Глава книги

Организация тематических круглых столов как форма работы при обучении русскому языку как иностранному

Г. А. Литвиненко, Т. Г. Аркадьева, Т. С. Вологова
2023

Одной из актуальных проблем в преподавании русского языка как иностранного является слабое владение учащимися устной формой речи. Наблюдается скудность словаря, стереотипные, краткие, неполные фразы, речевые и орфоэпические ошибки. Социальная значимость темы заключается в том, что в процессе обучения устной монологической и диалогической речи, появляется возможность развития различных межличностных навыков, таких как лидерство, мотивация, умение решать проблемы и т. д. Интерес к проблеме низкого уровня владения устной речью обусловлен желанием преподавателей русского языка как иностранного, прибывших в Узбекистан из России, дать не только теоретические знания на более глубоком уровне, но и научить применять их практически. Проблеме развития навыков устной монологической и диалогической речи иностранного языка посвящено множество публикаций. В научной статье Радислава Петровича Мильруда, говорится о том, что «под влиянием языковых тестов на уроках широко распространилась практика выполнения языковых заданий в форме заполнения бланков различного типа, в то время как коммуникативная деятельность учащихся постепенно утратила статус своей значимости. Как следствие, на уроках заметно сократилось время говорения учащихся, в результате снизился уровень устных речевых умений, учителя стали все больше внимания и времени уделять языковому тренингу, подменяя речевую компетенцию тестовой» [Мильруд, 2015]. В качестве варианта решения данной проблемы Р. П. Мильруд предлагает возвращение устных интеллектуальных испытаний в программу итоговой аттестации школьников, что должно повысить значимость формирования у учащихся речевой компетенции. Внедрение языкового экзамена, по мнению автора, будет являться стимулом в обучении школьников иностранному языку. Недостатком данного метода является отсутствие ажиотажа при выборе экзамена по русскому языку среди учащихся школ Узбекистана. В своей статье «Развития устной речи обучающихся на уроках русского языка» авторы, Ваха Саманович Расумов и Линда Мухмад-Салаховна Аюбова, говорят о том, что использование текстов русской классической литературы на уроках русского языка позволит не только улучшить навыки устной речи у учащихся, но и обогатить словарный запас, избавить речь подростков от слов-паразитов [Расумов, Аюбова, 2021]. Использование данного приёма является затруднительным на уроках русского языка как иностранного, так как далеко не все тексты писателей классиков будут понятны ученикам, владеющим русским языком на уровнях А0-А1. Цель настоящей статьи предложить универсальный способ решения проблемы недостаточного уровня владения устной речью. Причина возникновения данной проблемы, на мой взгляд, заключается в недостаточном использовании русского языка во внеурочное время, что приводит к его изучению лишь на формальном и теоретическом уровне. В качестве одного из способов решения данной проблемы мною предлагается регулярная организация круглых столов на различные актуальные и межкультурные темы во внеурочное время для учащихся 5-11 классов. Обязательным участником и активным собеседником на данных мероприятиях должен быть носитель русского языка, чтобы в процессе общения с ним учащиеся перенимали опыт построения фраз, обогащали лексику и преодолевали неловкость и страх, иногда возникающие при общении с иностранцами. В качестве тем для обсуждения педагог может предложить следующие: «Какие увлечения детства помогут в выборе профессии?» «Что нужно знать, отправляясь путешествовать в другую страну?», «Могут ли дружить люди разных национальностей?» и т. д. Особенностью предлагаемой формы работы является то, что необходимые и очень значимые для развития речи навыки формируются не в назидательной, а скорее в развлекательной форме. Учащиеся постигают тонкости языка не заметным для себя образом. Помимо этого, участие в обсуждении темы в коллективе сверстников является одним из способов социализации личности. В своей книге А. В. Мудрик писал: «Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).» [Мудрик, 2011]. А в сборнике рассказов «Собственное мнение» Даниила Гранина мы можем проследить мысли автора о том, что иметь свою точку зрения не только важно, но и необходимо каждому современному человеку [Гранин, 1956]. А проведение круглых столов и немыслимо без формирования у участников индивидуальной позиции. Это очень актуально в современном мире подростков, который окутан сетями Интернета, зациклен на роликах ТикТока и т. д., в мире, где стало сложно не поддаться мнению большинства. Апробация данной формы работы показала, что учащиеся активно вступают в диалог с учителем - носителем языка и друг с другом, повторяют новые слова, строят фразы, учатся рассуждать вслух.

Литвиненко Г. А., Аркадьева Т. Г., Вологова Т. С. Организация тематических круглых столов как форма работы при обучении русскому языку как иностранному. 2023;:256-259.
Цитирование

Список литературы

Документы