Глава книги
Развитие soft skills будущих педагогов на уроках информатики в цифровой среде колледжа
К будущему педагогу предъявляются новые требования, продиктованные стремительными изменениями в обществе, необходимостью выполнять различные профессиональные задачи. Качественное выполнение профессиональных задач в современных быстро меняющихся условиях предполагает наличие у выпускника педагогического колледжа не только профессиональных компетенций, но и soft skills. В своей статье, посвященной совершенствованию soft skills педагогических работников, А. А. Мальцева указывает на существующие противоречия между запросами общества, отраженными в нормативно-правовых документах, и реальными требованиями работодателей в образовательных учреждениях. Автор отмечает, что на личность педагогического работника, обладающего развитыми на высоком уровне soft skills, психологически давят ограничения выполняемых им действий в рамках hard skills [Мальцева, 2018]. Российские и зарубежные ученые М. Ватс и Р. К. Ватс, О. Крузе, Д. Клустер, К. Пегги, А. Черчес, А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова и др. в своих работах указывают на важность общих навыков в дополнение к профессиональным, а также необходимость развития критического мышления [Ивонина и др., 2017]. Мы разделяем позицию большинства авторов и считаем, что интерес к развитию soft skills во многом связан с неудовлетворенностью работодателей крупных компаний, в том числе образовательных учреждений, качеством современных выпускников колледжей и ВУЗов. Интерес к развитию soft skills также связан с желанием самих будущих педагогов самосовершенствоваться и быть конкурентоспособными на рынке труда, в своей профессиональной области деятельности и в любых жизненных обстоятельствах. Где же будущий выпускник - педагог может развить необходимые для жизни в современном обществе гибкие навыки? Считаем, что средой развития soft skills может служить цифровая образовательная среда учреждения и отдельных учебных дисциплин. Инструментами развития могут стать соответствующим образом продуманные учебные задачи. Целесообразно предлагать студентам выбор учебных задач, который позволит сделать обучение в цифровой среде личностно ориентированным и максимально полезным. В своей статье «Учебная задача в цифровой среде личностно ориентированного обучения» Т. Н. Носкова и Т. Б. Павлова предлагают способы разнообразить учебную деятельность: «Вариативные ситуации решения учебной задачи не только обогащают и разнообразят учебную деятельность, но и позволяют трансформировать процесс решения учебной задачи в соответствии с расширенным спектром целей, позволяют учесть интересы, запросы, предпочтения обучающихся в деятельностном ключе, раскрывают дополнительные возможности для гибкого сочетания внешних и внутренних мотивов учебной деятельности, проявления индивидуального отношения к учению» [Носкова и др., 2020]. Деятельность педагога предполагает наличие высокого уровня сформированности общих и профессиональных компетенций [Солоневичева, 2021]. В части их них заложены и гибкие навыки, наличие которых требуется во многих профессиях. Тем не менее, гибкие навыки в профессиональных стандартах отражены недостаточно широко. В педагогическом колледже Санкт-Петербурга было проведено исследование, направленное на развитие гибких навыков у будущих педагогов. В настоящее время в системе СПО активно развивается материально-техническая база, которая позволяет подготовить студентов к работе на современном оборудовании по выбранной профессии. Педагогические учреждения системы СПО оснащены недостаточно хорошо. В педагогических колледжах много морально устаревшей техники, есть дефицит современного оборудования, отсутствуют современные программы, необходимые будущему педагогу. Тем не менее, колледжи должны выпустить специалиста, способного работать в системе образования с тем оснащением, которое будет в конкретном образовательном учреждении. Следовательно, в рамках профессиональной подготовки необходимо сформировать методические подходы, которые позволят подготовить студента работать в любых условиях, с любыми программами, решать проблемы проведения учебных занятий с использованием оборудования и без него, коммуницировать с коллегами и родителями обучающихся с помощью различных сервисов и устройств, находить выходы в нестандартных ситуациях. Поэтому важно формировать не только hard, но и soft skills. Эти компетенции развиваются и в классической среде, но есть специфика их формирования в ЦОС. В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, который позволил оценить удовлетворенность материально-технической базой колледжа, удовлетворенность методическим и ресурсным обеспечением (доступность ресурсов, удобство работы с ресурсами, качество ресурсов). Эксперимент позволил выявить технические, ресурсные и образовательные потребности, наличие у будущих педагогов представлений о soft skills, а также наиболее востребованные студентами гибкие навыки. Выявлен уровень удовлетворенности методическим и ресурсным обеспечением (доступность ресурсов, удобство работы с ресурсами, качество ресурсов). Студенты, принявшие участие в опросе, в целом неплохо оценили уровень методического и ресурсного обеспечения. Тем не менее 29% респондентов сочли, что этот показатель находится на низком уровне. Выявлен уровень представлений о soft skills. Имеют высокий уровень представлений о soft skills только 13% студентов, 29% - имеют некоторые представления, 58% - имеют низкий уровень представлений о soft skills. В ходе констатирующего этапа эксперимента у студентов педагогического колледжа сформировалось первичное представление о гибких навыках. В результате анализа материалов нам удалось выявить наиболее востребованные студентами и работодателями soft skills. Ими являются креативность, устная и письменная коммуникация, работа в команде. Следовательно, необходимо разработать профиль обозначенных компетенций. Мы сочли необходимым включить более подробную информацию о гибких навыках в вариативную часть учебной дисциплины. Учитывая, что треть опрошенных студентов не удовлетворены уровнем методического и ресурсного обеспечения образовательного процесса в колледже, мы сделали вывод о необходимости обратить особое внимание на эти компоненты проектируемой ЦОС. Был разработан курс по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности». Основные задачи курса: ▪ создание оптимальных условий для освоения учебной дисциплины; ▪ взаимодействие всех участников образовательного процесса; ▪ подготовка студентов к использованию элементов цифровой образовательной среды колледжа в профессиональной деятельности в период практики, организованной на базе учреждений работодателей; ▪ развитие soft skills студентов педагогического колледжа; ▪ создание банка выполненных студентами работ. Представленный курс по сути является цифровой образовательной средой конкретной учебной дисциплины. На рисунке 1 представлена модель ЦОС учебной дисциплины «ЕН.02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности. Модель обновляемая и открытая, что обусловлено ее периодическим дополнением, появлением и сменой некоторых ресурсов, в том числе рекомендуемых органами управления образованием. Особенности разработанной среды состоят в следующем: ▪ выбор оптимального режима обучения; ▪ выбор индивидуальной траектории развития soft skills; ▪ активизация профессионального творчества студентов; ▪ комфортная психологическая обстановка; ▪ повышение мотивации; ▪ погружение в среду профессиональной деятельности. В цифровой образовательной среде созданы следующие условия: 1. Обучение студентов работе в цифровой среде учебной дисциплины на базе Moodle (видеоинструкции, чат, ответы на часто встречающиеся вопросы, тьюторское сопровождение). 2. Техническая и методическая поддержка (чат, видеоконференцсвязь, другие каналы связи). 3. Доступность учебного контента в режиме 24/7. 4. Обновление контента, расширение вариативной составляющей разделов и тем. 5. Включение в образовательной процесс, организованный в среде Moodle, кураторов групп, преподавателей других учебных дисциплин, руководителей практики. 6. Большой удельный вес практических работ, ориентированных на применение в профессиональной деятельности результатов обучения. 7. Вариативность формируемых soft skills у студентов в ЦОС колледжа. 8. Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута, в том числе с выбором степени сложности учебного материала. 9. Использование форм работы, способствующих формированию у студентов навыков самоорганизации, развитию креативного, творческого и критического мышления. 10. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания для создания здоровой конкурентной среды. Цифровая образовательная среда учебной дисциплины «ЕН.02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» предполагает в большей степени следующие виды коммуникационных связей: ▪ студент - студент; ▪ преподаватель - студент; ▪ преподаватель - группа студентов. Разработанная в период исследования цифровая образовательная среда учебной дисциплины существенно отличается от аналогов. Отличие обусловлено наличием специальных элементов курса, предназначенных для развития soft skills. Структура курса представлена на рисунке 2. Отдельным компонентом в каждой теме курса выделен блок вариативных заданий для развития soft skills. Студентам предлагается решить ту или иную педагогическую ситуацию, разработать конкретный продукт индивидуально или в группе. Большинство тем курса содержит пошаговые видеоинструкции по созданию продуктов: интерактивных викторин, кроссвордов, интерактивных плакатов и игр, буклетов, визиток, сайта педагога и т. п. Видеоинструкции размещаются на YouTube-канале. Представим профиль компетенций, формируемых в ЦОС учебной дисциплины «ЕН.02. Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» Компетенция - креативность Характеристика / способы формирования Умение человека творчески и инновационно мыслить, формулировать и воплощать новые идеи. Это способность человека находить оригинальные выходы в сложных ситуациях, умение использовать имеющиеся средства и ресурсы. В ЦОС учебной дисциплины «ЕН.02. Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» студентам предлагается выполнять вариативные задания (решение кейсов, выполнение проектов и заданий, направленных на развитие компетенции). Инструменты: программные продукты Microsoft, интернет-сервисы, Google-инструменты. Примеры заданий: ▪ интерактивный сканворд; ▪ интерактивная викторина; ▪ интерактивная выставка; ▪ сайт педагога; ▪ виртуальная выставка; ▪ разработка игры для интерактивного оборудования; ▪ разработка анкеты для участников образовательного процесса. Индикаторы компетенции: ▪ Подвергает сомнению и отклоняется от традиционных схем мышления. ▪ Генерирует необычные идеи. ▪ С готовностью принимает предлагаемые новые подходы. ▪ Смело берется за сложные задачи. ▪ Создаёт среду, которая поддерживает творческое мышление, любознательность и эксперименты. Создает уникальные авторские продукты на базе новых подходов. Чувствует себя уверенно в меняющихся обстоятельствах и при недостатке информации. Низкий уровень: студент способен работать по образцу и использовать предложенные преподавателем подходы к решению поставленных задач. Средний уровень: студент способен творчески решать поставленные задачи, но не может самостоятельно сформулировать тематику творческой проектной работы и/или полностью реализовать идею. Высокий уровень: студент способен творчески решать поставленные задачи, самостоятельно формулировать тематику творческих работ, выполнять проекты «под ключ» (от замысла до воплощения). Компетенция - Устная коммуникация Характеристика / способы формирования Умение человека при общении с отдельными людьми или группой уверенно и четко выражать свою позицию, выступать перед детской или взрослой аудиторией, завладевая вниманием слушателей. Умение в доступной форме и уважительной манере излагать свое мнение и доносить какую-либо информацию. В ЦОС учебной дисциплины «ЕН.02. Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» студентам предлагается выполнять вариативные задания (решение кейсов, выполнение проектов и заданий, направленных на развитие компетенции). Инструменты: программы видеоконференцсвязи (Zoom, Skype, WhatApp и др.), инструменты аудио и видеозаписи различных программ. Примеры заданий: ▪ групповое обсуждение проекта; ▪ представление проекта в аудитории; ▪ озвучивание презентаций и видеороликов; ▪ аудиозаписи для виртуальных выставок; ▪ разработка игр для дошкольников со звуковым сопровождением; ▪ взаимооценивание работ студентов с устным комментированием. Индикаторы компетенции ▪ Говорит ясно, четко, достаточно громко. ▪ Структурирует устное сообщение, понятно излагает информацию и свое мнение. ▪ Держится уверенно во время выступлений. ▪ Высказывается по существу, не отклоняется от основной темы выступления. Адаптирует стиль общения, язык, темп речи к аудитории. Выступает в увлекательной манере, овладевает вниманием слушателей и удерживает его. ▪ Использует понятные для слушателей наглядные материалы. Низкий уровень: студент способен осуществлять устную коммуникацию, но испытывает сложности при изложении своей точки зрения, допускает речевые ошибки; и/или перебивает собеседников, не учитывает особенности собеседников. Средний уровень: студент способен осуществлять устную коммуникацию, но испытывает сложности в адаптации стиля общения, языка и темпа речи к аудитории; и/или испытывает сложности в овладении вниманием собеседника. Высокий уровень: студент способен осуществлять устную коммуникацию, ясно излагает свою позицию, используя весь арсенал устной коммуникации. Компетенция - письменная коммуникация Характеристика / способы формирования Умение человека четко и структурировано формулировать свои мысли в письменной форме. В ЦОС учебной дисциплины «ЕН.02. Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» студентам предлагается выполнять вариативные задания (решение кейсов, выполнение проектов и заданий, направленных на развитие компетенции). Инструменты: чаты и форумы Moodle, мессенджеры, социальные сети, Google-сервисы совместной деятельности, программы видеоконференцсвязи (Zoom, Skype и др.) Примеры заданий: ▪ обсуждение проблемных вопросов в чате, форуме; ▪ групповое обсуждение проекта в чате, форуме; ▪ представление проекта в виде описания, статьи; ▪ реферат; ▪ озвучивание презентаций и видеороликов; ▪ взаимооценивание работ студентов с письменным комментированием. Индикаторы компетенции ▪ Пишет без грамматических и орфографических ошибок. ▪ Пишет простым и доступным языком, избегает неуместного жаргона. ▪ Использует разнообразный словарный запас. ▪ Логично структурирует письменные сообщения, излагает информацию лаконично. Готовит письменные сообщения удобные для адресата. Использует разные стили изложения с учетом уровня и должности адресатов. ▪ Завладевает вниманием читателя. Низкий уровень: студент способен осуществлять письменную коммуникацию, но испытывает сложности при изложении своей точки зрения, допускает речевые и иные ошибки в тексте; не может лаконично излагать информацию; и/или нарушает нормы этики общения в сетевом пространстве. Средний уровень: студент способен осуществлять письменную коммуникацию, но испытывает небольшие сложности при изложении своей точки зрения; не может лаконично излагать информацию. Высокий уровень: студент способен осуществлять качественную письменную коммуникацию, ясно излагает свою позицию, используя весь арсенал письменной коммуникации. Компетенция - работа в команде Характеристика / способы формирования Умение человека корректно взаимодействовать с другими людьми при работе над совместным выполнением проектов, развитием идей. В ЦОС учебной дисциплины «ЕН.02. Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» студентам предлагается выполнять вариативные задания (решение кейсов, выполнение проектов и заданий, направленных на развитие компетенции). Инструменты: программные продукты Microsoft, интернет-сервисы (Padlet, облачные сервисы), чаты и форумы Moodle, мессенджеры, социальные сети, Google-сервисы совместной деятельности, программы видеоконференцсвязи (Zoom, Skype и др.) Примеры заданий: ▪ интерактивная выставка; ▪ групповой проект; ▪ разработка игры для интерактивного оборудования; ▪ разработка совместной презентации; ▪ создание базы видеороликов для дошкольников; ▪ и др. Индикаторы компетенции ▪ Создает описание процессов и привлекает других к совместной работе. ▪ Собирает мнения окружающих по проблеме или задаче. ▪ Поддерживает и развивает идеи других. Проявляет терпение по отношению к окружающим. Демонстрирует понимание общей цели. ▪ Налаживает конструктивные рабочие взаимоотношения. ▪ Выполняет задачи, возложенные руководителем команды. Низкий уровень: студент способен работать в команде, но занимает пассивную позицию; и/или не выполняет задачи, возложенные на него руководителем; и/или не учитывает интересы других членов команды. Средний уровень: студент способен работать в команде, занимает активную позицию, но не учитывает интересы других членов команды и/или не проявляет терпение по отношению к окружающим. Высокий уровень: студент способен работать в команде, занимает активную позицию, выполняет все задачи, возложенные на него руководителем. На рисунке 3 представлена общая схема развития гибких навыков. В течение учебного года студенты выполнили определенный набор инвариантных заданий, которые позволили сформировать базовые навыки работы с различным программным обеспечением и вариативные задания на формирование гибких навыков. Результаты выполнения вариативных заданий заносились в специальный лист оценки. В результате обработки оценочных листов и других материалов эксперимента мы увидели, что на более высоком уровне у студентов сформировались навыки креативности и работы в команде. На среднем уровне находится устная коммуникация, чуть ниже среднего уровня достиг навык письменной коммуникации. Такие результаты, с нашей точки зрения, обусловлены тем, что студенты чаще выбирали творческие задания на развитие креативности и коллективные задания, где предполагалась работа в команде. Письменная коммуникация реже других являлась выбором студентов, т. к. она была актуальна лишь в период вынужденного дистанционного обучения. Подводя итоги, отметим, что в ходе исследовательской деятельности создана цифровая среда, удовлетворяющая современным требованиям профессиональной подготовки; определен спектр Soft Skills, которые необходимо развивать у выпускников педагогического колледжа, исходя из предстоящих трудовых функций; осуществлен выбор методических подходов к развитию гибких навыков в цифровой среде колледжа; разработана и апробирована методика развития Soft Skills будущих педагогов. Стоит отметить, что благодаря разнообразию проектов, практических и творческих работ, заложенных в курсе, студенты приняли активное участие в формировании информационного компонента цифровой образовательной среды, попутно развивая soft skills. Считаем, что опыт развития soft skills будущих педагогов в цифровой образовательной среде колледжа можно считать успешным. Эта уверенность обусловлена большим интересом со стороны педагогических кадров к развитию своих курсов в части внедрения технологий и методов развития soft skills, увеличения числа вариативных заданий, проектов и других активностей. С нашей точки зрения, эксперимент можно расширить за счет увеличение спектра гибких навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих педагогов. В этом случае потребуется совершенствование ЦОС учебной дисциплины, включение в методику дополнительных вариативных заданий, разработка оценочных средств.