Глава книги
Экологическая деятельность обучающихся в школьном географическом образовании
Экологическое образование подрастающего поколения сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. Возрастающее в последнее время воздействие человека на природу и возникновение экологических проблем как на глобальном, так и на региональном уровне сделали актуальным процесс формирование у учащихся экологических умений. С этим связываются надежды на повышение качества экологической образованности школьников, а также формирование нового экологического мышления, развитие экологической культуры [Соломин, Пономарева, 2005]. Экологическая культура - часть общей культуры на современном этапе развития общества. Важной составляющей экологической культуры является экологически обусловленная деятельность, которая включает виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера. Экологические умения - умения, которые показывают, какие практические действия по оценке воздействия человека на природу, а также по охране и воспроизведению природных ресурсов может и должен выполнять обучающийся [Махов, 2007]. Несмотря на то, что проблема формирования экологической культуры в широком ее понимании имеет междисциплинарный характер, географической науке в ее решении принадлежит особая роль. География - единственная из наук, сочетающая в себе природные и социальные звенья, просматривающая оптимизацию взаимоотношений между природой и обществом как основное свое направление исследований на современном этапе. Образование обучающихся в области рационального природопользования, привитие им системы экологических умений - одна из важнейших задач школьного географического образования. Значение учебного предмета «География» в процессе формирования экологических умений у обучающихся определяется тем, что содержание его позволяет наиболее полно раскрыть взаимосвязи элементов системы «природа - человек - производство», способы оптимизации природопользования и показать взаимосвязь экономики и экологии. Практически все содержание учебного предмета «География» позволяет решать задачи экологического образования. Уроки географии должны последовательно развивать экологические знания учащихся, на фундаменте которых формируются экологические умения. Нередко в учебном процессе преобладают методы и приемы, направленные на воспроизведение готовых знаний, которые излагаются учителем, представлены в учебнике и литературных источниках, и недостаточно уделяется внимания формированию у школьников умений оперировать приемами умственных действий, лежащих в основе усвоения учебного курса. Нередко в преподавании географии преобладают эмоционально-социальные аспекты: учителя приковывают внимание к катастрофическим последствиям нерационального отношения к среде и ресурсам. Нормы поведения человека в природе даются декларативно. Тесная связь экологических проблем с глубинными законами живой природы прослеживается очень слабо. Не реализуется аналитический подход, который предполагает оценку состояния окружающей природы, критический взгляд на использование ресурсов в том или ином регионе, оценку условий жизни человека. Все это отрицательно сказывается на качестве экологических знаний и умений учащихся. В комплексном решении проблемы формирования экологических умений у обучающихся важнейшее значение имеет стимулирование их деятельности. Ведущими факторами, стимулирующими обучающегося к учебной деятельности, являются, как известно, учебная мотивация и познавательный интерес. Мотивация оказывает решающее влияние на все аспекты деятельности и поведение человека. Она определяет направление и интенсивность деятельности, прочность запоминания, продуктивность мышления, устойчивость внимания, эффективность реализации опыта и способностей. Формирование и развитие познавательного интереса, как и любого свойства личности, происходит во время деятельности. Являясь личностным образованием, формирующимся в деятельности, познавательный интерес активизирует саму деятельность. Психологической основой процесса формирования экологических умений является теория поэтапного формирования умственных действий. В методической литературе по географии при анализе вопроса формирования умений подчеркнута необходимость выделения определенных этапов. Основываясь на идеях Е. Н. Кабановой-Меллер, Т. А. Герасимовой, В. А. Щенева [Кабанова-Меллер, 1968; Щенев, 1979], предлагаем следующие этапы процесса формирования экологических умений (табл. 1). Экологическая деятельность характеризуется как «интегративное» понятие для обозначения различных видов деятельности. В силу этого экологические умения, лежащие в основе экологической деятельности, имеют неодинаковую направленность и представлены различными видами. Важнейшим условием классификации экологических умений является анализ и учет проблем, решаемых в процессе изучения географии. На основе взаимосвязанных видов экологической деятельности школьников, с учетом ее направленности при изучении учебного предмета «География», выделяются следующие типы экологических умений: 1. Познавательные - раскрывающие взаимодействие человека и природы; 2. Прогностические - умения предвидеть и предотвращать отрицательное воздействие человека на природу, прогнозировать возможные изменения в окружающей среде при избранном варианте поступка, умение объяснять необходимость преобразований в процессе взаимоотношений человека и природы; 3. Оценочные - умения оценивать природные объекты и явления по экологическим признакам, анализировать собственное поведение сообразно нормам экологической этики; 4. Эколого-картографические - умения составлять экологические планы, карты, картосхемы и их анализировать. В таблице 2 определены экологические умения, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения географии. Эти умения не одинаковы по своей значимости, сложности, взаимосвязанности, времени освоения в процессе обучения. В процессе обучения школьники овладевают разными по объему действиями и умениями, среди которых важное место занимают экологические, которые могут входить также в состав других видов человеческой деятельности.