Представлены первые теоретические результаты изучения проблемы развития исследовательских умений учащихся, полученные временным научным коллективом, созданным в НИИ общего образования в РГПУ им. А. И. Герцена. Концептуальной основой исследования является метаметодический подход, состоящий в интеграции предметного содержания и методов осуществления учебного исследования. Согласно этому подходу целесообразно создать и реализовать целостную стратегию организации исследовательской деятельности учащихся на основе соотнесения специфики этапов и методов, используемых в различных предметных областях, с общностью структуры исследовательского процесса. Выделены следующие группы умений, необходимых для осуществления учащимися исследований на широком предметном содержании: общие и специальные мыслительные исследовательские умения, инструментальные умения, базовые предметные умения.
1. Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924.
2. Гуревич С. А. В лаборатории ученика. М., 1979.
3. Иванкова Н. В. Исследовательский метод в обучении. Ростов-на/Д., 1969.
4. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М., 1969.
5. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.
6. Формирование познавательной самостоятельности в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1975.
7. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981.
8. Бойцов М. И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении. М., 1975.
9. Качалко В. Б. Обучение поисковой деятельности учащихся по математике в начальной школе. М., 1972.
10. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М., 1982.
11. Гриценко В. И. Система заданий для обучения школьников выдвижению и экспериментальной проверке гипотез при изучении курса физики средней школы: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2001.
12. Железнякова Ю. В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2001.
13. Кодикова Е. С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2000.
14. Попова Р. И. Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при обучении биологии: Автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2000.
15. Раджабов Т. Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1998.