RT - SR - Electronic T1 - Организация тематических круглых столов как форма работы при обучении русскому языку как иностранному SP - 2023-04-11 A1 - Литвиненко, Г. А. A1 - Аркадьева, Т. Г. A1 - Вологова, Т. С. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1007 AB - Одной из актуальных проблем в преподавании русского языка как иностранного является слабое владение учащимися устной формой речи. Наблюдается скудность словаря, стереотипные, краткие, неполные фразы, речевые и орфоэпические ошибки. Социальная значимость темы заключается в том, что в процессе обучения устной монологической и диалогической речи, появляется возможность развития различных межличностных навыков, таких как лидерство, мотивация, умение решать проблемы и т. д. Интерес к проблеме низкого уровня владения устной речью обусловлен желанием преподавателей русского языка как иностранного, прибывших в Узбекистан из России, дать не только теоретические знания на более глубоком уровне, но и научить применять их практически. Проблеме развития навыков устной монологической и диалогической речи иностранного языка посвящено множество публикаций. В научной статье Радислава Петровича Мильруда, говорится о том, что «под влиянием языковых тестов на уроках широко распространилась практика выполнения языковых заданий в форме заполнения бланков различного типа, в то время как коммуникативная деятельность учащихся постепенно утратила статус своей значимости. Как следствие, на уроках заметно сократилось время говорения учащихся, в результате снизился уровень устных речевых умений, учителя стали все больше внимания и времени уделять языковому тренингу, подменяя речевую компетенцию тестовой» [Мильруд, 2015]. В качестве варианта решения данной проблемы Р. П. Мильруд предлагает возвращение устных интеллектуальных испытаний в программу итоговой аттестации школьников, что должно повысить значимость формирования у учащихся речевой компетенции. Внедрение языкового экзамена, по мнению автора, будет являться стимулом в обучении школьников иностранному языку. Недостатком данного метода является отсутствие ажиотажа при выборе экзамена по русскому языку среди учащихся школ Узбекистана. В своей статье «Развития устной речи обучающихся на уроках русского языка» авторы, Ваха Саманович Расумов и Линда Мухмад-Салаховна Аюбова, говорят о том, что использование текстов русской классической литературы на уроках русского языка позволит не только улучшить навыки устной речи у учащихся, но и обогатить словарный запас, избавить речь подростков от слов-паразитов [Расумов, Аюбова, 2021]. Использование данного приёма является затруднительным на уроках русского языка как иностранного, так как далеко не все тексты писателей классиков будут понятны ученикам, владеющим русским языком на уровнях А0-А1. Цель настоящей статьи предложить универсальный способ решения проблемы недостаточного уровня владения устной речью. Причина возникновения данной проблемы, на мой взгляд, заключается в недостаточном использовании русского языка во внеурочное время, что приводит к его изучению лишь на формальном и теоретическом уровне. В качестве одного из способов решения данной проблемы мною предлагается регулярная организация круглых столов на различные актуальные и межкультурные темы во внеурочное время для учащихся 5-11 классов. Обязательным участником и активным собеседником на данных мероприятиях должен быть носитель русского языка, чтобы в процессе общения с ним учащиеся перенимали опыт построения фраз, обогащали лексику и преодолевали неловкость и страх, иногда возникающие при общении с иностранцами. В качестве тем для обсуждения педагог может предложить следующие: «Какие увлечения детства помогут в выборе профессии?» «Что нужно знать, отправляясь путешествовать в другую страну?», «Могут ли дружить люди разных национальностей?» и т. д. Особенностью предлагаемой формы работы является то, что необходимые и очень значимые для развития речи навыки формируются не в назидательной, а скорее в развлекательной форме. Учащиеся постигают тонкости языка не заметным для себя образом. Помимо этого, участие в обсуждении темы в коллективе сверстников является одним из способов социализации личности. В своей книге А. В. Мудрик писал: «Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).» [Мудрик, 2011]. А в сборнике рассказов «Собственное мнение» Даниила Гранина мы можем проследить мысли автора о том, что иметь свою точку зрения не только важно, но и необходимо каждому современному человеку [Гранин, 1956]. А проведение круглых столов и немыслимо без формирования у участников индивидуальной позиции. Это очень актуально в современном мире подростков, который окутан сетями Интернета, зациклен на роликах ТикТока и т. д., в мире, где стало сложно не поддаться мнению большинства. Апробация данной формы работы показала, что учащиеся активно вступают в диалог с учителем - носителем языка и друг с другом, повторяют новые слова, строят фразы, учатся рассуждать вслух.