Глава книги

Мотивация старшеклассников как ключ к выбору оптимальных методов, тем и приёмов для занятий РКИ (на примере учеников старших национальных классов Кунградского района Республики Каракалпакстан)

А. В. Юрьева, М. В. Ягодкина, А. П. Иванова
2023

Успешность изучения иностранного языка определяется не только грамотной организацией учебного процесса и качеством методических разработок, но и мотивацией обучающихся. При отсутствии этого компонента все усилия преподавателя, даже применяющего самые современные педагогические технологии, не приведут к ожидаемому результату. В настоящее время стратегической целью обучения русскому языку как иностранному (далее - РКИ) провозглашается «формирование вторичной языковой личности, в полной мере владеющей коммуникативной компетенцией как способностью решать коммуникативные задачи языковыми средствами на достаточно высоком уровне» [Щукин, 2012, с. 109]. Формирование вторичной языковой личности - процесс длительный и сложный, не дающий быстрого результата. В связи с этим, мотивация, понимаемая нами как «совокупность различных побудителей, психологических моментов, которыми определяется поведение человека» [Зимняя, 1991, с. 15], имеет ключевое значение. Для понимания структуры мотивации современных учеников национальных классов (т. е. классов, обучение в которых осуществляется на узбекском, казахском или каракалпакском языках), была разработана анкета, включающая 15 вопросов: 1. Хотите ли вы поступить в российский ВУЗ или колледж/техникум? В какой? 2. Хотели бы вы получить сертификат об уровне владения русским языком (ТРКИ)? Какого уровня? 3. Вы смотрите фильмы/сериалы/мультфильмы на русском языке или с русскими субтитрами? Какие? 4. Вы слушаете музыкальных исполнителей на русском языке? Каких? 5. Вы играете в видеоигры на русском языке? В какие? 6. Вы смотрите русскоговорящих блогеров/стримеров? Каких? 7. Читаете ли вы книги на русском языке? Какие? 8. Хотите ли вы построить карьеру в российских компаниях? В каких? 9. Почему вы изучаете русский язык? 10. Вы говорите на русском языке дома? 11. Вы говорите на русском языке с друзьями вне школы и на переменах? 12. У вас есть друзья из России/Республики Беларусь/других русскоязычных регионов мира, с которыми вы общаетесь на русском языке? 13. Вы смотрите русскоязычный стендап/другие юмористические программы? Какие? 14. Как знание русского языка может помочь в жизни? 15. Вам нравится изучать русский язык? Канадские психологи Р. Гарднер и У. Ламберт [Gardner, Lambert, 1972, с. 47-50] выделяют два вида мотивации обучения иностранным языкам: инструментальную и интегративную. Инструментальная мотивация является практической: язык рассматривается как инструмент для достижения образовательных и карьерных целей. Этому типу мотивации посвящены вопросы № 1, 2, 8. Интегративная мотивация, в свою очередь, связана со стремлением обучаемого стать частью иноязычной культуры, свободно общаться с носителями языка. С целью определить возможные интегративные мотивы в анкету включены вопросы № 3-7, № 10-13, № 15. Вопросы № 9 и № 14 имеют синтетический характер и включены в анкету для понимания возможных дополнительных мотивов. Было опрошено 185 учеников 9-11 национальных классов, 14 учеников 9-10 русских классов, обучающихся в школах Кунградского района Республики Каракалпакстан. В случае непонимания вопроса учащимся предлагался перевод на родной или английский язык. Также предложена опция заполнения анкеты на английском языке, которой, однако, воспользовались единицы. На первый вопрос - о желании получать образования в российских учебных заведениях - утвердительно ответили 40% (74 человека) учеников национальных классов. Самым востребованным учебным заведением среди старшеклассников оказался филиал РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина в г. Ташкенте. Популярностью среди школьников, планирующих обучаться на русском языке, пользуются педагогическое, политехническое и психологическое направления. Сертификат, подтверждающий уровень владения русским языком, хотели бы иметь 60% опрошенных (111 человек). Самый востребованный уровень - ТРКИ-2 (В2). На вопрос о просмотре фильмов и мультипликации на русском языке положительно ответили 80% учеников (148 человек). При этом почти половина из них (44,8% т. е. 83 человека) отметили, что смотрят не российские или советские произведения на русском языке, а иностранные в русском дубляже или с русскими субтитрами: турецкие сериалы, корейские дорамы, японское аниме, американские фильмы и мультсериалы. Самыми популярными русскоязычными произведениями оказались мультфильмы «Маша и медведь», «Ну, погоди!», «Винни Пух», «Простоквашино». На четвёртый вопрос анкеты - о прослушивании российских музыкальных исполнителей - отрицательно ответили всего 12,9% респондентов (24 человека). Среди самых известных старшеклассникам русскоязычных исполнителей оказались: Юрий Шатунов, MiyaGi, Мот, JONY, Endspiel, Дима Билан, Клава Кока, Bakr, Инстасамка Хабиб, Милана Хаметова. Заинтересованность индустрией компьютерных игр и киберспортом на русском языке выразили 29,7% опрошенных (55 человек). Ещё 17,2% (32 человека) отметили, что вообще не играют в видеоигры и не интересуются данной темой. 44,3% респондентов (82 человека) заявили о своей заинтересованности в русскоязычных блогерах и стримерах (людях, проводящих интернет-трансляции в режиме реального времени). Самыми популярными оказались Карина и Валя Карнавал. Чтение литературы на русском языке интересует 36,7% школьников (68 человек). При этом старшеклассники указали, что русский язык служит для них не только проводником в мир произведений А. С. Пушкина, А. П. Чехова и народных сказок, но и помогает осваивать литературу по саморазвитию и психологии. Желающих строить карьеру в российских компаниях оказалось столько же, сколько и любителей русскоязычной литературы: 36,7% (68 человек). При этом только 4 человека смогли написать названия компаний, в которых они бы хотели работать: «Лукойл», «X5 Group», «Сургутнефтегаз». На вопрос «почему вы изучаете русский язык?» 21% старшеклассников (38 человек) затруднились с ответом. Только 22,3% респондентов (41 человек) заявили об инструментальном характере своей мотивации, обосновывая желание изучать русский язык образовательными или карьерными целями. Большинство опрошенных (57,2%, что составило 106 человек) описали свою мотивацию как интегративную («нравится язык», «красивый язык», «много людей говорит на русском»). О неиспользовании русского языка дома сообщили 55,1% (102 человека) школьников. Время от времени русский язык используют в семьях у 28,1% (52 человека) опрошенных. Ещё 16,8% (31 человек) сообщили о том, что в их семьях стараются использовать русский язык для повседневного общения. В общении с друзьями и одноклассниками русский язык используют 44,9% (83 человека). О наличии русскоязычных друзей сообщили 24,3% (45 человек). Причём в числе этих друзей названы не только выходцы из России и других русскоговорящих регионов мира, но и ученики русских классов местных школ, а также друзья из столицы - Ташкента - и соседнего Казахстана. Заинтересованность в русскоязычных юмористических программах отмечена у 16,8% (31 человек) школьников. Любимыми программами названы STAND UP, Comedy Club и Comedy Woman. На вопрос о том, как русский язык может помочь в жизни, затруднились ответить 44,9% (83 человека) школьников. 28,1% (52 человека) отразили в анкетах инструментальные мотивы («для учёбы и работы»), а 27% (50 человек) указали интегративные мотивы («нравится», «многие говорят», «это важно», «язык популярный»). Только 9,1% (17 человек) затруднились ответить на вопрос о том, нравится ли им изучать русский язык. Абсолютное большинство опрошенных ответило на этот вопрос положительно, причём 16,8% (31 человек) школьников отметили, что изучение русского языка является для них хобби. Интегративная и инструментальная мотивация сосуществуют одновременно, дополняя друг друга - они не противоположны, но дополняют друг друга, проявляясь одновременно. Полученные входе опроса данные показывают, что у школьников присутствуют как инструментальные (получение сертификата ТРКИ - 60%; образование - 40%; карьера - 36,7%), так и интегративные мотивы (прослушивание музыки - 87,1%, просмотр фильмов - 80%, общение с друзьями - 44,9%, общение с семьёй - 44,9%, блогосфера - 44,3%, литература - 36,7%, видеоигры - 29,7%, юмор - 16,8%). Необходимо помнить о том, что в процессе изучения языка и погружения в культуру также могут возникать новые отношения и мотивы [Базель 2006, стр.№56]. Задача учителя - помочь этим новым отношениям родиться и окрепнуть. Как мы видим из данных опроса, база для построения мотивации у старшеклассников присутствует, однако часто они высказывают сожаление о том, что мало знают о русской культуре и современных российских реалиях: российских компаниях и учебных заведениях, возможности сдать международный экзамен по РКИ и пр. Кроме того, входе опроса выяснилось, что русская классическая литература, - возможно, в силу своей лингвокультурологической сложности для чтения в национальных классах - не является для изучающих язык старшеклассников ведущей сферой культуры, вызывающей интерес, уступая современной музыке, фильмам и мультипликации. Важными для практикующего преподавателя выводами можно считать следующие. Первый вывод. Необходимо информировать учеников о тех перспективах, которые открывает перед ними овладение русским языком. Во время проведения анкетирования возможность сдачи международного экзамена по РКИ стала открытием для 80% учеников (148 человек). Из 68 человек, желающих построить карьеру в российских компаниях только 4 человека смогли вспомнить их названия. Далеко не все старшеклассники смогли назвать имена русских писателей, несмотря на существование списка произведений на русском языке, рекомендованных для внеклассного чтения. Второй вывод. Необходимо включать в процесс обучения русскому языку коммуникативно- и культурнозначимый для обучающихся материал. При этом нужно обращать внимание на специфику современной молодёжной культуры: выбранные видео-, аудио и текстовые фрагменты не должны содержать ненормативной или вульгарной лексики, быть откровенными или противоречить этическим и эстетическим принципам. Для выбора фрагмента можно использовать видео- и аудиоредакторы, позволяющие оставлять только нужный материал, вырезая все, что не соответствует целям урока и может увеличить временные затраты. При этом не менее важно давать учащимся чёткую установку: мы сейчас смотрим или слушаем данный фрагмент не с целью весело провести время, но пытаясь понять информацию, изложенную в представляемом материале, определить содержание и цель высказывания. Сам по себе фрагмент текста, относящегося к современной молодёжной культуре, не является учебным материалом. Интегрировать его в процесс обучения, сформулировать установку перед просмотром, прослушиванием или чтением - задача учителя. Могут быть использованы следующие типы заданий: 1. «Правда или ложь» - сформулировать утверждения к тексту. Учащиеся тренируют свою способность понимать и интерпретировать информацию. 2. Вставить пропущенного слово или часть слово - тренировка навыков аудирования, языковой догадки. 3. Ответы на вопросы - обучение более глубокому погружению в текст, умению выделять главное и второстепенное, обращая внимание на детали. Кроме того, знакомство с текстами современной культуры может стать средством для введения и семантизации новых лексических единиц в контексте. Третий вывод. Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что русский язык уже сейчас обслуживает их потребности, начиная от бытовых (состав и свойства многих продуктов в магазинах описаны только на русском языке), заканчивая культурными. Русский язык выступает посредником для входа в мир турецкой, корейской, японской культуры, культур стран запада, так как зачастую дубляж и субтитры на национальных языках оказываются недоступны, либо выходят с опозданием. Дополнительно опрошенная группа учеников русских классов указала на то, что увлечение видеоиграми и киберспортом в регионе ограничено как финансовым фактором (высокая стоимость компьютеров), так и тем, что материалы из этой сфере редко переводятся на национальные языки. В целом в мини-группе опрошенных из русских классов структура ответов отличалась от ответов национальных классов: было продемонстрировано более глубокое знание современной российской молодёжной культуры, названо больше имён музыкальных исполнителей, блогеров и стримеров. Однако проблема низкого уровня информированности об образовательных и карьерных перспективах, открываемых русским языком, остаётся актуальной и для этой группы. Только 6 человек выразили желание поступать в высшие учебные заведения Российской Федерации или в их филиалы в Республике Узбекистан. 9 учеников утвердительно ответили на вопрос о желании сдать экзамен на владение русским языком. Самый востребованный уровень здесь ожидаемо выше, чем в национальных классах - ТРКИ-3 (С1). Только 6 опрошенных ответили положительно на вопрос о чтении литературы на русском языке. Помимо А. С. Пушкина и А. П. Чехова любимым русскоязычным автором назван Ф. М. Достоевский. Однако в списке чтения оказалась и переводная литература - комиксы, манга, книги по психологии и саморазвитию. Таким образом, проведённый вопрос свидетельствует о наличии у старшеклассников определённых мотивов для изучения русского языка, которые находятся «в слепой зоне» для учителей, не знакомых с современной российской культурой. При высоком уровне заинтересованности среди школьников наблюдается низкий уровень информированности как о карьерных и образовательных возможностях, предлагаемым Российской Федерацией иностранным гражданам, владеющим русским языком, так и о традиционной культуре, воплощённой в произведениях русской классической литературы. Включение в урок методов и приемов формирования интереса к русскому языку как средству общения и к русской культуре, учитывая трудности русской грамматики и сокращение учебных часов, отводимых на изучение русского языка в национальных классах, является уже не желательным, а необходимым. Учитель - это не просто специалист по грамматике, а проводник в мир русского языка. Важно демонстрировать учащимся, что русский язык может быть как инструментом для достижения практических целей, так и помощником для включения в глобальные культурные и коммуникативные процессы.

Юрьева А. В., Ягодкина М. В., Иванова А. П. Мотивация старшеклассников как ключ к выбору оптимальных методов, тем и приёмов для занятий РКИ (на примере учеников старших национальных классов Кунградского района Республики Каракалпакстан). 2023;:335-341.
Цитирование

Список литературы

Документы