Глава книги
Аксиологический контекст как стратегический ориентир географического образования
На современном этапе развития общества Россия столкнулась с беспрецедентным мировым политическим и экономическим вызовом - созданием мирового миропорядка - господства США в современном мировом пространстве во всех сферах жизнедеятельности общества. Результатом вызова стало введение военной операции, западных санкций против России. В этой связи задачей образования становится обеспечение личности надежным компасом умений прокладывать свой путь во все более неопределенном и усложняющем мире и готовить ее к нахождению и улучшению мира будущего [Громыко, 2019]. В этих условиях в качестве основополагающей конструкции обучения выступает аксиологический формат географического образования, обеспечивающий ему внутреннюю организацию содержания, выступая в качестве его ядра. Школьная география представляет собой смыслообразующий предмет. Она является матрицей географической науки и культуры, которая складывалась в течении длительного времени. В результате школьная география стала культурно-исторической формой, своеобразным кодом, мощным драйвером, обеспечивающим ответы на многие вызовы мира, ввиду интеграционного характера географического содержания, значительного аксиологического потенциала, способствуя раскрытию ценностносмысловых установок обучающимся на основе базовых ценностей, формирующих фундамент российской государственности, таких как свобода, независимость России, межнациональный мир, патриотизм, коллективизм, солидарность, помощь слабым. Важным является воспитание поколения, осознающего, что на его плечах лежит задача формирования нового миропорядка, развития на его основе постоянного наращивания своего профессионализма, поиска нового понимания, нового знания и нового способа действия [Громыко, 2019], обеспечивая ему новые возможности и эффекты этого развития. Усиление роли воспитания в образовательном процессе по географии осуществляется на основе актуализации аксиологического контекста географического образования. Аксиологический контекст географического образования обусловлен реализацией аксиологической парадигмы. Аксиологическая парадигма рассматривается в контексте осознания единства и многообразия ценностного мира в качестве образца для теоретико-методологического построения концептуальных подходов к изучению окружающей действительности [Сухоруков, 2020]. Аксиологический контекст географического образования ставит проблему ценностей и ценностных ориентиров, оценок, направленных на организацию ценностного видения мира, который обусловлен духовным освоением нравственным восприятием географической действительности учащихся, обогащая их душу, в единстве сознания, чувств, поведения. Аксиологический контекст географического образования обеспечивает обучающемуся нравственное опережающее ориентирование в пространстве и во времени, в котором живет и будет жить обучающийся, в построении и выборе своего жизненного пути как индивидуальности, патриота, гражданина, семьянина, профессионала [Николина, 2022]. Характеризуя аксиологический контекст географического образования необходимо выделить основные (ядерные) ценности, которые выражаются в форме ценностей и ценностных ориентаций в форме норм, правил, идей: 1) ориентация на человека, его жизнь как главная ценность (самоценность) на Земле; 2) самоценность и значимость окружающей природы, ее объектов; 3) жизнь и деятельность ради настоящего и будущего (временная ориентация); 4) значимая деятельность во имя добра, повышения качества жизни, общества человека; 5) ориентация на сотрудничество, толерантность, взаимопонимание, не конфликтное решение межличностных проблем [Kluckhohn, 1955]. При этом, в образовательном процессе в центре географического образования находится ученик как субъект, вступающий в ценностные отношения с географическим пространством, объектами, процессами, явлениями, Другими, включая обучающихся на основе взаимодействия в ценностную социализацию. Ценностная социализация формируется у учащихся на основе «позитивных» ценностных ориентаций, обеспечивающих расширение их личностного опыта на основе программы, учебников географии, всего учебно-методического комплекта (учебник, атлас, рабочая тетрадь, тетрадь для практических работ, хрестоматии, электронные средства и др.) и создаваемых на их основе личностно и социальноориентированных ситуаций, обеспечивающих осмысление, выбор ценностных ориентиров, отстаивание своей позиции, высказывание своих ценностных суждений, обеспечивающих принятие обучающимися ответственных решений в соответствии с духовно-нравственными установками. Например, линия учебников географии «Полярная звезда» (М., Просвещение) реализует аксиологический контекст на основе: ▪ ценностное наполнение (насыщение) его содержания ценностными смыслами (Зачем? Для чего? Ради и во имя чего? Каков стратегический вектор?); ▪ личностная направленность формирования ценностных ориентиров в тексте и системе заданий; ▪ трансляция гуманистических ценностных ориентиров в жизнедеятельности учащихся на основе проектно-исследовательской деятельности; ▪ обращение к духовному наследию человечества и главное своей страны как единице трансляции географической культуры; ▪ включение обучающихся в соответствии со своими возрастными особенностями в многообразие социокультурных практик, помещенных в линии учебников географии «Полярная звезда»; ▪ ориентация ценностных идей на реализацию краеведческого подхода, обусловленного «магией пространства» своего края, сопричастностью со своим пространством, своим родом. Аксиологический контекст при изучении родного края обусловлен необходимостью решения реальных географических проблем своего края, создания «личностного портрета» своей местности на основе фотоснимков, видео кадров, картосхем, эссе и др., что способствует формированию сопричастности своего «Я» к своей Родине, родному краю. Включение обучающихся в социокультурные практики «Я и мой край», «Я в родном крае», «Я для моего края», которые активизируют учащихся, формируют интересу них к географии; ▪ создание в учебниках линии «Полярная звезда» ситуаций, обусловленных сотворчеством, встречей «с бытием с другими» (М. Хайдеггер), всовместной деятельности через параграфы- путешествия, параграфы «Учимся с «Полярной звездой», системы заданий; ▪ выделение в тексте ценностных выводов, стратегических идей, включение нормативно-правовых документов Российской Федерации, обеспечивающих формирование мировоззрения учащихся, становления у них отношение к другому как самоценности; ▪ россиецентричность как доминирующий аксиологический контекст сопричастности своей стране - России, способствующий пониманию своей гражданской ответственности за развитие и процветание России, ее безопасности. Лишь совокупность научной и ценностной картины мира обеспечивает достойное человека отражение окружающего мира в его сознании и является надежной основой для формирования ценностного поведения. Рассматривая аксиологический контекст географического образования подчеркнем, что его мерой (нормативной планкой) выступают духовно-нравственные ценности, обеспечивающие возможность сделать социально и нравственно одобряемый выбор (во благо). Они являются внутренними ценностными регуляторами, ориентированными на любовь, добро, красоту, позитив, безопасность. Являясь базовыми ценностями духовно-нравственные ценности ориентированы на универсальные ценностносмысловые константы, что соответствует задачам согласованного устойчивого развития общества. Географическое образование позволяет создавать специальный инструментарий, позволяющий у учащихся вырабатывать ценностное отношение к миру, определять принципы действия и форму собственного поведения в сложных противоречивых ситуациях в стране и мире. Главное, географическое образование позволяет раскрывать особенности развития взаимоотношений на современном этапе человека, природы, общества, отождествляя себя со своей страной - Россией, ее пространством, уникальными районами, не отделяя себя от остального мира. Мало исследованной проблемой современного мира является изучение фонового контекста географического образования, определяемого ситуацией, когда география как предмет в школе уже изучена и у выпускника-человека, закончившего школу имеются остаточные географические знания и ценностные ориентиры. Совершенно ясно, что чем больший интерес к географии проявлял в свое время обучающийся, чем более деятельностным было содержание и технологии изучения географии в школе, тем в большей степени напитана и одухотворена «географическая» жизнь человека, через осознание, понимание, когда географическое знание стало частью его внутреннего ценностного мира, когда географическая карта стала его ценностью, обеспечивая самоопределение и самоприсвоение географического пространства и ценностного видения мира. Поэтому миссией учителя географии становится формирование у обучающихся эмоционально ценностного отношения к миру, а на его основе базовых ценностей. Выступая субъектом образовательного процесса учитель географии запускает ценностно-смысловые механизмы по воспитанию у обучающихся отношения к географическому пространству. В этом случае учитель географии становится «главным носителем культуры в период смены тысячелетий, являясь высоконравственной личностью» [Романов, 2018,]. Аксиологический контекст географического образования характеризует единство и многообразие современного мира, его гуманитарноантропологическое измерение раскрывает позитивную значимость деятельности обучающихся, выступает интегратором патриотизма и гражданственности, обеспечивают сознательно одобряемый выбор в решении ценностных проблем, сохранение духовного наследия России и поведении в географическом пространстве в контексте ценностного отношения к окружающему миру.