Статья

Из истории иконописания в России Нового и Новейшего времени: век XVII - век XX

Т. Арцыбашева
2004

В XVIII веке православные иконы канонического письма уже не соответствовали ни национальному эстетическому идеалу, ни распространившемуся официальному представлению о красоте. Икону, с одной стороны, вытесняет религиозная живопись, с другой - ремесленное и коммерческое народное «иконописание» крестьянских промыслов (Мстера, Федоскино, Холуй, Палех, Борисовка), в конечном итоге разрушившие весь строй иконы. Для Николаевской эпохи характерно некоторое пробуждение научного интереса к православию и оживление в образованных кругах любопытства к истории церкви и российским древностям. Многое из того, что прямо откликалось тогда на церковно-религиозные потребности общества, значительным художественным качеством не обладало, и наметившееся в конце XIX столетия религиозное возрождение заставило творческую интеллигенцию обратиться к поискам духовного Образа, адекватного мироощущению эпохи. Многочисленные археологические и искусствоведческие экспедиции в признанные центры древнерусской архитектуры и искусства, кропотливое исследование церковных древностей приводят на рубеже XIX-XX веков к открытию древнерусской иконы. Происходит второе ее рождение.

Арцыбашева Т. Из истории иконописания в России Нового и Новейшего времени: век XVII - век XX. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004;(7):220-225.
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник