Предпринят анализ понятия «информационная культура» (ИК) и сделана попытка дать ответ на вопрос, каким образом ее формирование может осуществляться в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста образования. По мне-нию автора, ИК формируется как интегративное явление, состоящее из следующих компонентов: аудиовизуальная культура, логическая культура, семиотическая куль-тура, понятийно-терминологическая культура, коммуникационная культура, техноло-гическая культура, которые в своем единстве формируют ценностное отношение к информации вообще и к информационной подготовке специалиста образования в частности. Все компоненты ИК тесно взаимосвязаны. Анализ же их содержания приводит к выводу, что формирование информационной культуры студентов - задача не только дисциплин информационного цикла. В условиях информационного общества - это задача всех дисциплин и курсов, входящих в состав содержания профессиональной подготовки специалиста образования в современном вузе.
Шилова О. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004;(9):149-158.
1. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект): Уч. пособ. / Под ред. В. А. Извозчикова. СПб., 1997.
2. Голицын Г. А. Информация и творчество. М., 1997.
3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
4. Гришина И. В., Чекин И. А. Развитие информационной культуры руководителей школ в процессе курсового обучения. СПб., 2000.
5. Русова Н. Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала (на примере образовательной области «Филология»): Дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2000.
6. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
7. Акулова О. В., Писарева С. А. Как написать квалификационную работу по педагогике: Уч. пособ. СПб., 1999.
8. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001.
9. Педагогика: Уч. пособ. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
10. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993.
11. Большая советская энциклопедия. М., 1970-1977. Т. 23.
12. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций / Пер. с англ. СПб., 2000.
13. Харкевич А. А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. М., 1960. Вып. 4.
14. Кларин М. В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1988. № 1. С. 39.
15. Бочкина Н. В. Образовательные технологии: особенности развития и значение в подготовке педагога // Подготовка специалиста в области образования: Технологии образования. Вып. V. СПб., 1997. С. 9.
16. Титова Е. В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М., 1993.
17. Извозчиков В. А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения: Уч. пособ. СПб., 1991.
18. Современные проблемы методики преподавания (Методика как теория конкретно-предметной педагогики) / Сост. В. А. Извозчиков, А. В. Извозчиков, Н. Г. Левандовская, О. Н. Шилова. Л., 1988.
19. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
20. Богословский В. И., Шилова О. Н. Информационная культура - системообразующий фактор формирования среды учения и подготовки учителя физики // Тезисы докл. на Междунар. научно-метод. конфер. ФССО. Петрозаводск, 1995.