Глава книги
Практико-ориентированность как форма системно-деятельностного подхода при обучении географии
Современное общество претерпевает большие перемены. Активное развитие науки и технологий, насыщение глобализационными и информационными процессами, находящими отражение в самых разнообразных формах всемирных отношений, - все это ставит новые задачи перед школьным географическим образованием [Беловолова, 2013]. Для поддержания актуальности образовательных процессов в школе, в их основу был положен системно-деятельностный подход, рассматривающий учебный процесс как совместную деятельность ученика и учителя, где главной целью обучения служит развитие личности учащегося. Руководствуясь принципами получения знаний в процессе самостоятельной деятельности, внедрения задач и ситуаций, актуальных в реальной жизни, большое значение приобретает практико-ориентированный подход на уроках географии. Истоки практической направленности в образовании прослеживаются в идее «связи теории с практикой», которая находит свое отражение еще в трудах Я. А. Коменского, Д. Локка и других выдающихся педагогов прошлого. Начиная с середины ХХ века, практика при обучении начинает рассматриваться как непосредствено источник познания, закрепляется содержание понятия «связи теории с практикой». Данное положение становится одним из ключевых в системе образования. В настоящее время «связь теории с практикой» трактуется как дидактический принцип организации процесса обучения, направленный на усвоение теоретического содержания и возможность применения их в практической деятельности. Смежным с понятием выше является идея более широкой «связи образования с жизнью». Взаимосвязь обучения в школе и различных сторон реальной жизни, будь то экономической, культурной или политической, анализируется в трудах М. Н. Терехина [Терехин, 1982]. В процессе изучения содержательной части школьного образования В. А. Сластенин и др. истолковывают «принцип фундаментальности и прикладной направленности» [Сластенин, 2003]. Его реализация требует пересмотра соотношения теории и практики на уроках географии, моделирования возможных реальных ситуаций, требующих переноса абстрактных знаний на решение конкретной проблемы. Так, например, на уроках географии знания демографической теории применимы в ходе анализа численности населения и его воспроизводства в странах мира и прогнозирования их экономической и социальной политики. Изучение климата позволяет оценить потенциал развития сельского хозяйства страны, влияние на размещение и условия жизни граждан. Все это делает уроки географии актуальными, способствует ознакомлению учащихся с происходящими событиями в мире, использованию личного опыта и применению полученных знаний и умений. Изучением «связи образования с жизнью» в контексте конкретно школьного географического образования занимался И. С. Матрусов. Им были разработаны методические подходы по внедрению данного дидактического принципа, обусловлена важность конкретизации целей обучения географии, которые бы соответствовали современным тенденциям жизни общества, включения краеведческого подхода в образовательный процесс [Матрусов, 1986]. В настоящее время, повышенное внимание к практической направленности обучения объясняется, в том числе, и состоянием современной географической науки. Анализируя территориальную структуру общества и его преобразования, ученые географы способны предлагать решения общественных проблем разных масштабов. Таким образом, практико-ориентированность аккумулирует в себе идеи «связи теории с практикой» и «связи образования с жизнью», направленные на развитие способности учащихся применять полученные на уроках географии знания за пределами образовательного учреждения. Практико-ориентированная деятельность совершенствует умения как общеучебные (сравнить, сопоставить, высказать мнение и т. д.), так и специфические, предметные (чтение карт и специальных статистических материалов, прогнозирование, геоэкологический мониторинг и др.). Внедряя практико-ориентированный подход в процесс обучения, необходимо соблюдать ряд правил: 1) урок должен быть рассмотрен через призму жизненной среды школьника и его практической жизнедеятельности; 2) в ходе урока должен осуществляться перенос теоретических знаний на конкретные жизненные ситуации; 3) учащиеся должны быть привлечены к анализу урока, его частичной подготовке, оценке его результативности; 4) в урок должны быть включены практико-ориентированные задачи, реализующие связь с жизнью. Особое внимание следует уделить практико-ориентированным задачам. Существует большое количество различных трактовок данного вида задач. Так, согласно анализу Е. И. Титовой, наиболее лаконичным выступает определение, данное С. О. Шатуновским: «Задача есть изложение требования «найти» по «данным» вещам другие «искомые» вещи, находящиеся друг к другу и к данным вещам в указанных соотношениях» [Титова, 2014]. Практико-ориентированная задача - задача из окружающей действительности, связанная с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием исторического и краеведческого материала, элементов производственных процессов [Дьякова, 2017]. Практико-ориентированную задачу можно понимать как проблемную ситуацию с предопределенной целью, в ходе решения которой учащиеся достигают ее. В более узком смысле, практико-ориентированная задача и есть сама цель, в контексте проблемной ситуации, это то, что необходимо сделать школьнику. Однако не следует отождествлять понятия практико-ориентированной задачи и проблемной ситуации. Проблемная ситуация шире и может аккумулировать в себе несколько вариантов практико-ориентированных задач; ситуация существует реально, задача предстает лишь ее моделью. Обилие практико-ориентированных задач представляется возможным классифицировать по различным признакам: 1) по источникам информации (карта, текст и т. д.); 2) по содержанию (прогнозирование, определение положения и т. д.); 3) по форме фиксации результатов (в тетради, на контурной карте и т. д.); 4) по степени обученности учащихся (обучающие, тренировочные, итоговые) и т. д. Рассмотрим ряд практико-ориентированных задач, представленных в учебнике 5- 6 классов линии «Полярная звезда» издательства «Просвещение» (под редакцией А. И. Алексеева): 1. «Найдите в тексте параграфа фрагмент, в котором описаны представления древних людей о Земле. Подберите в дополнительной литературе или в сети Интернет с помощью поисковой системы изображения по этой теме. Обсудите их вместе с товарищем…» - данное задание является творческим, в ходе выполнения которого ученик тренируется использовать информационные технологии. Данное умение важно для поддержания конкурентоспособности школьника в будущем в мире профессий; 2. «Почему герои романа Ж. Верна… вынуждены были посетить все материки, через которые проходила параллель…?» - пример практико-ориентированной задачи, для решения которой необходимо установить причинно-следственные связи. Разнообразие практико-ориентированных задач не ограничивается материалами учебно-методических комплексов, открывается широкий простор для творческой деятельности учителя по конструированию данного типа задач, анализу и отбору материалов из сторонней географической литературы. При разработке практико-ориентированных задач педагог может закладывать в них разные способы решения. Таким образом, ученик в процессе выполнения работы может осуществлять прогноз, определять положение и т. д. На рисунке 1 показан пример задачи, способствующей формированию навыка определения азимута по карте. Данная тема изучается в 5 классе. В основе ее содержания лежит работа с рисунком. Для ее решения ученикам достаточно вспомнить определение азимута и сориентироваться на предложенной схеме. Данный пример может использоваться как на процессуально-содержательном, так и на рефлексивнооценочном этапе урока с целью самостоятельной проверки усвоения темы [Суслов и др., 2021]. «Вам предстоит увлекательная поездка в Эквадор! Билеты куплены на январь месяц. Что из одежды вы возьмете с собой? Сильно ли будет отличаться ваш гардероб, если поездка будет перенесена на июль?» - использовать данную задачу-вопрос можно в ходе изучения раздела «Климат». Ее содержание строится на знании теории и прогнозировании изменения погоды данной местности. Использовать ее можно в начале изучения темы, где в ходе ее решения ученики придут к выводу, что есть места на планете, где не наблюдается смена сезонов года. Создавая авторские практико-ориентированные задачи, возможно дифференцировать их по источникам информации. «Самолет стартовал на север. В смелом полете шли напряженные часы. С момента старта истекло уже более суток, но стальная птица неуклонно мчалась вперед и вперед по взятому направлению - прямо на север! И вдруг оказалось, что самолет идет курсом «юг»! Что же произошло? Как случилось, что самолет, не меняя направления, шел сначала на север, а потом на юг? Где это могло произойти?» - пример задачи, где источником информации служит исключительно ее текст. Помочь в решении данного вопроса может развитое воображение у учеников. Дополнить ответ к данной задаче целесообразно рисунком-схемой, на которой ученики смогут наглядно увидеть отображение маршрута самолета, что будет способствовать более ясному усвоению решения. Текст задачи может быть и художественным, так, перед учениками можно поставить задачу определить, о какой реке говорится в стихотворении русского поэта Н. А. Некрасова: «Иных времён, иных картин Провижу я начало В случайной жизни берегов Моей реки любимой: Освобождённый от оков, Народ неутомимый Созреет, густо заселит Прибрежные пустыни; Наука воды углубит: По гладкой их равнине Суда-гиганты побегут Несчётною толпою, И будет вечен бодрый труд Над вечною рекою…» Рассмотрим пример практико-ориентированной задачи, где источником информации выступает картографический материал: «На каком из участков, показанных на рисунке 2, фермеру следует построить фруктовый сад?». Различные изображения также могут быть источниками информации. Так, на рисунке 3, представлен пример подобного практико-ориентированного задания, который можно использовать при изучении природных зон нашей планеты. Данное изображение должно сопровождаться текстом: «Группа школьников во время каникул отправились в путешествие по Восточно-Европейской равнине на поезде. В ходе своего маршрута один из ребят сделал 3 фотографии. Установите, какие точки маршрута будут соответствовать каждой из фотографий». В ходе решения задачи, учащиеся определяют по фото природные зоны и расставляют их в порядке согласно закону широтной зональности. Практико-ориентированные задачи различаются по уровню сложности. В зависимости от потенциальной степени затруднения школьников при их решении можно выделить базовые задания и повышенного уровня сложности. Примером задачи базового уровня выступает: «Используя тектоническую и политическую карты, определите страны, для которых характерны землетрясения». Задачи повышенной сложности актуальны как для фронтального решения в классе под контролем педагога, так и для индивидуального решения школьниками, качественно усвоившими основной материал [Суслов и др., 2013]. При решении подобных задач следует отводить больший промежуток времени на уроке. Приведем один из примеров, который можно дать ученикам в процессе изучения морей и океанов планеты: «Это замечательное море, оторванное от океана, живущее своей жизнью. Однако оно чутко отзывается на колебания климата, сток рек, а его уровень меняется весьма заметно. Северная окраина этого моря представлена на рисунке 4. Что это за море?» Практико-ориентированные задачи могут способствовать познавательной активности учеников при проведении уроков, в основе которых лежат технологии проблемного обучения, проектной деятельности и ситуационных задач, компьютерные технологии. При реализации элементов компьютерных технологий ученикам может быть предложено создание интерактивных карт путешествий, в том числе и реальных исследователей, в программах “Google maps”, «Яндекс карты». В ходе данной деятельности ученик продолжит формирование умения работы с геоинформационными системами, что является актуальным в настоящее время на рынке труда. Одной из предложенных задач может быть: «Нанесите в программе «Яндекс карты» маршрут Лондон - Порт-Саид - Гонконг - Сингапур - Сан-Франциско. В каком литературном произведении главные герои прошли таким же маршрутом? Укажите основную информацию о данных городах, сопроводите фотографиями. Через какие океаны пройдет ваш путь?». Задачи на разработку интерактивных карт, на изучение особенностей географических профессий, на создание топографических планов и т. д. могут быть применены в рамках проектной деятельности, так как способствуют исследовательской активности. Темами проектов в 5-6 классах могут выступать: «Будни океанографа. Как изучается Мировой океан?», «Увлекательная геология. Какие минералы можно найти на территории моей области?» и т. д. Потенциал для внедрения практико-ориентированных задач имеется при организации внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам различного уровня [Бахир М. А. и др., 2014]. Так, в рамках географического кружка, возможно проведение экскурсий выходного дня в окрестностях города с интегрированием в них практикоориентированных задач. Например, при посещении городских парков могут быть применены задачи, связанные с профессиональной деятельностью ландшафтного архитектора и переплетающиеся с теорией о природных зонах. Прогулка в центре города может сопровождаться краткой информационной сводкой и заданиями по определению архитектурных стилей объектов, их исторической ценности, что позволяет эффективно формировать ряд личностных результатов школьников. Таким образом, практико-ориентированность может выступать одной из важнейших форм системно-деятельностного подхода. Возникшая у самого истоково формирования школьной географии, она и в настоящее время способствует эффективному достижению результатов обучения. Ключевым элементом, направленным на реализацию идеи связи школьной теории с реальной практикой, выступают практикоориентированные задачи, содержащиеся как в учебно-методических комплексах по географии, так и в сторонних источниках информации, служащих основой для самостоятельного конструирования задач педагогом. Литература