основы проектирования педагогических технологий. - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. - С. 25-27.
18. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл.; Дрофа, 2002. - С. 109-110.
19. Бодрова Е. Н. Hard, soft, digital skills: Взаимосвязи и развитие в процессе профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / Е. Н. Бодрова // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 10. - С. 161-163. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/hard-soft-digital-skills-vzaimosvyazi-i-razvitie-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
20. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
21. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - С. 328.
22. Борытко Н. М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студентов педагогических вузов / Н. М. Бо-рытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
23. Брызгалина Е. В. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации / Е. В. Брызгалина, Д. А. Алексеева, Э. Д. Дряева // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 5. - С. 161-167. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161-167.
24. Бурганова Л. А. Отношение вузовских преподавателей к использованию цифровых технологий: социологический анализ / Л. А. Бурганова, О. В. Юрьева // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 1. - С. 105-108. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-vuzovskih-prepodavateley-k-ispolzovaniyu-tsifrovyh-tehnologiy-sotsiolo-gicheskiy-analiz (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
25. Бурняшов Б. А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования / Б. А. Бурняшов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26078 (дата обращения: 13.11.22). - Режим доступа: свободный.
26. Ваганова О. И. Моделирование контрольно-оценочной деятельности педагога / О. И. Ваганова, А. А. Жидков, М. М. Кутепов, И. Е. Барабина // Карельский научный журнал. - 2020. - № 4 (33). - С. 11-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kontrolno-otsenochnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
27. Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации [Электронный ресурс] : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ю. В. Вайнштейн. - Красноярск: СФУ, 2021. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/146632 (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
28. Васильева М. Р. Визуальная коммуникация: становление дисциплины / М. Р. Васильева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 34-39. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kommunikatsiya-stanovlenie-distsipliny (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
29. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора / Ф. Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 284-314.
30. Вербицкий А. А. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность / А. А. Вербицкий, Е. Б. Пучкова // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 33-44.
31. Винер Н. Кибернетика и общество / пер. с англ. - М.: Издательство Иностранной Литературы, 1958. - С. 36.
32. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
33. Глубокова Е. Н. Вариативность подготовки преподавателя современного вуза к решению профессиональных задач / Е. Н. Глубокова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2014. - № 167. - С. 114-122.
34. Гохберг Л. М. Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л. М. Гох-берг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. НИУ ВШЭ, 2021. - 352 с. - URL: https://issek.hse.ru/news/454933528.html (дата обращения: 13.11.22). - Режим доступа: свободный.
35. Грачев В. В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности / В. В. Грачев // Акмеология. - 2005. - № 2. - С. 11-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazovaniya-kak-otvet-na-globalnye-vyzovy-sovremen№sti (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
36. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: дис. … д-ра пед. наук : специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : защищена 25.05.2017 / В. В. Грачев, научный руководитель В. А. Ситаров; ННОУ «Московский гуманитарный университет». - Москва, 2017. - 464 л.
37. Гримов О. А. Знание в социально-сетевом пространстве: проблемы интеллектуальной собственности / О. А. Гримов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - Т. 3, вып. 2 (10). - С. 12-17.
38. Данилюк А. Я. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. - Москва: РУДН, 2018. - 68 с.
39. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 2020. - 98 с.
40. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н. В. Днепровская // Статистика и экономика, 2018. - № 4. - С. 16-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 17.06.2022). - Режим доступа: свободный.
41. Добринская Д. Е. Что такое цифровое общество? / Д. Е. Добринская // Социология науки и технологий, 2021. - Т. 12, № 2. - С. 12-129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-tsifrovoe-obschestvo (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
42. Доклад о мировом развитии (ДМР) 2019: Изменение характера труда. - Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. - doi:10.1596/978-1-4648-1328-3.
43. Дрешер Ю. Н. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова / Научные и технические библиотеки: Ежемесячный сборник по вопросам теории и практики библиотечного дела. - 2005. - № 11.
44. Дурнева Е. Е. Учебно-методические комплексы образовательных модулей контекстно-компетентностного формата / Е. Е. Дурнева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». - 2012. - № 2. - С. 69-74.
45. Егорова А. Г. Сетевое мышление: деградация или прогресс? / А. Г. Егорова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9 (часть 12). - С. 2626- 2629. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35405 (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
46. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 112 с.
47. Жигулин А. А. Общекультурные параметры личности / А. А. Жигулин // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 3. - URL: https:// human.snauka.ru/2012/03/679 (дата обращения: 02.06.2022). - Режим доступа: свободный.
48. Жулего В. Г. Цифровизация общества: новые вызовы в социальной сфере /
49. B. Г. Жулего, А. А. Балякин, М. В. Нурбина, С. Б. Тараненко // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 9 (ч. 2). - C. 36-43.
50. Заир-Бек Е. С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании / Е. С. Заир-Бек // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2017. - № 185. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-metodologiya-proektnyh-issledovaniy-innovatsiy-v-obrazovanii (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
51. Заиченко Н. А. Цифровизация образования как триггер изменений образовательных отношений / Н. А. Заиченко // Экономика и управление. - 2020. - Т. 26. - № 11. - С. 1245-1257. - URL: http://doi. org/10.35854/1998-1627-2020-11-1157-1169 (дата обращения: 13.11.22). - Режим доступа: свободный.
52. Закон об образовании : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Йошкар-Ола : НИИ мониторинга качества образования, 2012.
53. Зеленко Н. В. Педагогическое проектирование: функции, технология, экспертиза / Н. В. Зеленко // Технологическая подготовка в школе и вузе в условиях модернизации образования: Межвуз. сб. науч.-метод. трудов / отв. ред. С. Д. Чуркин. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. - С. 131-134.
54. Игнатов С. Б. Современное образование: трансформация в контексте устойчивого развития / С. Б. Игнатов // Философия образования. - 2012. - № 3 (42). - С. 130-136.
55. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 354-355.
56. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / сост.: Г. С. Итпекова, Р. А. Козлитин, А. Н. Таскин. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2010. - 110 с.
57. Ицковиц Г. Модель тройной спирали / Г. Ицковиц // Инновации. - 2011. - № 4. - С. 5-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali (дата обращения: 13.11.22). - Режим доступа: свободный.
58. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
59. Кларин М. В. Вызовы освоения инновационных образовательных практик / М. В. Кларин // Образование и общество. - 2017. - № 4. - С. 39-45.
60. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1995. - 224 с.
61. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д, 2005. - 448 с.
62. Кокаревич М. Н. Концептуальное моделирование как форма познания и понимания / М. Н. Кокаревич // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - Т. 306, № 4. - С. 144-148.
63. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 392 с.
64. Кондаков А. М. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы / А. М. Кондаков, И. С. Сергеев // Педагогика. - 2020. - № 12. - С. 5-22. - URL: https://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2021/02/ pdf-download.pdf (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
65. Короленко А. Н. Управление изменениями на инновационно-активном предприятии / А. Н. Короленко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2013. - № 4. - С. 194-196. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/upravlenie-izmeneniyami-na-innovatsionno-aktivnom-predpriyatii
66. Коротаева Е. В. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации / Коротаева Е. В. // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 11-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-tsennosti-professii-pedagoga-ponyatiya-i-klassifkatsii (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
67. Коротенков Ю. Г. Понятие и проблемы медиаинформатизации образования / Ю. Г. Коротенков // Информатика и образование. - 2012. - № 4 (233). - С. 104-107.
68. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) : монография / В. В. Краевский; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1977. - 264 с.
69. Краткий обзор всемирного доклада ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005) // Концепция «общества знания» в современной социальной теории. 2010. - С. 159-164.
70. Кречетников К. Г. и др. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: Монография. - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 174 с.). - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. - Режим доступа: URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf (дата обращения 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
71. Кузьмин Н. В. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / Н. В. Кузьмин и др. - М.: Нар. образование, 2002. - 207, [1]. - 137 с.
72. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии: монография / Н. В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - СПб.: Политехника, 2002. - 189 c.
73. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1967. - 183 с.
74. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2018. - № 2 (42). - С. 1-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
75. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия / Н. А. Лабунская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2002. - Т. 2, № 3. - С. 79-90.
76. Лаптев В. В. Профессиональна подготовка в условиях электронной сетевой среды / В. В. Лаптев, Т. Н. Носкова // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 79-83. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-podgotovka-v-usloviyah-elektronnoy-setevoy-sredy (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
77. Ларионов В. Г. Цифровые тренды высшего образования / В. Г. Ларионов, Е. Н. Шереметьева, Е. П. Баринова // Технология текстильной промышленности. - 2022. - № 1 (397). - С. 322-329.
78. Латынов В. В. Прогнозирование психологических характеристик человека на основании его цифровых следов / В. В. Латынов, В. В. Овсянникова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 1. - С. 166-180. - URL: https://psy-journal.hse.ru/2020-17-1/359612461.html (дата обращения: 13.11.22). - Режим доступа: свободный.
79. Леванова Е. А. Методологические подходы к интериоризации профессионально-ориентированных знаний в процессе подготовки социальных педагогов / Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Преподаватель ХХI век. - 2015. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-interiorizatsii-professionalno-orientirovannyh-znaniy-v-protsesse-podgotovki-sotsialnyh-pedagogov (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
80. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В. С. Леднев. - 2-е издание, исправленное. - М.: МГАУ, 2002. - 120 с.
81. Леонтьев Д. А. Комплексная гуманитарная экспертиза : методология и смысл / Д. А. Леонтьев, Г. В. Иванченко. - М.: Смысл, 2008. - 133 с.
82. Лях Ю. А. Анализ систем оценивания, применяемых в российской и зарубежной педагогической практике // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 2 (30). - С. 49-53.
83. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. - Второе издание, переработанное. - М.; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 157 с.
84. Маркова А. К. Профессиональное саморазвитие педагога / А. К. Маркова. - М.: Высшая школа, 2004. - 172 с.
85. Маркова С. М. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс / С. М. Маркова, В. Г. Горлова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektirovochnaya-deyatelnost-pedagoga-kak-tvorcheskiy-protsess (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
86. Материалы для Всемирного Саммита по информационному обществу «Образование в информационном обществе». - URL: https://ifap.ru/ library/book098.pdf (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
87. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов // 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998. - 528 с.
88. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2014, 2018 года (на основе данных формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г.» (утв. Минобрнауки РФ 03.04.2014 АК-39/05ВН).
89. Методические рекомендации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/ (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: свободный.
90. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. - М.: Народное образование, 2002. - 207 с.
91. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты / В. Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - Т. 13, Вып. 1. - С. 84-101. - URL: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106 (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
92. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Приказ от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация». - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-
93. Mintsifry-Rossii-ot-18.11.2020-N-600 (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
94. Миронова Н. Г. К проблеме персонализации вузовского образования в России / Н. Г. Миронова // Развитие образования. - 2021. - Т. 4, № 4. - С. 34-41. - URL: https://phsreda.com/e-articles/10326/Action10326-100673. pdf (дата обращения: 11.09.2022). - Режим доступа: свободный.
95. Мирясова Н. В. Организаторская деятельность, как компонент профессиональной деятельности педагога / Н. В. Мирясова, В. В. Сохранов // Вестник КГУ. - 2009. - № 1. - C. 324-327. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatorskaya-deyatelnost-kak-komponent-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
96. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
97. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. - 104 с.
98. Набок И. Л. Культурно-образовательная среда вуза как фактор модернизации педагогического образования / И. Л. Набок // Вестник Герценовского университета. - 2011. - № 5. - С. 15-18.
99. НАФИ. Аналитика и прогнозы. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в период пандемии. - URL: https://naf.ru/upload/pressrelease/Survey%20results_distance%20education. docx (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
100. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 43.0.3-2009. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200079260 (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
101. Новикова Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании / Т. Г. Новикова. - М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2005. - 285 с.
102. Нормативные документы по вопросу цифровой трансформации российских отраслей: здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство. - URL: https://digitalskills.center/suz (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
103. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Т. Н. Носкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. - 382 с.
104. Носкова Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. - 2017. - № 8-9. - С. 121-130.
105. Носкова Т. Н. Педагогика общества знаний: монография / Т. Н. Носкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 236 с.
106. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / Т. Н. Носкова ; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 171 с.
107. Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация / Т. Н. Носкова. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 178 с.
108. Носкова Т. Н. Учебная задача в цифровой среде личностно-ориентирован-ного обучения / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова // Вестник ТГПУ. - 2020. - № 1 (207). - С. 94-103.
109. Образование как целевой ресурс в развитии личности: теория, методология, опыт: коллективная монография / науч. ред. А. Г. Маджуга ; СФ БашГУ, СПбГУ, ТашГПУ им. Низами. - Стерлитамак : изд-во «Фобос», 2014. - 359 с.
110. Осин А. В. Создание учебных материалов нового поколения / А. В. Осин // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - М.: Просвещение, 2003. - № 2.
111. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / А. А. Остапенко // Южно-российский журнал социальных наук «Человек. Сообщество. Управление». - 2013. - № 4. - С. 37-52.
112. Павлова Т. Б. Изменения в гностическом компоненте профессиональной деятельности преподавателя вуза в электронной информационно-образовательной среде / Т. Б. Павлова // Научное мнение. - 2020. - № 4. - С. 73-77.
113. Павлова Т. Б. Метод концептуального моделирования в исследовании системных изменений в деятельности педагога в электронной информационно-образовательной среде вуза / Т. Б. Павлова // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2020. - Т. 2, MET 086.
114. Павлова Т. Б. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности преподавателя современной высшей школы: аспект смешанного обучения / Т. Б. Павлова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 442-460.
115. Павлова Т. Б. Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №6. - С. 1081-1086.
116. Павлова Т. Б. Изменения в решении профессиональных задач преподавателя вуза в цифровой образовательной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 59-65.
117. Панов В. И. Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы / В. И. Панов, Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова // Известия Саратовского университета. Новая серия; Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10, вып. 3 (39). - С. 188-196. - URL: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196 (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
118. Панов В. И. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия / В. И. Панов, Э. В. Патраков. - М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. - 199 с.
119. Панюкова С. В. Управление человеческим капиталом в условиях информационного общества / С. В. Панюкова, А. М. Гостин, С. В. Авилкина // Статистика и Экономика, 2014. - № 1. - С. 183-186. - URL: https:// doi.org/10.21686/2500-3925-2014-1-183-18 (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
120. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/fles/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google. com%2f (дата обращения: 22.09.2022). - Режим доступа: свободный.
121. Паспорт федерального проекта «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии». - URL: https:// minobrnauki.gov.ru/upload/2021/09/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0% 95%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF.PDF (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
122. Пашина М. В. Исследовательская компетентность преподавателя вуза при работе со студентами на основе советской научной деятельности / М. В. Пашина, А. А. Петрусевич // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3 (88). - C. 97-100. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovatelskaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-pri-rabote-so-studentami-na-osnove-sovetskoy-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
123. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
124. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 176 c.
125. Петрова В. Н. Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления / В. Н. Петрова, Н. В. Козлова // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 70. - С. 59-74. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-v-menyayuschemsya-mire-strategiya-zhizneosuschestvleniya (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
126. Петрунева Р. М. Цифровое студенчество: мифы и реальность / Р. М. Пе-трунева, В. Д. Васильева, Ю. В. Петрунева // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 11. - С. 47-55.
127. Писарева С. А. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса / С. А. Писарева, А. П. Тряпицына // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2020. - № 3 (35). - C. 281- 288. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-perehoda-k-novoy-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
128. Писарева С. А. Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя / С. А. Писарева, М. Ю. Пучков, С. В. Ривкина, А. П. Тряпицына // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 3. - С. 151-168.
129. Пищик В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности / В. И. Пищик // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2. - С. 80-88.
130. Погожина И. Н. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ / И. Н. По-гожина, А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Т. А. Подольская // Вопросы образования. - 2020. - № 3. - С. 60-94.
131. Полякова Г. В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук : специальность : 09.00.11 Социальная философия / Г. В. Полякова, научный руководитель А. И. Пирогов; Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации». - Москва, 2015. - 150 с.
132. Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / отв. ред. Л. П. Киященко и В. С. Степин. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. - 672 с.
133. Приоритет-2030. - URL: https://priority2030.ru/about (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
134. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» / отв. ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2019. - 155 с.
135. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Ю. Б. Алиев, В. Г. Богин, И. К. Журавлев и др.; под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева; Российская акад. образования, Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Лаборатория теоретических проблем дидактики. - Москва : ИТПИМИО, 1994. - 131 с.
136. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: http:// static.government.ru/media/fles/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf (дата обращения: 25.08.2022). - Режим доступа: свободный.
137. Пучкова Е. Б. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 / Е. Б. Пучкова, Л. В. Темнова, Е. А. Сорокоумова, Е. И. Чердымова // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 6 (48). - С. 89-102. - URL: https://cyberleninka.ru /article/n/gotovnost-prepodavateley-vuzov-k-distantsionnoy-rabote-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
138. Радионова Н. Ф. Перспективы педагогического образования: компетентностный подход / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Человек и образование. - 2006. - № 4-5. - С. 7-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 20.08.2022). - Режим доступа: свободный.
139. Радионова Н. Ф. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления / Н. Ф. Радионова, С. В. Ривкина // Человек и образование. -2012. - № 2. - С. 4-9. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-pedagogicheskogo-protsessa-kak-istochnik-ego-obnovleniya (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
140. Ракитина Е. А. Информационные поля в учебной деятельности / Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова // Информатика и образование. - 1999. - № 1.
141. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. - М.: Речь, 2003. - 352 с.
142. Роберт И. В. Методология информатизации образования / И. В. Роберт // Проблемы современного образования. - 2011. - № 2. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 20.08.2022). - Режим доступа: свободный.
143. Рогозин Д. М. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования / Д. М. Рогозин, О. Б. Солодовникова, А. А. Ипатова // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 271-300. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-prepodavateli-vuzov-vosprini-mayut-tsifrovuyu-transformatsiyu-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 20.08.2022). - Режим доступа: свободный.
144. Рокмор Т. Постнеклассическая концепция наук и В. С. Степина и эпистемологический конструктивизм / Т. Рокмор // Человек. Наука. Цивилизация. К 70-летию академика Российской академии наук В. С. Степина. - М.: Канон+, 2004.
145. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: в двух томах // Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР; сост., авт. коммент. и послесл. тома 2 К. А. Абульханова-Славская, A. В. Брушлинский. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 322 с. Руденко Ю. А. Формирование информационного поведения у студентов / Ю. А. Руденко // SCI-ARTICLE.RU. - 2014. - № 13. - С. 64-67. - URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1409406510 (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
146. Савина Н. В. К вопросу о персонализированном педагогическом образовании / Н. В. Савина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - C. 238-241. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-o-personalizirovannom-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
147. Сапа А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС / А. В. Сапа // Продуктивная педагогика. - 2015. - № 8 (56). - С. 2-9.
148. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография / В. В. Сериков. - Москва: Логос, 2012. - 447 с.
149. Сидорина М. С. Научно-исследовательские компетенции преподавателя вуза в контексте реформирования высшей школы / М. С. Сидорина, О. В. Малькина // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-issledovatelskie-kompetentsii-prepodavatelya-vuza-v-kontekste-reformirovaniya-vysshey-shkoly (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
150. Сирота Е. Н. Цифровизация экономики: вызов высшему образованию и пути преодоления / Е. Н. Сирота // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2019. - Т. 10, № 4. - С. 457-469. - URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-vyzov-vysshemu-obrazovaniyu-i-puti-preodoleniya (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
151. Сластенин В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С.49-74.
152. Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / B. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 37-43.
153. Смирнов C. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 352 с.
154. Современная дидактика: теория - практике / под. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М., 1993. - 288 с.
155. Солдатова Г. У. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности / Г. У. Солдатова, Е. Ю. Никонова, А. Г. Кошевая, А. В. Трифонова // Современная зарубежная психология. - 2020. - Т. 9, № 4. - С. 8-21.
156. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (Развивающее проф.-пед. обучение и самообразование) / Л. Ф. Спирин; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 173 с.
157. Спиркин, А. Г. Общая философия : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 267 с.
158. Степин В. С. Исторические типы научных проблем в их отношении к сложности / В. С. Степин // Синергетическая парадигма. - М., 2011. - Т. 7: Синергетика инновационной сложности. - С. 37-46.
159. Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
160. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство / Т. А. Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
161. Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzm-r0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: свободный.
162. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
163. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 14.09.2023 ). - Режим доступа: свободный.
164. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
165. Урсул А. Д. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул // Современное образование. - 2013. - № 2. - С. 1-57.
166. Урсул А. Д. Философия и интегративно-научные процессы : монография / А. Д. Урсул. - М.: Наука, 1981. - 367 с.
167. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.
168. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты / А. С. Фомина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-v-vuze-institutsion-alnyy-organizatsionnotehnologicheskiy-i-pedagogicheskiy-aspekty (дата обращения: 02.11.22). - Режим доступа: свободный.
169. Фрэнк Дж. Экспансия университетов и общество знания / Дж. Фрэнк, Дж. Майер // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр., РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. ис-след. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д. В. Ефремен-ко - М., 2010. - С. 213-218. - (Сер.: Теория и история социологии).
170. Чекалина Т. А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях / Т. А. Чекалина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 3 (15). - С. 66-69.
171. Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы / Ю. А. Чернавин // Цифровая социология, 2021. - Т. 4, № 2. - С. 4-12.
172. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков. - Высшее образование сегодня. - Москва: Российский новый университет, 2004. - С. 26-31.
173. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - Москва: Российский новый университет, 2010. - С. 72-77.
174. Шилова О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога / О. Н. Шилова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - № 9. - С. 149-158. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionnaya-kultura-v-professionalnoy-podgotovke-sovre-mennogo-pedagoga (дата обращения: 15.07.2022). - Режим доступа: свободный.
175. Шилова О. Н. Концептуальный синтез - методология современного педагогического исследования / О. Н. Шилова // Человек и образование, 2019. - № 4 (61). - С. 18-23. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnyy-sintez-metodologiya-sovremennogo-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 21.09.2022). - Режим доступа: свободный.
176. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Человек и образование. - 2020. - № 2 (63). - С. 36-41.
177. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы : научная монография / С. Р. Яголковский. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - 272 с.
178. Ядов В. Я. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. / В. Я. Ядов и др. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
179. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В. А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.
180. Ali, W. (2020). Online and Remote Learning in Higher Education Institutes: A Necessity in light of COVID-19 Pandemic. Higher Education Studies, 10(16). DOI: 10.5539/hes.v10n3p16
181. Bannon, L. J. and Bodker, S. (1991). Beyond the Interface: Encountering Artifacts in Use. In J., Caroll (Ed.). Designing Interaction: Psychology at the Human Computer Interface. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 227-253.
182. Bond et al. (2021). Emergency remote teaching in higher education: mapping the frst global online semester. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 18. 10.1186/s41239-021-00282-x.
183. Curry, A. and Moore, C. (2003). Assessing Information Culture - an Exploratory Model. International Journal of Information Management, 23(2), 91-110.
184. Daniel L. Stuffebeam and Guili Zhang (March 7, 2017). The CIPP Evaluation Model: How to Evaluate for Improvement and Accountability. New York: The Guilford Press (1st ed., 384 p.)
185. Datacenters in Russia. Retrieved from: https://rudatacenters.wordpress.com
186. Engestrom, Y., Miettinen, R. (1999). Introduction to Perspectives on Activity Theory. In Y. Engestrom, R. Miettinen, R. L. Punamäki (Eds.). Cambridge (Mass.): Cambridge Univ. Press, 1-18.
187. Ezekiel, U. O., Mogorosi, M. (2020). Educational Data Mining for Monitoring and Improving Academic Performance at University Levels. (IJACSA) International Journal of Advanced Computer Science and Applications, 11 (11), 570-581.
188. Fishman, B., Dede, C., Means, B. (2016). Teaching and Technology: New Tools for New Times. In H., Gitomer, C. A., Bell (Eds). Handbook of Research on Teaching Drew, 66 p.
189. Hodges, С., Stephanie Moore, S., Lockee, B., Trust, T. and Bond, F. (2020). The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning. Retrieved from https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-be-tween-emergency-remote-teaching-and-online-learning
190. Hutchins, E. (1995). Cognition in the World. Cambridge (Mass.): MIT Press, 356 p.
191. Ilomäki, L., Paavola, S., Lakkala, M., & Kantosalo, A. (2016). Digital Competence - an Emergent Boundary Concept for Policy and Educational Research. Education and Information Technologies, 21(3), 655-679. Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10639-014-9346-4
192. Jensen, T. (2019). Higher Education in the Digital Era. The Current State of Transformation Around the World. International Association of Universities, 28-42. Retrieved from https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/technology_ report_2019.pdf
193. Noskova, T. N., Pavlova T. B. at al. (2016) Approach to Selecting ICT Tools for Formative Assessment. DIVAI 2016: 11th International Scientifc Conference On Distance Learning In Applied Informatics. 199-213.
194. Noskova, T., Pavlova, T. (2021). Pedagogical goal-setting in a digital environment: problem actualization. In E. Smyrnova-Trybulska (Ed.) E-learning in the Time of COVID-19. Seria on E-learning. Vol. 13, 125-136.
195. O’Carroll, C., Hyllseth, B., Berg, R., et al. (2017). Providing Researchers with the Skills and Competencies They Need to Practice Open Science. European Commission, Directorate-General for Research and Innovation, Publications Offce. Retrieved from https://data.europa.eu/doi/10.2777/ 121253
196. Pavlova, T. (2021). E-course Data in Learner Formative Assessment. Case Study. CEUR Workshop Proceedings (NESinMIS-2021). 59-69.
197. Preparing 21st Century Students for a Global Society. Retrieved from http:// nea.org/assets/docs/A-Guide-to-Four-Cs.pdf
198. Rceach, M. (1973). The Nature of Human Values. N. Y. Free Press. 341 p.
199. Rogers, E. (2010). Diffusion of Innovations. Simon and Schuster (4th, 518 p.)
200. Ruben, R. Puentedura (2006). Transformation, Technology, and Education. Retrieved from http://hippasus.com/resources/tte/
201. The 10 Skills You Need to Thrive in the Fourth Industrial Revolution. Retrieved from https://weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution
202. Tulinayo, F. P., Ssentume, P., Najjuma, R. (2018). Digital Technologies in Resource Constrained Higher Institutions of Learning: a Study on Students’ Acceptance and Usability // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 36(15), 1-19.
203. Vallaster, C., & Sageder, M. (2020). Does Covid-19 Change the Acceptance of Virtual Teaching Formats in Higher Education? Implications for Higher Education Development. Zeitschrift Für Hochschulentwicklung, 15(4), 281-301.
204. Vinge, V. (1993). The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era. In G. A., Landis (ed). Vision-21: Interdisciplinary Science and Engineering in the Era of Cyberspace. NASA Publication. 11-22.
205. Waks, L. J. (2007). The Concept of Fundamental Educational Change. Educational Theory, 57, 277-295.
206. Wang, D., & East, M. (2020). Constructing an Emergency Chinese Curriculum during the Pandemic: a New Zealand Experience. International Journal of Chinese Language Teaching, 1 (1), 1-19. Retrieved from https://doi. org/10.46451/ijclt.2020.06.01
207. Warschauer, M. (2012) The Digital Divide and Social Inclusion. Americas Quarterly, 6 (2), 131.
208. Welford, A. T. (1961). On The Human Demands of Automation: Mental Work Conceptual Model, Satisfaction and Training. Industrial and business psychology. Copenhagen, vol. 5.
209. Wilson, T. D. (2000). Human Information Behavior. Information Science Research, 3 (2), 49-55.
210. World Bank (2016). Discussion Paper for International Seminar №1 ‘Digital Economy Concept, Trends and Visions: Towards a Future- Proof Strategy’. Retrieved from http://www.worldbank.org/en/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-1#4