Глава книги

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

М. С. Гончарова
2023

На сегодняшний день существует большое количество цифровых образовательных сред, тем не менее, для организации непрерывного повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин с помощью мобильных технологий необходимо конкретизировать и актуализировать цифровую образовательную среду, для организации персонифицированного повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин и их эффективного личностно-профессионального развития. Поэтому персонифицированная цифровая образовательная среда (далее - ПЦОС) преподавателей музыкальных дисциплин должна соответствовать целям и задачам повышения квалификации с использованием мобильных технологий. ПЦОС позволяет создать особые условия для каждого преподавателя музыкальных дисциплин с учётом их разнонаправленной творческой и педагогической деятельности, благодаря чему они могут самостоятельно и осознанно определять, а также актуализировать свои личностные стремления, задачи и желания, выявлять способности к выполнению педагогической и творческой деятельности с помощью мобильных технологий, а также профессиональные потребности к повышению квалификации преподавателей музыкальных дисциплин.Помимо этого, персонификация как процесс обучения в цифровой образовательной среде является инструментом освоения исторически сложившихся традиций российской музыкальной культуры и музыкального образования. Самоорганизующаяся ПЦОС включает в себя формальное, неформальное и информальное обучение. При этом неформальное обучение будет дополнительным ресурсом трансляции содержания формального обучения, определяя его значимость. Это способствует формированию осознанной готовности преподавателей музыкальных дисциплин к повышению квалификации с использованием мобильных и музыкально-компьютерных технологий [2], а также с опорой на возможности компьютерного музыкального творчества [3]. 291 Адаптивность содержания ПЦОС к особенностям преподавателей музыкальных дисциплин позволяет включать в среду не только преподавателей детских музыкальных школ, но и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей музыкальных дисциплин средних и высших учебных заведений, а также педагогов из смежных творческих и музыкальных направлений, что существенно расширяет профессиональную коммуникацию и взаимодействие, а также обмен опытом. Опора ни принципы мобильного обучения позволяет преподавателям выстраивать своё обучение и самообразование на основе ранее полученных знаний, которые являются основным источником строящейся реальности образовательного пространства. Благодаря мобильным технологиям обучение в ПЦОС основывается на активных и проблемных методах обучения, позволяющих оценивать достижения обучения и возможности создания нового опыта в педагогической практике и творчестве. На сегодняшний день в российском образовании формирование и развитие цифровой образовательной среды подкреплено большим перечнем нормативно-правовых документов и вопросами проектирования цифровой образовательной среды занимаются многие учёные. ПЦОС является открытой совокупностью информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса повышения квалификации. С одной сторона ПЦОС является средством обучения, которое основано на системном применении мобильных, а также цифровых технологий и ресурсов, обеспечивающих всеобъемлющее освоение программ повышения квалификации в любом месте и в любое время. С другой стороны, она является средой новых форм и способов взаимодействия, что качественно персонифицирует процесс повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин. ПЦОС должна отвечать требованиям современного цифрового общества - создавать условия широкого выбора образовательных запросов, с учётом интересов и предметной направленностью преподавателей музыкальных дисциплин, осуществляющих свою деятельность на разных ступенях обучения (дошкольное музыкальное развитие, общеобразовательные школы, детские музыкальные школы, колледжи, вузы и т. д.), а также организация постоянного и непрерывного обмена педагогическим 292 и методическим опытом, в том числе с применением мобильных технологий в образовательном процессе. Таким образом, задачами ПЦОС является: - формирование готовности преподавателей музыкальных дисциплин к использованию мобильных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации; - преодоление профессиональных затруднений на пути к личностно-профессиональному развитию, самоактуализации и самоопределению которые связаны с потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии и т. д.; - обеспечение теоретического и практического овладения мобильными устройствами, а также их дальнейшего включения в педагогическую, творческую деятельность и самообразование; - успешное ориентирование в ПЦОС и возможность создания собственной цифровой образовательной среды с использованием мобильных технологий; - организация коммуникации и взаимодействия между субъектами и объектами среды. При построении ПЦОС необходимо опираться на основные принципы её организации: единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность и полезность. Открытость, единство, а также доступность ПЦОС преподавателей музыкальных дисциплин позволяет использовать разные системы в своём составе, а также заменять их или добавлять в зависимости от смены внешних условий и, соответственно, смены целей и задач обучения, что обеспечивает динамичное развитие среды. Таким образом, у преподавателей музыкальных дисциплин есть возможность не только подключиться к существующей персонифицированной цифровой образовательной среде, но также участвовать в её конструировании и развитии, наполняя актуальным содержанием, в зависимости от разной и специфической профессиональной деятельности. В основе спроектированной нами ПЦОС преподавателей музыкальных дисциплин находятся следующие компоненты: - технологический (мобильные устройства и технологии; облачные технологии и ресурсы); - информационный (цифровые образовательные среды; цифровые образовательные ресурсы; комплекс информационной, методической 293 и дидактической поддержки; педагогические технологии; методы мобильного обучения и т. д.); - коммуникативный (коммуникация, сотрудничество и взаимодействие преподавателей музыкальных дисциплин); - организационный (тьюторская поддержка, индивидуальное и групповое сопровождение, комплекс организационных условий и психолого-педагогической поддержки). Необходимость разработки персонифицированной цифровой образовательной среды преподавателей музыкальных дисциплин («Трибуна педагога-музыканта») была озвучена Ю. Н. Рагсом ещё в 2004 году на конференции «Современное музыкальное образование» в РГПУ им. А. И. Герцена. В 2014 году при участии автора был создан ресурс «Трибуна педагога-музыканта» [1], располагающийся на сайте РГПУ им. А. И. Герцена. Именно данный ресурс является основой информационного компонента ПЦОС преподавателей музыкальных дисциплин. В 2016 году нами было создано мобильное приложение «Трибуна педагога-музыканта», благодаря чему поддерживается быстрое взаимодействие с ПЦОС в любое время и в любом месте. На ресурсе «Трибуна педагога-музыканта» организовано несколько разделов: дополнительное образование, методические материалы, публикации, мастер-классы, конкурсы, конференции, форум, чаты и т. д. Также к ПЦОС подключены внешние цифровые образовательные среды и ресурсы. Так, для организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки в разделе «Дополнительное образование» расположены материалы программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, благодаря чему возможно проводить программы с дистанционной поддержкой, в том числе благодаря онлайн-платформе GoogleClassroom. У преподавателей есть возможность выполнять задания с обратной связью преподавателя или тьютора, а также участников курса. Благодаря ПЦОС у преподавателей музыкальных дисциплин есть возможность изучать материалы программ повышения квалификации самостоятельно. Так, нами был организован онлайн-марафон «Дистанционные технологии в музыкальном образовании», в котором принимало участие более 70 преподавателей музыкальных дисциплин из разных регионов РФ. Цель 294 марафона - знакомство преподавателей с возможностями мобильных технологий в процессе повышения квалификации, педагогической и творческой деятельности, а также самообразовании. Преподавателям необходимо выполнять задания (творческого или методического характера) и размещать их на ресурсе «Музыка в облаке». Дополнительной поддержкой марафона является чат марафона на платформе Telegram «Музыка в облаке». Размещённые мастер-классы преподавателей, прошедших обучение по программам квалификации, а также сотрудников учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», дополняют контент ПЦОС. В разделе «Методические материалы» содержится большое количество учебных материалов слушателей программ повышения квалификации, а также сотрудников лаборатории. Раздел «Конкурсы» позволяет актуализировать ПЦОС, так как размещённые здесь конкурсы, информация и достижения участников имеют важное творческое и образовательное значение для учащихся и преподавателей из разных регионов РФ, расширяя возможности коммуникации участников среды. В ПЦОС находится информация о проекте «DEMO» (конкурс электроакустической музыки для детей и подростков), «Цифровые горизонты» (конкурс применения электронных музыкальных инструментов) и «Крошка ЭМИ» (фестиваль начинающих исполнителей на электронных музыкальных инструментах), Кларини XXI века и т. д. С 2020 года к ПЦОС был подключён проект дистанционных конкурсов и олимпиад «ConMoto», Республика Беларусь, г. Гродно (https://con-moto-concurs.by/). Здесь же располагается информация о конкурсах и олимпиадах с использованием мобильных технологий в музыкальном образовании - «Музыкальный марафон». К«Трибуне педагога-музыканта» подключены и внешние ресурсы, например, личный блог автора диссертационного исследования «Музыка в облаке» (см. QR-код 1)19, а также одноименная группа в социальной сети ВКонтакте (см. QR-код 2)20. На данных ресурсах публикуются авторские 19 a^ QR-код 2 - ссылка на ресурс «Музыка в облаке» (https://musicainnube.com/). 20 ища: QR-код 3 - ссылка на социальную группу ВКонтакте «Музыка в облаке» (https://vk.com/musicainnube). 295 методические и дидактические разработки, видео обзоры вариантов применения мобильных технологий в музыкальном образовании и творчестве. К этим ресурсам активно подключаются преподаватели музыкальных дисциплин из разных регионов РФ, которые также становятся авторами статей и публикаций, видео обзоров, делятся информацией о конкурсах, олимпиадах и конференциях и т. д. Характерно, что слушатели программ повышения квалификации с использованием мобильных технологий становятся активными участниками и разработчиками самой персонифицированной цифровой образовательной среды, добавляют свои материалы, создают собственную цифровую образовательную среду, например сайт Л. В. Богдановой «Рука друга» (см. QR-код 3)21, проекты Л. Ю. Визиренко («Абсолютный слух» и др.), проект М. Шалагиной, Т. В. Черничкиной и т. д. Таким образом, преподаватели, успешно прошедшие программы повышения квалификации с использованием мобильных технологий сами принимают роль тьюторов, помогая преподавателям, готовящимся пройти программы повышения квалификации с использованием мобильных технологий преодолеть разнообразные профессиональные трудности. Форум «Трибуна педагога-музыканта» открывает возможности для коммуникации преподавателей разных предметных направленностей и творческих интересов. Чаты, в которых находятся слушатели программ повышения квалификации с использованием мобильных технологий, также становятся продолжением персонифицированной цифровой образовательной среды, так как по окончании обучения преподаватели продолжают в них обсуждение, добавляют к чатам коллег, в том числе из других стран (Беларусь, Германия, Греция, Казахстан, Кипр, Нидерланды, Франция). Представленные материалы в ПЦОС и проведённое нами исследование показывают, что ПЦОС является инструментом для активного и непрерывного включения преподавателей музыкальных дисциплин в повышение квалификации с использованием мобильных технологий, актуализируя эффективность личностно-профессионально развития, раскрывая новые 21«QR-код 4 - ссылка на сайт Л. В. Богдановой «Рука друга» https://rukadrugadmsh37.wordpress.com/ возможности к саморазвитию, самоактуализации, а также расширяя сферу коммуникации и взаимодействия преподавателей в ПЦОС.

Гончарова М. С. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. 2023;:291-297.
Цитирование

Список литературы

Документы