Статья
О педагогике восприятия духовной музыки
На основе проведенных исследований определены некоторые закономерности восприятия духовной музыки респондентами, отмечена значимость восприятия и необходимость разработки комплекса специальных педагогических методов его развития и, прежде всего, применительно к восприятию духовной музыки, выявлена новая сфера музыкальной педагогики - педагогика восприятия. В статье сформулирована и оценена важность не рассматриваемых в других исследованиях компонентов восприятия духовной музыки, предложены педагогические методы развития восприятия.
1. Арановская И. В. Адекватность музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. 2004. № 1. С. 43-46.
2. Максимов В. Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
3. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993.
5. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. М., 2001.
6. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
8. Петрушин В. В. Музыкальная психология. М., 1997.
9. Рудь И. Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М., 1974.
10. Самсонидзе Л. С. О взаимоотношениях художественного слова и музыкально-интонационного мышления // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. Киев, 1988.
11. Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л., 1988.
12. Разумовский Д. В., прот. Богослужебное пение Православной Греко-Российской Церкви. М., 1886.
13. Вознесенский И. прот. О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви: Большой и малый знаменный распев. Рига, 1890.
14. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1990, Сергиев Посад, 1995.
15. Алеманов Д. Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осмогласия. М., 1900.
16. Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924.
17. Бражников М. Пути развития и расшифровки знаменного распева XII-XVIII веков. Л.; М., 1949.
18. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
19. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
20. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965.
21. Успенский Я. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968, 1971.
22. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1-2. Сергиев Посад, 1999.
23. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. … д-ра искусствовед. М., 1976; Музыка древней Руси // Искусство древней Руси. М., 1993.
24. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.
25. Левашев Е. М. Традиционные жанры певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825-1917. М., 1994.
26. Белоненко А. С. Из истории русской музыкальной текстологии // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам XII-XVIII веков). Л., 1983.
27. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989; серия «Русская духовная музыка в документах и материалах» (Сост.: М. П. Рахманова, А. А. Наумов, С. Г. Зверева. М., Изд. 1998-2003 гг.).
28. Зверева С. Г. Кастальский А. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999.
29. Олесова Н. Ю. Русская духовная музыка и ее восприятие современным слушателем". <http://www/saminfo.ru/~samds/Ioann/Texts/olesova_1.htm>
30. Исаева С. А. От восприятия музыки к музыкальному восприятию: историко-культурный контекст: Автореф. дис. … канд. культурологии. 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск, 2005. С. 7.
31. Максимов В. Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980. С. 56.
32. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
33. Дж. С. Брунер свою книгу «Психология познания» (М., 1977) начинает словами: «Восприятие предполагает категоризацию».
34. Максимов В. Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980, C. 67.
35. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975.
36. Бурлина Е. Я. Проблема музыкальных интересов советской молодежи: Автореф. дис. … канд. искусствовед. Л., 1978.
37. Дуков Е. В. Музыкальная пропаганда в СССР: состояние и перспективы. М., 1989.
38. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения // Вопросы социологии музыки: Сб. трудов. Вып. III / Ред. Е. В. Дуков. М., 1990.
39. Введение в социологию искусства: Учеб. пособ. / Е. В. Дуков, В. С. Жидков, Ю. В. Осокин и др. СПб., 2001.
40. Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика. Л., 1985.
41. Актуальные вопросы развития социологических исследований музыкальной жизни социалистического общества // Проблемы музыкальной культуры. Киев, 1989.
42. Молзинский В. В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. дис. … канд. искусствовед. Л., 1986.
43. Щирин Д. В. Об относительности понятий «столица-провинция» применительно к духовной музыке: Дни петербургской философии-2004 // Материалы круглого стола «Культура российской провинции: прошлое, настоящее, будущее». СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, 2005. С. 137-143.
44. Щирин Д. В. Православная духовная музыка и становление личности // Православие, молодежь и будущее России: Материалы молодежного международного конгресса. СПб., 2005. С. 356-358.