Рассматривается проблема усвоения детьми личных местоимений и терминов родства. Не только личные местоимения, но и термины родства трактуются как дейктические элементы. Предлагается новый подход к дейксису, предполагающий маркирование не только его ядра, но и периферии, причем к дейктическим элементам относятся не только те лексемы, в семантической структуре которых дейктическая сема является единственной ядерной, но и такие, у которых эта сема имеется и является ядерной - при возможном наличии и других сем, не только периферийных, но и ядерных. Общность личных местоимений и терминов родства как языковых знаков (и те, и другие эгоцентричны, релятивны, зависят от ситуации, обозначают роли, причем роли сменяемые и зависящие от точки отсчета), а также сходство их усвоения детьми (при усвоении и личных местоимений, и терминов родства вначале дети воспринимают их как «ярлыки», затем проходят стадию эгоцентризма в их восприятии и лишь затем приходят к их адекватному пониманию) предопределяет целесообразность совместного исследования этих двух групп лексем. Усвоение личных местоимений русскими детьми сравнивается с усвоением личных местоимений англоязычными детьми, а усвоение русскими детьми семантики терминов родства - с усвоением семантики терминов родства детьми англоязычными, исландскими и датскими, что позволяет выявить как межъязыковые универсалии, так и идиоэтнические особенности в онтогенезе персонального дейксиса.
Доброва Г. Эволюция личных местоимений и терминов родства в онтогенезе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003;(5):115-125.
1. Цейтлин С. Н. Некоторые размышления по поводу онтолингвистики и не только ее//Языковая категоризация (части речи, словообразование, теория номинации): материалы круглого. -М., 1997. -С. 87-89.
2. Касевич В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила//Язык и речевая деятельность. 1998. Т. 1. С. 31.
3. Виноградов В. А. Дейксис//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 128.
4. Маловицкий Л. Я. Номинативное и деиктическое значение//Языковые значения. Л., 1976. С. 81-92.
5. Chiat S. Context-specificity and generalization in the acquisition of Pronominal Distinctions//Journal of Child Language. 1981. vol. 8. № 1. P. 75-91
6. Chiat S. Personal pronouns//Fletcher P., Garman M. (Eds.). Language Acquisition (Studies in First Language Development). Cambridge, 1986. P. 339-355
7. Доброва Г. Р. Усвоение детьми личных местоимений: онтогенез персонального дейксиса//Речь ребенка: ранние этапы. СПб., 2000. С. 115-146.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 151.
9. Ragnarsdottir H. Children's acquisition of Kinship Concepts. The role of language and of cognitive development//Sixth International Congress for the study of Child Language. Trieste: Mosetti, 1993. P. 105
10. Ragnarsdottir H. The acquisition of Kinship Concepts. A cross-linguistic study//P. Broeder & J. M. J. Murre (eds.) Language and thought in development: Cross-linguistic studies. Tubingen, Gunter Narr Verlag, 1996.
11. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
12. N. Me, my and name: Children's Early Systematization of Form Meaning and functions in Talk About the self//Papers and reports on Child Language Development. Stanford. 1985. № 24. P. 30-38
13. Budwig N. The Linguistic Marking of agentivity and control in Child Language//Journal of Child Language. 1989. vol. 16. P. 263-284
14. Budwig N. A Functional Approach to the acquisition of Personal Pronouns//Conti-Ramsden G., Snow C. (Eds.). Children's language. vol. 7. Hillesdale. N. J., 1990a. P. 121-143
15. Budwig N. The Linguistic Marking of non-prototypical agency: an exploration into children's use of passives//Linguistics, 28, 1990b. P. 1221-1252
16. Budwig N. A developmental-functionalist approach to Child Language. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1995.
17. Charney R. Speech roles and the development of Personal Pronouns//Journal of Child Language. 1980. vol. 7. № 3. P. 509-528.
18. Chiat S. Context-specificity and generalization in the acquisition of pronominal distinctions//Journal of Child Language. 1981. vol. 8. № 1. P. 75-91
19. Chiat S. Personal pronouns//Fletcher P., Garman M. (Eds.). Language Acquisition (Studies in First Language Development). Cambridge, 1986. P. 339-355.
20. Loveland K. A. Learning about points of View: Spatial Perspective and the acquisition of 'I/you'//Journal of child language. 1984. vol. 11. № 3. P. 535-556.
21. Haviland S. E., Clark E. V. `This Man's Father is My Father's Son': a study of the acquisition of English Kin Terms//Clark E. V. The onthogenesis of meaning. Weisbaden: Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1979. P. 225-252.
22. Ragnarsdottir H. Children's acquisition of Kinship Concepts. The role of language and of Cognitive Development//Sixth International Congress for the study of Child Language. Trieste: Mosetti, 1993. P. 105
23. Ragnarsdottir H. The acquisition of Kinship Concepts. A cross-linguistic study//P. Broeder & J. M. J. Murre (eds.) Language and thought in development: Cross-linguistic studies. Tubingen, Gunter Narr Verlag, 1996.