Глава книги
Воспитательный потенциал школьного учебного предмета
Введение Воспитание было и остается очевидной потребностью любого общества. Уже в древности воспитание превратилось в упорядоченный процесс, обладающий прообразом обучающей структуры со своего рода программой, специальными средствами и приемами действий. Воспитателями всегда были старшие, более авторитетные люди. Взрослеющая часть общества готовилась к их замене, сохранению сложившегося порядка жизни и его дальнейшему продвижению. Все это создавало предпосылки для появления школы как воспитательной и обучающей организации [Пискунов, 2001]. Школа со времени ее возникновения всегда была предметом серьезного политического и профессионального интереса. Школа объединила людей, включенных в процедуру восхождения ума, души и духовности человека. Поэтому теория и практика воспитания и обучения соотносится с «высшим расцветом и целью всякой подлинной философии» [«Школа Дильтея», 2022]. Именно философские корни педагогики сделали ее самостоятельной наукой, признанной университетской дисциплиной и повсеместно распространенным опытом. Следовательно, планомерная воспитательная деятельность и учебно-познавательные действия в любой предметной области не могут обойтись без философской концепции, определяющей правила развития человека и характер знания. С их помощью осуществляет построение всего научно-педагогического комплекса. 1. Философия воспитания Над любым индивидом довлеет социум и власть синтаксиса. Иначе говоря, в основе человеческого сознания и диалога с действительностью лежит слово, за которым следует дело. Поэтому прежде необходимо изучить этимологию (происхождение) термина «воспитание». Это выражение является существительным, коренное значение которого заключается в глаголе «питать». У него есть физическое и социальное толкование. Первоначально воспитание неоспоримо означало «воскормление» (или пропитание) человека. Однако частица «вос» всегда указывает вертикальную направленность движения и завершенность действия (например, «восходить», «воспарять», «воссиять»). То есть, воспитание в данном смысле - это восходящий рост человека. В XVIII в. с проникновением в русскую культуру европейских взглядов слово «воспитание» постепенно обрело общественное значение. Оно получило статус «обработки людей людьми», подразумевающий социализацию личности [Костина и др., 2021]. С изобретением в Европе промышленности и массовой школы воспитание стало «скрытым» учебным планом по превращению людей в полезную рабочую силу и податливые унифицированные массы управляемого характера. Реализация этого плана сопровождалось принудительными и даже насильственными действиями одного лица на другое, чтобы образовать нужного обществу человека. Тем временем русская педагогика в воспитательном процессе стремилась соединить «умственность и нравственность» и придать воспитанию глубокое духовное содержание. По существу, восходящий рост человека (и на это указывали выдающиеся мировые умы) «состоит в том, что он… поглощает в себя свою неорганическую природу и овладевает ею для себя» [Гегель, 2007]. Здесь подразумевается искусство «пропускать сознательное в бессознательное», где располагаются абсолютно все качества, присущие личности [Le Bon, 1920]. Их накопление в реальности представляет собой процесс овеществления невещественного, когда несуществующее еще в человеке становится его действительной вживленной частью. Подобным образом прививаются способности, суждения, черты характера и т. д., которые взращиваются и укореняются в человеческом организме. Получается, что воспитание обладает объектом (личностные качества), методом (вживление) и целью (развитие человека). Всё вместе - что воспитывается в человеке, как это делается и для чего - порождает технологию воспитания. Если подменяется или деформируется один из названных элементов, на выходе возникает темная сторона педагогического процесса - воспитание нежелательных способностей и качеств, подавление и деформация мира человека ради неверно выбранной цели. Это называется «педагогический грех». Слово «грех» в первоначальном понимании было указанием на случайную или намеренную ошибку в движении к цели. Эта ошибка не позволяла достичь намеченного. Если переводить данный смысл на личность, грех будет означать несоответствие человека своему предназначению. В педагогике - это вольное или невольное уклонение от возложенной на воспитание миссии. Понятие «грех» часто и непринужденно использовал в своем лексиконе замечательный русский педагог Александр Григорьевич Ободовский (1796-1852). Он был убеждён, что «истинное воспитание имеет предметом своим образование всех способностей человека в совокупности. Оно объемлет не одно только тело, но и душу, не один только ум, но и сердце, не одно только чувство, но и рассудок - оно объемлет целого человека. Если представить себе все разнородные силы человека соединенными в одно согласное целое, то перед нами будет идеал совершенства человеческого. Возможное приближение воспитанника к сему идеалу, через согласное развитие и образование всех его способностей, составляет конечную цель воспитания» [Ободовский, 1835]. Тем самым воспитание должно быть обдуманным развитием всех человеческих добродетельных сил. Отсюда следует вывод - действительным предметом воспитания выступает мир человека, ибо мир в отрыве от человека теряет истинный смысл. 2. Ценностная неслучайность воспитания Действия воспитателя обусловлены душами, на которые он влияет. В них пробуждается сила, подчиняющаяся нравственному закону. Другими словами, воспитание начинается с воспитанника, в границах субъективности которого должно располагаться ценностное содержание. Неслучайность (т. е. закономерность) ценностного диалога участников воспитательного процесса проистекает из необходимости соработничества субъективного сознания и практики [Бахтин]. Ценностный подход к воспитанию прочно укоренен в теории и практике педагогической деятельности. Аксиологические установки и точки зрения придают ей глубокий профессионализм и тем самым обеспечивают продуктивность всей системы образования. Основной объем воспитательной деятельности в условиях школы выполняют учителя-предметники, которым вверяется задача гуманитарного совершенствования своих подопечных. Следовательно, школьные дисциплины должны наполняться духовным содержанием, пронизывающим предметные знания. Только в этом случае они получают необходимое ценностное назначение и превращаются в средство воспитания. Ценности по существу ориентированы на понимание качественных категорий, тесно связанных с эмоциональными переживания личности. Спектр указанных понятий очень велик. Он охватывает все духовно-нравственные ценности от этики и морали до обычаев и ритуалов общественной и частной жизни [Sukhorukov, Gladkiy, 2021]. При этом движение человека к ценностям происходит непрерывно в условиях малого и большого пространства-времени, где ведутся бесконечные церемонии бытия. Ценностное мировосприятие, воспитанное в человеке, в дальнейшем распространяется в границах всего социума, определяя высшие национальные и культурно-цивилизационные качества, включая гражданственность и патриотизм. Именно благодаря им сохраняется и продолжается человеческая жизнь. В противном случае возникает реальная угроза уничтожения человечества [Дюринг, 2010]. Современная педагогика развивается в условиях перехода всей социальной сферы от «человека разумного» к «человеку разумно поступающему». К сожалению, наука о воспитании и обучении сейчас опаздывает в разработке комплексных методических и диагностических средств, предназначенных школе и учителям, действующим в этой новой парадигме [Громыко, 2019]. Итак, нынешний учитель, борющийся за умы и души подрастающего поколения, еще не одерживает безоговорочных побед. Самой ответственной зоной педагогического напряжения в настоящее время признается экзистенция школьника. Здесь результативность совместной качественной «педагогической сборки» личности особенно востребована. 3. Инновации школьного предметного воспитания Педагогические возможности школьных дисциплин заключаются в том, что заложенные в них естественно-научные, гуманитарные и другие знания дают представление об умной сущности Человека и Земли. Тем самым, истинная цель воспитания в школе состоит в приготовлении человека к сознательной и разумной жизни на Земле. Школьные дисциплины в общей симфонии воспитания, исполняя свои предметные партии, в конечном счете выводят аккордику культурно-цивилизационной идентичности. Её доминантами выступают гражданственность и патриотизм. Эти структуры личности, растворяющиеся друг в друге, неразрывно связаны с лейтмотивом «Родина», которая предстаёт в сознании человека во всей глубине интеллектуального и эмоционального восприятия Отчизны. Идентичность как чувство тождественности, требует виртуозной техники воспитательных вертикалей и дидактических горизонталей. Их единение и солидарность обеспечивают человеку ощущение собственной целостности в отношении к окружающему миру, наполненному всевозможными конкуренциями во всех без исключения жизненных сферах. Итак, культурно-цивилизационная идентичность - это особый, исключительной важности педагогический продукт, создающийся с помощью постоянного соработничества школы, семьи, общества и государства. Функционализацией культурно-цивилизационной идентичности в конечном счете становится эмоционально-ценностное осознание человеком своей полной сопричастности с Отечеством. Это означает включенность гражданина в культурно-исторические и духовные традиции своего народа, специфику государственности, но также готовность и способность служения интересам общества. Реальным механизмом формирования культурно-цивилизационной идентичности как педагогического продукта можно рассматривать специальные технологии по продвижению к целевому состоянию. Базой для их разработки в нашей стране служит государственная стратегия воспитания в Российской Федерации, провозглашающая приоритет гражданственности и патриотизма в содержании ценностей российского общества. Эта стратегия уже нашла выражение в принятых летом 2020 г. поправках в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Следом была разработана и утверждена примерная программа воспитания, предназначенная для общеобразовательной школы. На ее основе образовательные организации составляют свои рабочие программы воспитания. Они должны включать в себя четыре основных раздела: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», «Цель и задачи воспитания», «Виды, формы и содержание деятельности», «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В разделы рекомендуется включать как инвариантные, так и вариативные модули. Примерами обязательных являются «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды». При этом каждая школа вправе добавлять в свою рабочую программу собственные модульные варианты. К программе воспитания прилагается и ежегодный календарный план воспитательной работы. Однако школьника воспитывает не стратегия и приложенная к ней документация, но учителя-предметники. Поэтому конкретная школьная дисциплина и педагог имеют собственные зоны ответственности в общешкольном воспитательном процессе. Например, для географии такими таксонами воспитательной работы можно считать не только уроки и другие модульные инварианты, но также внеурочную туристско-краеведческую деятельность и связанные с ней мероприятия. Туризм и краеведение являются незаменимым средством гражданского и патриотического воспитания. Познание своего края активными формами и способами дает их участникам глубокие ощущения реальной геокультурной идентичности. В распоряжении школьных предметов находится также богатый научный, методический и воспитательно-пропагандистский опыт, накопленный в информационно-издательской сфере. Здесь в качестве основного воспитательного и обучающего средства выделяются теоретические и научно-методические журналы профильных Министерств, печатная и цифровая продукция вузовских центров и партнерских организаций. В них аккумулируется и распространяется актуальная предметная теория и практика учебно-воспитательной деятельности современной школы. Высокую воспитательную отдачу имеют периодические конкурсы и другие творческие инициативы патриотической направленности, осуществляемые учебными заведениями и общественными организациями. В них принимает активное участие, как правило, массовая аудитория. Обобщение всех перспективный находок для разработки новой модели воспитательной деятельности становится ответственной педагогической задачей в повестке дня. В то же время воспитательный процесс, взятый в совокупности, носит неизменный характер. Воспитание как непрерывная управляемая деятельность требует от всех участников совместной, каждодневной, упорной и последовательной работы. Нетерпеливость и беспорядок в этом деле недопустимы, ибо здесь педагогу необходимо преодолевать всю длину намеченного пути и на каждом этапе фиксировать достигнутые результаты, сопоставляя их с заданными целями. Таким образом, иметь терпение пройти всю траекторию и разнообразные формы воспитательной деятельности означает готовность педагога взять на себя огромную работу национального и мирового значения. Заключение Воспитательные усилия педагога должны быть нацелены на создание мыслящего, творческого и духовно-нравственного человека. Технология формирования такой личности, препорученная школе и учебным предметам, призвана обеспечивать превращение текущего бытия в позитивно обновляющиеся структуры устойчивого и безопасного жизненного мира. Современное общество нуждается в воспитанных, знающих, патриотичных и творческих людях, но также в учителях и педагогах, призванных умело «обрабатывать и возделывать» личность. Плохо обученный человек с низким гражданским самосознанием на практике остается вполне довольным собой, но его негативное воздействие на окружающий мир может стать весьма заметным и даже превосходить позитивные индивидуальные и общественные достижения.