Глава книги
Опыт проведения Герценовской олимпиады школьников по географии в дистанционном формате
В 2020 году ввиду повсеместного распространения информатизации образования и следствие ухудшения эпидемиологической обстановки не только в России, но и в ире, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, вся образовательная деятельность, в том числе интеллектуальные соревнования обучающихся, были перенесены в дистанционный формат с применением информационно-коммуникационных технологий. Впервые Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена был проведен заключительный этап Герценовской олимпиады школьников по географии в дистанционном формате. Герценовский университет имеет многолетний опыт проведения олимпиад различного уровня как одного из инструментов повышения эффективности деятельности обучающихся, что позволяет в значительной степени модернизировать систему работы с одаренными детьми. Герценовская олимпиада школьников по географии (далее - ГОШ) проводится ежегодно более 15 лет и традиционно проходит в два этапа: первый этап - отборочный, второй этап - заключительный. Отборочный этап по умолчанию проходит дистанционно. Это позволяет значительно расширить географию участников и дает возможность учащимся из других регионов принять участие в лимпиаде. Второй этап - заключительный - проходил до 2021 года очно. Участники отборочного этапа, показавшие наилучшие результаты, становятся победителями или призерами и распределяются по региональным площадкам. Площадками для проведения заключительного тура помимо основного кампуса РГПУ им. А. И. Герцена становятся соорганизаторы олимпиады в других регионах нашей страны (г. Пенза, г. Сочи и др.). Герценовская олимпиада по географии входит в Перечень олимпиад школьников, утвержденный Российским советом олимпиад школьников. К участию в олимпиаде допускаются обучающиеся 8-11 классов. ГОШ по географии является одной из основных возможностей для поступления абитуриентов, которые готовятся к зачислению на естественнонаучные направления бакалавриата и специалитета российских вузов. ГОШ позволяет победителям и призерам поступать без вступительных испытаний в российские вузы при условии, что единый государственный экзамен по профильному предмету будет сдан не менее, чем на 75 баллов. Льготное поступление возможно, если это предусмотрено приемной компанией вуза, в который планирует поступать абитуриент. В 2021 году отборочный этап ГОШ по географии был проведен в онлайн формате с использованием электронной информационно-образовательной среды университета в системе Moodle и системы видеофиксации - прокторинга. По завершении олимпиады были дополнительно просмотрены работы тех участников, которых система прокторинга определила как имеющих «низкий уровень доверия» Впоследствии по решению оргкомитета они были аннулированы. В последние годы отчетливо прослеживается динамика роста количества участников Герценовской олимпиады по географии (рис. 1). Это может быть связано с несколькими факторами: активной работой вузов по популяризации олимпиады, деятельностью вузов-партнеров в регионах, возрастающим интересом школьников к олимпиадам. Немаловажную роль сыграло продление сроков олимпиады в 2021 году и возможность принять в ней участие онлайн. В 2021 году возросло не только количество участников, но и количество регионов, принявших участие в ГОШ по географии. В 2020-2021 учебном году география участников была представлена 73 регионами по сравнению с 62 регионами в 2018- 2019 и 59 регионами в 2019-2020 учебных годах (рис. 2). Приоритетной целью проведения интеллектуальных соревнований учащихся является популяризация олимпиадного движения и выявление талантливой молодежи среди обучающихся образовательных учреждений. Авторами был проведен анализ качества выполнения олимпиадных заданий ГОШ за период 2018-2021 гг. Так анализ заданий прошлых лет позволил констатировать, что при прохождении отборочного этапа Герценовской олимпиады школьников по географии, наибольшие затруднения вызывают задания на умение работать с географическими координатами. Для выполнения данного задания необходимо быть знакомым с сетью географических координат, ориентироваться на карте, уметь определять широту и долготу. Рассматриваемые олимпиадные задания данного типа ориентированы не на проверку базовых знаний, а на умение их использовать для решения различных задач. Примером работы с географическими координатами может быть определение антипода заданной точки (Пример 1) [Бахир и др., 2014]. Пример 1 Определите город, где расположен антипод (точка с противоположными географическими координатами) городу Улан-Удэ по географическим координатам - 51°49′ с.ш., 107°36′ в.д. Выберите один ответ: ▪ Буэнос-Айрес (Аргентина) ▪ Вальвидия (Чили) ▪ Пуэрто-Наталес (Чили) ▪ Санта-Витория-ду-Палмар (Бразилия) Ответ: Пуэрто-Наталес (Чили). Таким образом, участники должны определить, что это один из городов Чили - Пуэрто-Наталес. Затруднения возникают также при ответе на некоторые вопросы по социальноэкономической географии, такие как: определение страны по одной из характеристик, вопросы, связанные с размещением промышленности и добычей полезных ископаемых, определением достопримечательностей по снимкам. Затруднения связаны прежде всего с неготовностью обучающихся к решению нестандартных заданий и отсутствием образного представления о странах. Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах данного уровня в дистанционном формате - сложная многоэтапная система. Такая подготовка выходит за рамки стандартного урока по географии, и учитель обычно не может обеспечить индивидуальную работу с обучающимся. Однако стоит отметить, что главным подходом при организации подготовки к предметным олимпиадам является личностно-ориентированный подход, который предполагает, что приобретаемые обучающимися знания должны быть многофункциональными и межпредметными. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при выполнении олимпиадных заданий показал, что для достижения положительного результата помимо обычного урока географии, должен быть соблюден ряд условий, влияющий на улучшение результата [Соломин и др., 2013; Суслов и др., 2013]: ▪ подготовку к Герценовской олимпиаде школьников по географии целесообразно совмещать с проектной, а также с краеведческой деятельностью учащихся на уроках географии; ▪ очень важно, чтобы ученик не потерял интерес к предмету. Для этого необходимо в процессе обучения географии мотивировать учащихся к целенаправленной познавательной деятельности, например, брать задания из учебников 1990-х, 2000-х годов, модернизировать их и предлагать учащимся в качестве подготовки к саморазвитию и самообразованию; ▪ предлагать обучающимся на уроках типовые географические задачи, которые есть в олимпиадных заданиях [Сухоруков, 2011]. В последние годы проведение интеллектуальных состязаний по географии с применением информационно-коммуникационных технологий является наиболее актуальной и востребованной формой проверки знаний обучающихся. Вследствие этого, модернизации традиционного урока и внедрения в него современных технологий в обучении географии будет недостаточно для успешного выполнения олимпиадных заданий по географии. Таким образом, возрастает потребность в использовании подготовительных курсов к олимпиаде по географии как в очном, так и в дистанционном формате.