Глава книги
Интерактивные образовательные ресурсы в организации самостоятельной работы школьников
Важнейшей задачей современного учителя является задача научить обучающихся учиться в динамично изменяющихся социокультурных условиях, научить ориентироваться в информационных потоках, искать и обрабатывать информацию, обогащать себя новыми знаниями, развивать личностные качества и передовые компетенции, полезные в условиях цифрового общества. Согласно требованиям ФГОС у школьников нужно формировать готовность к саморазвитию и саморегуляции, развивать умения, связанные с самостоятельным приобретением необходимых знаний, непрерывным их пополнением и обновлением [Федеральный образовательный стандарт]. С целью повышения качества образования в цифровую эпоху происходит трансформация образовательного процесса, пересмотр целей образования, устоявшихся способов работы, видов деятельности и форм взаимодействий. Современными характеристиками образования становятся: непрерывность, открытость, интерактивность, прагматичность, индивидуализация и персонализация. Соответственно необходимо переосмысление и коррекция существующих педагогических решений в образовательной практике, в частности в организации самостоятельной работы школьников. Проблема организации самостоятельной работы является одной из самых обсуждаемых сегодня в педагогическом сообществе. В контексте цифровизации самостоятельная работа обучающихся рассматриваться не просто как одна из важнейших форм организации учебной деятельности школьников, а как основа личностного развития - трех сфер личности (познавательной, эмоционально-ценностной и регуляционной) [Носкова, 2020]. В сложившейся ситуации особое внимание следует уделить оптимизации процесса организации самостоятельной работы школьников согласно изменившемуся «контуру» и контенту образовательной среды. Нужен поиск новых форм самостоятельной работы, альтернативные варианты деятельности, изменение условий организации с целью получения эффективных, качественных учебных результатов. Приоритетным становится создание условий для проявления высокой степени активности обучающихся, их ответственности и самостоятельности, критичности в осмыслении материалов и осознания значимости процессов «самости» в век цифровых технологий. Традиционно под самостоятельной работой понимают самостоятельную деятельность учащихся, выполняемую в специально отведённое для этого время и направленную на решение определённых образовательных задач. Понятие самостоятельной работы трактуется учеными неоднозначно. Одни авторы рассматривают феномен через призму системы, другие - через деятельность, способ, метод, форму, процесс. Так Пидкасистый П. И. определяет самостоятельную работу как средство организации и управления познавательной деятельностью [Пидкасистый, 2015]. Лернер И. Я. рассматривает самостоятельную работу как средство обучения и развития познавательного интереса учащихся [Осмоловская, 2017]. Низамов Р. А. характеризует самостоятельную работу как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности [Низамов, 1975]. Т. Б. Исакова в своей статье отмечает, что самостоятельная работа - это форма обучения, при которой усваиваются необходимые знания, формируются умения и навыки, обучающийся учится планомерно и систематически работать, формирует свой стиль умственной деятельности [Исакова, 2009]. В. И. Селиванов делает вывод, что самостоятельная работа может изменять личностные позиции обучающегося за счет сознательного руководства целями, усиления волевой активности в преодолении возникающих трудностей [Селиванов, 2006]. Современные отечественные специалисты в сфере образования делают акцент на целостную систему согласованных действий учителя и учащихся в рамках самостоятельной работы. Они отмечают «триединую функцию» самостоятельной работы: форму организации, систему разнообразных заданий и деятельность по их выполнению [Киселев и др., 2014]. С одной стороны, понятие самостоятельной работы напрямую связано с управленческой, организующей деятельностью учителя, а, с другой стороны, комплексом действий обучающихся, выполняемых без активной помощи «извне» (педагога, технического устройства, виртуального агента) как в рамках урока, так и внеурочной деятельности. Анализ различных авторских определений позволяет выделить базовые характеристики самостоятельной работы обучающихся: целенаправленность, структурированность, интеллектуальность, самостоятельность, (само)контроль и (само)коррекция. В условиях цифровизации образования ряд можно дополнить: гипертекстовость и вариативность, интерактивность и мультимедийность, коммуникативность, когнитивная наглядность (визуализация). Расширение характеристик происходит за счет потенциала цифровых технологий. Сегодня самостоятельная работа школьников может быть организована на базе цифровой образовательной среды (ЦОС) и интерактивных образовательных ресурсов. ЦОС функционирует на базе программно-аппаратного обеспечения. Это система условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса на основе цифровых образовательных ресурсов, сетевого образовательного взаимодействия, цифровых технологий и инструментальных средств обучения. Интерактивные образовательные ресурсы - это ресурсы с возможностью активного взаимодействия с его элементами, изучения материала в диалоговом режиме, получения обратной связи. Внедрение интерактивных ресурсов в процесс самостоятельной работы дает возможность повысить уровень освоения материала. За счет представления материала в нелинейной наглядной форме, вариативности подачи материала, разноуровневости заданий усиливается степень самостоятельной активности, повышается познавательный интерес, развиваются информационные компетенции и компетенции самоорганизации. Использование интерактивных ресурсов на уроке позволяет на качественно новом уровне организовать самостоятельную работу обучающихся. За счет многозадачности, разноформатности и информационной насыщенности ресурсов можно эффективно реализовать идеи индивидуализации и персонализации обучения - построение индивидуальных траекторий выполнения самостоятельной работы. К интерактивным образовательным ресурсам относятся: интерактивные презентации, интерактивные карты, плакаты, инфографику, интерактивные задания, тренажеры и упражнения, интерактивные опросы, викторины и тесты, интерактивные игры, видео, веб-квесты и пр. Создать такие ресурсы можно с помощью разнообразных цифровых инструментов, например, онлайн-платформ (LearningApps, Canva, Miro), веб-помощников (Wordwall, Quizizz, Easelly), виртуальных досок (Gynzy, Padlet, Classroomscreen). Особое внимание стоит уделить интерактивным рабочим листам. Это современное цифровое средство организации учебной деятельности обучающихся, основанное на взаимодействии с интерактивными элементами - различными источниками информации. Рабочие листы позволяют создавать разнообразные задания (заполнение пропусков, соединение элементов, сортировка, ранжирование, выбор из списка и пр.) за счет использования множества информационных объектов (текст, анимация, графика, видео, аудио, фото и др.). С помощью таких листов можно не только закреплять материал, но и исследовать, осваивать новый, выполняя работу в своём темпе, осуществляя самоконтроль и самооценку, автоматически получая обратную связь. Популярные сервисы для создания интерактивных рабочих листов: Liveworksheets, Wizer, Formative, Teacher Made. Опытно-экспериментальная работа по организации и сопровождению самостоятельной работы школьников была проведена на базе ГБОУ СОШ № 23 с углубленным изучением финского языка Невского района города Санкт-Петербурга. Фокус-группой выступили ученики старших классов. Цель исследования: выявить условия организации эффективной самостоятельной работы школьников в практике современного обучения. Экспериментальная работа проходила в несколько этапов. Первый этап - сбор данных об отношении школьников к самостоятельной работе, использованию интерактивных ресурсов и готовности с ними работать, а также выявление отношения учителей к использованию интерактивных ресурсов в организации самостоятельной работы школьников, их стремления разрабатывать и активно внедрять в учебный процесс. На данном этапе были разработаны две входные анкеты: для учеников и учителей. В анкетировании приняло участие 10 учителейпредметников и 15 учеников 10-х классов. Обработка полученных результатов позволила сделать вывод, что школьники отдают предпочтение именно работе с интерактивными ресурсами (80% учащихся делает выбор «За»), им нравятся онлайн-сервисы, самостоятельная работа с использованием ИКТ вызывает у них существенный интерес. В свою очередь учителя осознают значимость и необходимость использования новых цифровых инструментов в обучении, стараются активно применять интерактивные ресурсы на уроках, есть интерес к разработке собственных интерактивных материалов (90% учителей использует готовые интерактивные ресурсы, 40% - создает свои собственные). Выявлен и ряд сложностей: владение учителями ограниченным количеством цифровых инструментов, высокие трудозатраты по созданию интерактивных ресурсов, слабое владение методикой применения интерактивных ресурсов в учебном процессе, в частности в организации самостоятельной работы, неготовность ряда учеников самостоятельно работать с интерактивными ресурсами. Второй этап экспериментальной работы был направлен на проектирование и создание цифровой образовательной среды (на базе Google Сайта) в качестве сетевой поддержки организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики. Согласно концепции проектирования цифровой образовательной среды, предложенной Носковой Т. Н. [Носкова, 2020], необходимо разработать три концепта среды - ресурсы, коммуникация и управления. Только при условии наполненности и согласованности функционирования этих концептов можно прогнозировать достижение качественно нового уровня организации самостоятельной работы обучающихся. На данном этапе была смоделирована и создана ресурсная база среды. Это комплекс цифровых образовательных ресурсов разной направленности: информационного характера, структурированные по темам и разделам предметного содержания (гипертекстовые документы, презентации, образовательное видео, интеллект-карты, образовательная инфографика), методического и организационного плана (методические рекомендации по выполнению заданий, памятки, алгоритмы действий, тематическое планирование, интерактивные задания), контрольно-оценочного и рефлексивного плана (оценочные шкалы, рейтинги, опросы и тесты, рефлексивные листы, бланки критериев оценивания заданий, электронный журнал как элемент контроля и способ обратной связи). Разработанная система интерактивных заданий представляет собой совокупность разноуровневых заданий с разветвлённой системой гиперссылок (внутренних и внешних, с выходом в сеть Интернет). Это задания, спроектированные с учетом учебной программы и сгруппированные по темам. Они позволяют оценить, как индивидуальную степень освоения материала, так и групповую работу, вклад каждого участника в совместной деятельности. Обучающимся на выбор предлагались интерактивные задания трех уровней сложности: репродуктивного, продуктивного и творческого (направленного на самостоятельное получение нового знания). В качестве интерактивных ресурсов для организации самостоятельной работы школьников были разработаны интерактивные рабочие листы, интерактивная инфографики, интерактивные викторины и плакаты, тесты. Интерактивные образовательные ресурсы спроектированы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и возможностью вариативного характера освоения предметного содержания (реализация идей индивидуализации и персонализации обучения). Организация самостоятельной работы школьников на базе интерактивных ресурсов строилась следующим образом: 1. Формулирование цели самостоятельной работы. 2. Выбор формы самостоятельной работы (индивидуальная или групповая). 3. Установление временного регламента. 4. Описание проверяемых или закрепляемых знаний, умений, навыков и компетенций. 5. Проектирование и создание интерактивных заданий, их распределение по уровням сложности. 6. Выстраивание системы учебно-методического сопровождения (со стороны информационных ресурсов, со стороны организационного информирования - системы напоминаний, рекомендация, советов, алгоритмов действий как от педагога в устно-речевой и сетевой форме, так и от программного обеспечения через переход к электронным документам помощникам). 7. Организация продуктивного образовательного взаимодействия. 8. Анализ самостоятельной работы учащихся, контроль и оценка, коррекция и рефлексия. Коммуникационное проектирование цифровой образовательной среды было представлено в контексте выстраивания разных коммуникационных стратегий вокруг обучающегося. Особое внимание было уделено выбору удобных каналов и способов взаимодействий как с педагогом, так и обучающихся между собой. В работе были использованы электронная почта, форум, группа в «Вконтакте» и Whatsapp. Коммуникационные инструменты применялись для решения следующего круга задач: уточнение возникающих вопросов, обсуждение проблемных ситуаций, решение задач мотивационного настроя, демонстрация и обсуждение примеров, взаимообмен информацией и мнением, взаимопомощь и взаимоподдержка, проведение индивидуальных и групповых консультаций. Модель управления в цифровой образовательно среде построена на идее гибкого управления. Это управление, включающее в себя внешний контур управления, со стороны учителя, реализующийся через ресурсы и коммуникации среды, совместную сетевую деятельность субъектов образования. Во-вторых, это внутренний контур управления, т. е. самоуправление учеников в среде, реализующееся через самоорганизацию и саморегуляцию, самоконтроль и рефлексию деятельности. Обучающийся рассматривается как субъект деятельности, познания и самореализации, для проявления его активности и самостоятельности учитель выстраивает стратегию постепенной передачи управления «в руки» ученика, переход к рефлексивному самоуправлению. Третий этап экспериментальной работы - изучение динамики показателей качества самостоятельной работы школьников на уроках информатики (сравнение данных в рамках традиционной организации самостоятельной работы и в условиях цифровой образовательной среды). Исследуемые показатели: осознание учениками целей и задач самостоятельной работы; активность во взаимодействии с ресурсами; интерес к форме и содержанию заданий; умения самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, работать с информацией; результативность самостоятельной работы. В результате был сделан вывод о положительной динамике изменения данных по показателям, о достижении поставленной цели исследования. Таким образом, успешно решить задачу организации эффективной и качественной самостоятельной работы в школе можно через усиление внимания к вопросам планирования и обеспечения самостоятельной познавательной деятельности школьников в условиях цифровой среды. Следует учитывать, что выполнение самостоятельной работы происходит у каждого ученика в своем темпе и режиме, в соответствии с индивидуальными особенностями когнитивных и регуляционных процессов, поэтому необходимо в организацию самостоятельной работы закладывать идеи индивидуализации и персонализации. Для этого нужно активно использовать интерактивные образовательные ресурсы и систему продуманного учебно-методического сопровождения.