Глава книги
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
На сегодняшний день существует большое количество цифровых образовательных сред, тем не менее, для организации непрерывного повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин с помощью мобильных технологий необходимо конкретизировать и актуализировать цифровую образовательную среду, для организации персонифицированного повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин и их эффективного личностно-профессионального развития. Поэтому персонифицированная цифровая образовательная среда (далее - ПЦОС) преподавателей музыкальных дисциплин должна соответствовать целям и задачам повышения квалификации с использованием мобильных технологий. ПЦОС позволяет создать особые условия для каждого преподавателя музыкальных дисциплин с учётом их разнонаправленной творческой и педагогической деятельности, благодаря чему они могут самостоятельно и осознанно определять, а также актуализировать свои личностные стремления, задачи и желания, выявлять способности к выполнению педагогической и творческой деятельности с помощью мобильных технологий, а также профессиональные потребности к повышению квалификации преподавателей музыкальных дисциплин.Помимо этого, персонификация как процесс обучения в цифровой образовательной среде является инструментом освоения исторически сложившихся традиций российской музыкальной культуры и музыкального образования. Самоорганизующаяся ПЦОС включает в себя формальное, неформальное и информальное обучение. При этом неформальное обучение будет дополнительным ресурсом трансляции содержания формального обучения, определяя его значимость. Это способствует формированию осознанной готовности преподавателей музыкальных дисциплин к повышению квалификации с использованием мобильных и музыкально-компьютерных технологий [2], а также с опорой на возможности компьютерного музыкального творчества [3]. 291 Адаптивность содержания ПЦОС к особенностям преподавателей музыкальных дисциплин позволяет включать в среду не только преподавателей детских музыкальных школ, но и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей музыкальных дисциплин средних и высших учебных заведений, а также педагогов из смежных творческих и музыкальных направлений, что существенно расширяет профессиональную коммуникацию и взаимодействие, а также обмен опытом. Опора ни принципы мобильного обучения позволяет преподавателям выстраивать своё обучение и самообразование на основе ранее полученных знаний, которые являются основным источником строящейся реальности образовательного пространства. Благодаря мобильным технологиям обучение в ПЦОС основывается на активных и проблемных методах обучения, позволяющих оценивать достижения обучения и возможности создания нового опыта в педагогической практике и творчестве. На сегодняшний день в российском образовании формирование и развитие цифровой образовательной среды подкреплено большим перечнем нормативно-правовых документов и вопросами проектирования цифровой образовательной среды занимаются многие учёные. ПЦОС является открытой совокупностью информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса повышения квалификации. С одной сторона ПЦОС является средством обучения, которое основано на системном применении мобильных, а также цифровых технологий и ресурсов, обеспечивающих всеобъемлющее освоение программ повышения квалификации в любом месте и в любое время. С другой стороны, она является средой новых форм и способов взаимодействия, что качественно персонифицирует процесс повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин. ПЦОС должна отвечать требованиям современного цифрового общества - создавать условия широкого выбора образовательных запросов, с учётом интересов и предметной направленностью преподавателей музыкальных дисциплин, осуществляющих свою деятельность на разных ступенях обучения (дошкольное музыкальное развитие, общеобразовательные школы, детские музыкальные школы, колледжи, вузы и т. д.), а также организация постоянного и непрерывного обмена педагогическим 292 и методическим опытом, в том числе с применением мобильных технологий в образовательном процессе. Таким образом, задачами ПЦОС является: - формирование готовности преподавателей музыкальных дисциплин к использованию мобильных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации; - преодоление профессиональных затруднений на пути к личностно-профессиональному развитию, самоактуализации и самоопределению которые связаны с потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии и т. д.; - обеспечение теоретического и практического овладения мобильными устройствами, а также их дальнейшего включения в педагогическую, творческую деятельность и самообразование; - успешное ориентирование в ПЦОС и возможность создания собственной цифровой образовательной среды с использованием мобильных технологий; - организация коммуникации и взаимодействия между субъектами и объектами среды. При построении ПЦОС необходимо опираться на основные принципы её организации: единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность и полезность. Открытость, единство, а также доступность ПЦОС преподавателей музыкальных дисциплин позволяет использовать разные системы в своём составе, а также заменять их или добавлять в зависимости от смены внешних условий и, соответственно, смены целей и задач обучения, что обеспечивает динамичное развитие среды. Таким образом, у преподавателей музыкальных дисциплин есть возможность не только подключиться к существующей персонифицированной цифровой образовательной среде, но также участвовать в её конструировании и развитии, наполняя актуальным содержанием, в зависимости от разной и специфической профессиональной деятельности. В основе спроектированной нами ПЦОС преподавателей музыкальных дисциплин находятся следующие компоненты: - технологический (мобильные устройства и технологии; облачные технологии и ресурсы); - информационный (цифровые образовательные среды; цифровые образовательные ресурсы; комплекс информационной, методической 293 и дидактической поддержки; педагогические технологии; методы мобильного обучения и т. д.); - коммуникативный (коммуникация, сотрудничество и взаимодействие преподавателей музыкальных дисциплин); - организационный (тьюторская поддержка, индивидуальное и групповое сопровождение, комплекс организационных условий и психолого-педагогической поддержки). Необходимость разработки персонифицированной цифровой образовательной среды преподавателей музыкальных дисциплин («Трибуна педагога-музыканта») была озвучена Ю. Н. Рагсом ещё в 2004 году на конференции «Современное музыкальное образование» в РГПУ им. А. И. Герцена. В 2014 году при участии автора был создан ресурс «Трибуна педагога-музыканта» [1], располагающийся на сайте РГПУ им. А. И. Герцена. Именно данный ресурс является основой информационного компонента ПЦОС преподавателей музыкальных дисциплин. В 2016 году нами было создано мобильное приложение «Трибуна педагога-музыканта», благодаря чему поддерживается быстрое взаимодействие с ПЦОС в любое время и в любом месте. На ресурсе «Трибуна педагога-музыканта» организовано несколько разделов: дополнительное образование, методические материалы, публикации, мастер-классы, конкурсы, конференции, форум, чаты и т. д. Также к ПЦОС подключены внешние цифровые образовательные среды и ресурсы. Так, для организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки в разделе «Дополнительное образование» расположены материалы программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, благодаря чему возможно проводить программы с дистанционной поддержкой, в том числе благодаря онлайн-платформе GoogleClassroom. У преподавателей есть возможность выполнять задания с обратной связью преподавателя или тьютора, а также участников курса. Благодаря ПЦОС у преподавателей музыкальных дисциплин есть возможность изучать материалы программ повышения квалификации самостоятельно. Так, нами был организован онлайн-марафон «Дистанционные технологии в музыкальном образовании», в котором принимало участие более 70 преподавателей музыкальных дисциплин из разных регионов РФ. Цель 294 марафона - знакомство преподавателей с возможностями мобильных технологий в процессе повышения квалификации, педагогической и творческой деятельности, а также самообразовании. Преподавателям необходимо выполнять задания (творческого или методического характера) и размещать их на ресурсе «Музыка в облаке». Дополнительной поддержкой марафона является чат марафона на платформе Telegram «Музыка в облаке». Размещённые мастер-классы преподавателей, прошедших обучение по программам квалификации, а также сотрудников учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», дополняют контент ПЦОС. В разделе «Методические материалы» содержится большое количество учебных материалов слушателей программ повышения квалификации, а также сотрудников лаборатории. Раздел «Конкурсы» позволяет актуализировать ПЦОС, так как размещённые здесь конкурсы, информация и достижения участников имеют важное творческое и образовательное значение для учащихся и преподавателей из разных регионов РФ, расширяя возможности коммуникации участников среды. В ПЦОС находится информация о проекте «DEMO» (конкурс электроакустической музыки для детей и подростков), «Цифровые горизонты» (конкурс применения электронных музыкальных инструментов) и «Крошка ЭМИ» (фестиваль начинающих исполнителей на электронных музыкальных инструментах), Кларини XXI века и т. д. С 2020 года к ПЦОС был подключён проект дистанционных конкурсов и олимпиад «ConMoto», Республика Беларусь, г. Гродно (https://con-moto-concurs.by/). Здесь же располагается информация о конкурсах и олимпиадах с использованием мобильных технологий в музыкальном образовании - «Музыкальный марафон». К«Трибуне педагога-музыканта» подключены и внешние ресурсы, например, личный блог автора диссертационного исследования «Музыка в облаке» (см. QR-код 1)19, а также одноименная группа в социальной сети ВКонтакте (см. QR-код 2)20. На данных ресурсах публикуются авторские 19 a^ QR-код 2 - ссылка на ресурс «Музыка в облаке» (https://musicainnube.com/). 20 ища: QR-код 3 - ссылка на социальную группу ВКонтакте «Музыка в облаке» (https://vk.com/musicainnube). 295 методические и дидактические разработки, видео обзоры вариантов применения мобильных технологий в музыкальном образовании и творчестве. К этим ресурсам активно подключаются преподаватели музыкальных дисциплин из разных регионов РФ, которые также становятся авторами статей и публикаций, видео обзоров, делятся информацией о конкурсах, олимпиадах и конференциях и т. д. Характерно, что слушатели программ повышения квалификации с использованием мобильных технологий становятся активными участниками и разработчиками самой персонифицированной цифровой образовательной среды, добавляют свои материалы, создают собственную цифровую образовательную среду, например сайт Л. В. Богдановой «Рука друга» (см. QR-код 3)21, проекты Л. Ю. Визиренко («Абсолютный слух» и др.), проект М. Шалагиной, Т. В. Черничкиной и т. д. Таким образом, преподаватели, успешно прошедшие программы повышения квалификации с использованием мобильных технологий сами принимают роль тьюторов, помогая преподавателям, готовящимся пройти программы повышения квалификации с использованием мобильных технологий преодолеть разнообразные профессиональные трудности. Форум «Трибуна педагога-музыканта» открывает возможности для коммуникации преподавателей разных предметных направленностей и творческих интересов. Чаты, в которых находятся слушатели программ повышения квалификации с использованием мобильных технологий, также становятся продолжением персонифицированной цифровой образовательной среды, так как по окончании обучения преподаватели продолжают в них обсуждение, добавляют к чатам коллег, в том числе из других стран (Беларусь, Германия, Греция, Казахстан, Кипр, Нидерланды, Франция). Представленные материалы в ПЦОС и проведённое нами исследование показывают, что ПЦОС является инструментом для активного и непрерывного включения преподавателей музыкальных дисциплин в повышение квалификации с использованием мобильных технологий, актуализируя эффективность личностно-профессионально развития, раскрывая новые 21«QR-код 4 - ссылка на сайт Л. В. Богдановой «Рука друга» https://rukadrugadmsh37.wordpress.com/ возможности к саморазвитию, самоактуализации, а также расширяя сферу коммуникации и взаимодействия преподавателей в ПЦОС.